1-й секретарь горкома КПСС Комсомольска Евгений Хорошилов, 1-й секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев с супругой Раисой Гарбачевой и 1-й секретарь Хабаровского крайкома КПСС Алексей Чёрный (слева направо).
1-й секретарь горкома КПСС Комсомольска Евгений Хорошилов, 1-й секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев с супругой Раисой Гарбачевой и 1-й секретарь Хабаровского крайкома КПСС Алексей Чёрный (слева направо).
В начале лета 1986 года я обратился к А.К. Черному [1-й секретарь Хабаровского крайкома КПСС]: живем в окружении пустующей территории, однако поддержки в краевых органах по выделению земли под дачные участки не нахожу. Нам твердят, что лесные массивы в пригородной зоне Комсомольска имеют государственное значение для лесозаготовок. Но мы-то знаем, что это просто мелкие перелески.
 
А.К. Черный согласился помочь. В очередной приезд в город он пригласил с собой несколько краевых руководителей. На вертолете мы облетели прилегающие к городу территории. Чуть позже в ходе совещания в ГК КПСС эти руководители сразу «без боя» сдались и подтвердили, что осмотренные лесные массивы не имеют хозяйственного значения.
 
Дорога к освоению участков была открыта. В горкоме партии прошли встречи с руководителями профсоюзных организаций и дачных кооперативов, с известными в городе дачниками. Это позволило максимально учесть пожелания людей.
 
Что мы сделали в первую очередь? Провели ревизию выбранных лесных массивов в районе Гайтера, Бочина, Большевика, Галичного, Кедровой пади, в районе подстанции Комсомольск-ЛЭП 500 и другие.
 
Нам важно было убедиться, что участки имеют удобный рельеф, обеспечивается юго-западная освещенность. Определялась возможная организация подъездных путей, доступность электрических сетей, наличие подземных источников питьевой воды, расположение котлованов с водой  для полива и пожарной безопасности.
 
В короткие сроки была разработана схема размещения 20 тысяч дачных участков. Несколько механизированных управлений города получили задания и выполнили общепланировочные работы, пробили и отсыпали подъездные и дачные дороги, соорудили достаточное количество котлованов для сбора поливной воды, пробили артезианские скважины и проложили водопроводы с питьевой водой. Энергетики провели электролинии, транспортные предприятия предложили новые пассажирские маршруты на дачные участки.
 
Раньше в условиях централизованной экономики проблемой для населения было купить необходимые стройматериалы. Мы поддержали предприятия торговли, и они на очередной год разместили заявки на поставку дополнительного количества строительных материалов: красного и силикатного кирпича, шифера, пиломатериалов и др.
 
Предприятия строительной индустрии города организовали отпуск на строящиеся дачи железобетонных изделий, плит перекрытия. Я об этом подробно говорю потому, что партийные комитеты в те годы в основном занимались решением хозяйственных проблем.
 
Для нас было важно, чтобы на земельных наделах было закреплено ведущее предприятие, которое обладает способностью оказать помощь садовым кооперативам в решении возникающих проблем  (выделение автомобилей, тракторов, автокранов, помощь сварщиками, электриками и т.д.).
 
Головными определили крупные предприятии города: заводы авиационный, судостроительный, нефтеперерабатывающий, металлургический, подъемно-транспортного оборудования, строительные тресты, объединение «Северовостокэнергострой», предприятие «Северные электрические сети», швейная фабрика и др.
 
В ряде случаев мы объединяли группу небольших предприятий, например,  жилищно-коммунальной сферы и т.п. То есть некоторая аналогия нынешних якорных инвесторов.
 
Только после такой скоординированной подготовки профсоюзные комитеты предприятий взялись за организацию новых дачных кооперативов, помогали людям решать возникающие проблемы. За короткое время по плану первой очереди горожанами было освоено около десяти тысяч дачных участков. Громадный спрос на участки был полностью удовлетворен, цены на дачи резко упали.
 
К сожалению, в постперестроечный период власть отвернулась от забот людей. Дачники остались без поддержки и не могли противостоять разрушению. «Металлисты» сняли силовые алюминиевые электропровода, остановились насосы артезианских скважин. Подъездные дороги больше никто не ремонтировал, и они быстро разрушились.
 
С дачных участков «вынесли» все металлическое: водопроводы, поливные емкости, теплицы, рабочий инвентарь, посуду, столбики ограждений, каркасы ворот. Состоялся исход дачников с этих участков: несколько тысяч дач были брошены. Бросил и я свой участок на Гайтере, на моей улице из 15 участков действующим остался только один, теперь и на моем огороде выросли березы и осины в руку толщиной.
 
В какой-то мере опыт предварительной подготовки участков для массового спроса можно было бы учесть. Сейчас не в спешке надо раздать землю, а подойти организованно и помочь создать хотя бы минимальные условия для закрепления людей. Нельзя допустить, чтобы новый и масштабный социальный эксперимент был скомпрометирован. Вместо рождения рыночных хозяйств может организоваться рынок бросовой земли.
 
Некоторые хозяйства, конечно, преодолеют трудности и поднимутся, но задача состоит в том, чтобы привлечь на Дальний Восток миллионы людей со всей России, даже боюсь называть цифру, озвученную Минвостокразвития. Возможно, правительству края и Минвостокразвития следует рассмотреть состояние этого вопроса и предопределить решение некоторых перспективных проблем освоения «дальневосточного гектара».
 
Хорошилов Е.Н.,
бывший первый секретарь горкома КПСС Комсомольска-на-Амуре в 1985-1991 гг.
Комсомольск-на-Амуре