Жительница Смидовичского района ЕАО обратилась в суд с иском к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» в лице Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО «РЖД».
 
Она рассказала, что на одном из перегонов был смертельно травмирован ее 28-летний сын. После его гибели она испытывала глубокие физические и нравственные страдания, связанные с невосполнимой утратой близкого человека. Сын фактически являлся единственным кормильцем в семье, они проживали вместе. Просила взыскать с ответчика компенсацию морального вреда.
 
Суд к участию в деле в качестве соответчика привлек страховую компанию. Представитель ОАО «РЖД» исковые требования не признал. По его мнению, компенсацию должна выплатить страховая компания. Он также указал на грубую неосторожность в действиях потерпевшего и отсутствие вины ОАО «РЖД» в его гибели.
 
Рассмотрев дело, Смидовичский районный суд ЕАО требования истицы удовлетворил, обязав ОАО выплатить компенсацию в размере 200 тысяч рублей. Ответчик с таким решением не согласился, в апелляционной жалобе просил его отменить, исковые требования удовлетворить за счет страховой компании.
 
Проверив материалы дела, обсудив доводы сторон, судебная коллегия по гражданским делам суда ЕАО оснований для отмены решения не нашла.
 
В соответствии с п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме причинителем вреда.
 
Законом эта обязанность может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда, но являющегося владельцем источника повышенной опасности. Если грубая неосторожность самого потерпевшего способствовала возникновению или увеличению вреда, размер выплаты должен быть уменьшен в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда.
 
В силу ст. 1100 ГК РФ в случаях, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности, компенсация морального вреда выплачивается независимо от вины причинителя вреда.
 
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 № 10 моральный вред может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников. При определении размера компенсации суд с учетом требований разумности и справедливости исходит из степени нравственных или физических страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, степени вины нарушителя и иных заслуживающих внимания обстоятельств каждого дела.
 
Из материалов дела установлено, что пострадавший получил смертельную травму в результате собственной неосторожности при пересечении железнодорожных путей в неустановленном месте. Владельцем источника повышенной опасности является ОАО «РЖД».
 
По мнению апелляционной инстанции, районный суд вынес обоснованное решение о взыскании компенсации морального вреда с ОАО «РЖД» как с лица, обязанного возместить ущерб. В свою очередь данное решение является основанием для обращения ответчика к страховщику за страховым возмещением.
 
Судебная коллегия также согласилась и с размером компенсации морального вреда. Все обстоятельства, в том числе и неосторожное поведение самого погибшего, были учтены. Решение Смидовичского районного суда ЕАО признано законным и обоснованным.
 
Наталья Лаврова,
руководитель пресс-службы суда Еврейской автономной области