Коллектив Теплоозерской районной больницы
Коллектив Теплоозерской районной больницы
Это был тяжелый день. Но не в смысле физической нагрузки. Это был тяжелый в моральном отношении день для депутатов Государственной думы, экспертов ОНФ РФ, заместителя Министра здравоохранения РФ, представителей Росздравнадзора РФ и центрального аппарата ФОМС.
 
Прилетев на один день из Москвы для того, чтобы собственными глазами увидеть, что на самом деле происходит в сфере здравоохранения области, они не только это увидели, но и прочувствовали.
 
Мы вполне осознанно настаивали на том, чтобы первым пунктом в программе их визита было посещение Теплоозерской районной больницы, потому что эта больница, на наш взгляд, как маркер, высвечивающий квинтэссенцию всего того, что успела натворить госпожа Басова при абсолютном покровительстве господина Левинталя в здравоохранении ЕАО.
 
Прямо из аэропорта, не заезжая в Биробиджан, группа депутатов Госдумы, представителей Минздрава РФ и ОНФ направилась в Теплоозерск. Цель визита - проверить выполнение поручения президента, данного в связи с нашим обращением к нему на двух Медиафорумах - в 2015 и 2017 годах.
 
А если говорить простыми словами - убедиться в том, что журналисты «Газеты на Дом» на этих форумах озвучили правду об оптимизации здравоохранения ЕАО и методах ее проведения, а убедившись, остановить эту оптимизацию и, насколько возможно, помочь спасти то, что еще осталось в этой многострадальной сфере.
 
Конечно, как инициаторы данного поручения, мы выехали в Теплоозерск вместе с гостями.
 
Руководство области и управления здравоохранения знали об этом визите заранее, но в Теплоозерской больнице нас встречали не губернатор, не госпожа Басова, на худой конец. Нет!
 
В Теплоозерской больнице первого заместителя министра здравоохранения Российской Федерации, депутатов Государственной думы встречали Алла Винарская, должность которой в управлении здравоохранения, насколько мы знаем, называется «консультант» (то есть, даже не заместитель начальника управления), и Ольга Писарева - руководитель местного ФОМС.
 
И, конечно, нас очень ждал коллектив больницы. Собрались все, кто в настоящее время в ней работает, пришли и те, кого из больницы уволили под эгидой сокращения.
 
Игорь Каграманян, первый заместитель Министра здравоохранения РФ:
 
- … Задача у нас комплексная: очень внимательно и глубоко изучить ситуацию в здравоохранении ЕАО… Не секрет, что наш очередной визит к вам как раз по обращению журналиста к Владимиру Владимировичу Путину на Медиафоруме. Ситуация непростая в регионе. Она, безусловно, зависит от бюджетных возможностей региона. Руководство страны и мы, как команда руководства страны, исходим из того, что здравоохранение - это всегда приоритет, поскольку оно имеет отношение к каждому человеку. Вы знаете, что огромное внимание уделяется медицинскому персоналу. Не случайно в майских указах Президента огромное внимание уделяется преодолению дефицита медицинских работников…
 
Там, где руководство региона и руководство здравоохранения нацелено на то, чтобы эту проблему решать, это получается. Не так быстро, как хотелось бы, но получается… Помимо этого, для того, чтобы мы с вами могли оказывать населению доступную и качественную медицинскую помощь, необходимо оснащение оборудованием наших лечебных учреждений, наличие санитарного автотранспорта… Весь этот комплекс проблем так или иначе затрагивает и Теплоозерскую районную больницу.
 
Наша задача сегодня, прежде всего, вас выслушать. Сегодня у нас будет встреча с губернатором ЕАО… Мы изложим губернатору свое видение и понимание ситуации и будем обсуждать комплекс мер по ее изменению к лучшему… Будем объяснять главе региона, что надо помогать больнице…
 
Мы можем заверить вас, что с сегодняшнего дня никаких реорганизаций учреждения, затрагивающих численность медицинского персонала, не будет проводиться… Мы не можем вам обещать, что по мановению волшебной палочки все проблемы будут решены. Так не бывает. Но то, что все, вами сказанное, будет доложено руководству в Москве, и, соответственно, об этом будет проинформирован губернатор области, и мы будем настаивать на том, чтобы был представлен конкретный план решения по каждой проблеме, что ничего из того, что вы озвучите, не оставим без внимания, это я вам обещаю.
 
Наталья Костенко, депутат Государственной думы РФ, член Центрального штаба ОНФ:
 
- Мы впервые узнали о проблемах здравоохранения ЕАО, когда на форуме «За качественную и доступную медицину!» в 2015 году ваши земляки - журналисты «Газеты на Дом» попросили Президента обратить внимание на сложившуюся здесь ситуацию. Поручение Президент дал уже после второго обращения на форуме в 2017 году. И конечно, обо всем, о чем вы будете сейчас говорить, прежде всего, будет проинформирован Президент РФ.
 
Наша позиция такая: во-первых, все решения, которые будут приниматься в сфере здравоохранения ЕАО, должны соответствовать, прежде всего, интересам жителей области. Если есть пациенты, то должны быть медучреждения и врачи. Во-вторых, должен быть диалог. Основная функция ОНФ - помогать этот диалог вести.
 
Николай Приходько, врач-анестезиолог, реаниматолог:
 
- … Проблема заключается в том, что вплоть до 2016 года здесь работало полноценное отделение реанимации. Пациенты лечились, помощь оказывалась. Смертность была не выше, чем в среднем по России по анестезиологической службе. Койки вырабатывали максимально возможный объем. По 300 - 400 человек за год пролечивалось в реанимации… 2016 год: был уволен весь персонал отделения реанимации - сокращен по какому-то сокращению. 300 километров федеральной трассы, экстренные пациенты, автодорожные происшествия и так далее.
 
В г. Облучье реанимации нет. Ближайшие - п. Архара Амурской области и г. Биробиджан. Поступает тяжелый пациент, надо давать наркоз, тяжелое состояние, реанимация. Хорошо, мы прооперировали с хирургом. Куда я дальше пациента дену? Он не транспортабелен. Где лечить? Аппаратуру не подключишь - персонала нет, он разогнан. Лекарств нет, даже антибиотиков нет. И нам объясняют: денег нет.
 
На прошлой неделе поступила пациентка - перитонит. Берем на операцию - не операбельна: опухоль. Госпитализировать некуда. Собираем лекарства по всей больнице. Хирург позвонил в областную больницу, объяснил состояние. Там сказали, что ее нельзя транспортировать. Мы прооперировали здесь сами. С трудом мы ее вытащили. Сейчас, слава Богу, состояние нормальное, но, когда звоним в областную больницу, они отказываются принимать без предварительного полного обследования. А как обследовать, когда кроме рентгенографии и лаборатории у нас ничего нет?
 
Лаборатория у нас есть, проводит исследование и на биохимию, и бактериологические. Но среды у нас не закупаются, реактивы не закупаются. Чем диагностировать? Мы анализы сделать не можем. Есть лаборатория, есть лаборанты, а работать не можем.
 
Кузьмина Лариса, врач-педиатр:
 
- Вы говорите, мы должны оказывать людям помощь. А я прихожу на работу - мне говорят: зарабатывайте деньги, вы не заработали.
 
Сколько нужно работать, чтобы заработать? Почему я работаю, стараюсь делать все добросовестно, однако моя больница вся в долгах? Отделение детское было закрыто. На каком основании? Нам оставили пару коек в терапии. Пожилые пациенты постоянно жалуются, потому что дети есть дети. Им надо побегать, поиграть…
 
Кроме того, «Скорая помощь» перешла в единую службу в Биробиджан. Уезжает «Скорая помощь» с тяжелым больным в Биробиджан, а в это время прибегает мама: ребенку плохо, он не дышит. А «Скорой помощи» нет, она уехала в Биробиджан. Я бросаю свой прием, бегу к этому ребенку домой с пустыми руками, потому что никаких препаратов нет.
 
Процедурный кабинет закрыт, потому что медсестра сокращена, работает теперь на 0,5 ставки. Дежурного врача тоже нет - тоже сокращен. Но я не волшебник, не могу оказывать помощь, не имея препаратов. Руководство областного управления здравоохранения парализовало работу Теплоозерской больницы… У меня очень большой участок, там очень много детей, но я не могу туда выехать, потому что транспорта у нас нет.
 
Холодова Ольга, лаборант:
 
- XXI век на дворе. Полгода назад у нас ломается последний аппарат КФК-3МБ. Мы просто-таки кричим об этой проблеме. Результат - ноль. Куда мы только не обращались. Даже сами позвонили в Облученскую больницу и там одолжили маленький аппаратик. Заявки на реактивы подали полгода назад. До сих пор воз и ныне там. Мы зарабатываем большие деньги на платных медосмотрах, но даже на эти деньги нам не закупают реактивы.
 
Виктор Лаврентьев, врач-акушер, гинеколог:
 
- У нас закрыли роддом. Непонятно, на каких основаниях. Трасса - 300 километров. Роды бывают преждевременные. Мы работали по протоколам, как и должны. Нам говорят про какую-то единственную койку для родов. Что это - непонятно, потому что в больнице сокращены акушерки. То есть я должен один приезжать сюда ночью на экстренные роды? При этом должны, согласно протоколу, присутствовать анестезиолог, неонатолог, акушерка. А я приезжаю один. Если что-то случится с пациенткой или ребенком, меня посадят. На каком основании сокращены акушерки, причем все четыре?..
 
Встреча длилась больше часа. Мы не станем сейчас излагать все, что на ней прозвучало. Остановимся на этом. Вторую часть встречи опубликуем в следующем номере, поскольку в этом хочется еще рассказать об итоговом совещании, состоявшемся после этой встречи, после посещения областной и детской больниц. Об этих посещениях - тоже в следующем номере.
 
Хотим обратить ваше внимание лишь на то, что на этой встрече в Теплоозерской больнице, как мы уже говорили, присутствовали и Алла Винарская, и Ольга Писарева.
 
Но вместо того, чтобы пытаться как-то ответить на вопросы коллектива, они лишь улыбались, Алла Винарская иногда с явным раздражением пыталась, мягко выражаясь, «наехать» на медиков, а основную часть времени они просто сквозь зубы, тихо, с откровенной неприязнью комментировали выступления врачей.
 
Ну разве можно при таком откровенном неуважении к врачам, такой почти что ненависти занимать руководящие должности в сфере здравоохранения?
 
Думаете, это риторический вопрос? Зря вы так думаете. Госпожа Басова совсем недавно тоже так думала…
 
Итак, давайте перейдем к вечернему итоговому совещанию, на котором присутствовали уже и «ее величество» госпожа Басова, и тот, кто занимает сегодня пост губернатора - господин Левинталь.
 
В небольшом зале на Чапаева, 1, за большим столом сидели и гости, и представители местной власти, и депутаты Законодательного Собрания, и представители местного ОНФ, и мы - журналисты «Газеты на Дом».
 
Игорь Каграманян:
 
- …У нас нет много времени на раскачку. Наша задача - сделать так, чтобы люди почувствовали, что действительно ситуация меняется к лучшему. Тем более, что к региону сегодня беспрецедентное внимание руководства страны… Президент Российской Федерации дал отдельное прямое поручение по здравоохранению ЕАО. Не было еще такого прецедента, чтобы по какому-то региону страны были даны такие прямые поручения Президентом. Мы с вами прекрасно знаем о том, какие здесь болевые точки имеют место…
 
Разиет Натхо, эксперт ОНФ РФ:
 
- … Знаете, третий год подряд я приезжаю. Меня особенно впечатлили два учреждения: в прошлом году тубдиспансер и вот сегодня Теплоозерская больница. Даже при том, что мы опаздывали на это совещание, Игорь Николаевич дал возможность всем в Теплоозерской больнице высказаться. Эта встреча нужна была.
 
Мы увидели, что не только финансовые проблемы там существуют, но и проблемы организационного характера: не отработана маршрутизация и многие другие важные вопросы.
 
Подход руководства области и управления здравоохранения должен быть другим, чтобы такие медицинские учреждения могли выживать в сложной ситуации, а не наращивать свою кредиторскую задолженность. Также по вопросу лабораторной диагностики в областной больнице: вроде бы ситуация налаживается, тем не менее какие-то вопросы остаются. Я зашла в приемный покой областной больницы, чтобы посмотреть, как делается забор крови, как осуществляется учет забора крови…
 
Есть проблемы: в журнале учет ведется как-то странно, записи делаются не в полном объеме. Присутствует какая-то расхлябанность.
 
Это же все-таки документы. Они не прошиты, нет даты начала ведения. Если возникнут какие-то проблемы, например, конфликт интересов, этот журнал можно будет просто переписать. Вроде бы мелочь, но за ней стоят серьезные проблемы. То есть, это нарушения, которых не должно быть. Реагенты и расходные материалы для лабораторных исследований достаточно дорогие…
 
В детской больнице я попросила: покажите меню. Все сразу побежали по углам. Что я такого попросила? Меню должно вывешиваться. Оно не может быть тайной.
 
По Теплоозерской больнице много вопросов: больничные листы не оплачиваются, коллективный договор не заключен… Врачи ведут прием пациентов в условиях отсутствия какого-либо оборудования либо оборудования с истекшим сроком действия. Это не может не вызывать вопросов. Все-таки районная больница обслуживает 15000 населения. Это не мало… Вы не воспользовались федеральной программой устойчивого развития села, посредством которой можно было бы помочь районным и сельским медучреждениям…
 
Здесь никто никого не собирается наказывать. Просто хочется объективности. Знаете, как-то обидно: лукавство какое-то здесь присутствует, несовпадение информации. Один главный врач одно говорит, а через полчаса мы слышим совершенно другое. Лично у меня уже возникает недоверие в целом к системе здравоохранения ЕАО. Если недоверие возникает у меня - человека, который здесь не живет, какие чувства испытывают живущие здесь люди, которые нуждаются в медицинской помощи, и медицинские работники, которые здесь трудятся?..
 
И еще: хотелось бы, чтобы в итоговом решении нашей рабочей группы была отмечена необходимость строительства или капитального ремонта детской больницы и чтобы область получила на это финансовую поддержку.
 
Игорь Каграманян:
 
- Согласен. И еще надо составить список самого необходимого оборудования для Теплоозерской больницы.
 
Олег Гнатюк, руководитель территориального органа Росздравнадзора по Хабаровскому краю и ЕАО:
 
- … Мы проводим проверку…Сказать, что система здравоохранения ЕАО нас порадовала, я не могу. Сказать, что соответствует стандартам хоть одно медучреждение в полном объеме, к сожалению, сейчас нельзя… Оборудование перераспределили, простаивающего стало значительно меньше, хотя сказать, что его вообще нет, тоже нельзя… Есть маршрутизация больных в Хабаровск, но, скажем так, она не достаточна, потому что не работает то самое первичное звено… Персонал есть, но обучение его во многом формально…
 
Наталья Санина, заместитель председателя комитета по охране здоровья Госдумы:
 
- …Самое главное: вам нужен очень сильный, мощный руководитель здравоохранения, которого поддержат стопроцентно представители медицинского сообщества. Для того, чтобы была доступность медицинской помощи, надо решать кадровый вопрос.
 
У вас высокая смертность из-за сердечно-сосудистых заболеваний. Она немного снижается. Но надо проанализировать, как должна работать «Скорая помощь», взаимодействуя между районами области, надо разработать маршрутизацию так, чтобы точно оказать помощь больному в самое короткое время….
 
Если убрать эмоциональный аспект, меня очень порадовали ваши люди, наши коллеги - медики. Они хотят работать. Мы постараемся сделать так, чтобы здравоохранение в первую очередь поддерживалось материально, морально. И здесь нужны очень серьезные кадровые изменения в управлении.
 
Коллективы должны слышать своих руководителей, но очень важно, чтобы руководитель слышал свой коллектив… Если в управлении нет главных специалистов, которые следят за маршрутизацией сердечно-сосудистых пациентов, то ничего хорошего не будет…
 
Ваш регион на контроле. Я надеюсь, что все управленческие решения будут приняты, управление будет укомплектовано серьезными, грамотными кадрами, потому что если опять придут люди, которые не решают проблему, которые видят ее не в глобальном масштабе, то как бы ни старался Росздравнадзор подсказывать, сколько бы ни приезжали мы, ничего из этого не получится…
 
У меня к вам просьба, Александр Борисович: обязательно решить вопрос с вашим управлением здравоохранения…
 
Николай Говорин, первый заместитель председателя комитета по охране здоровья Госдумы:
 
- … Сегодня ваш регион тянет вниз весь Дальневосточный округ. Это те параметры, которые свидетельствуют о том, что в здравоохранении ЕАО накопились очень серьезные проблемы, которые в одночасье решить невозможно, но решать нужно, и первые шаги уже сделаны…
 
Те меры, которые реализуются сегодня по решению проблем с кадрами, недостаточны. Нужна программа реализации кадровой политики по каждому направлению. Нам говорят: семь врачей уволились из областной больницы за 2016 год и уехали. Почему врачи уезжают?.. Меня сегодня расстроило психологическое состояние во врачебном коллективе.
 
Мы-то с вами должны работать ради наших пациентов, а сегодня мы здесь видим, что и в среде врачебной ситуация нездоровая. Руководство не информирует врачей, не обсуждает с ними проблемы. Эта закрытость ни к чему хорошему не ведет… Мы должны понимать, что сама система здравоохранения должна ориентироваться на запросы наших граждан, а не идти с позиции финансирования.
 
Нельзя строить здравоохранение по принципу: вот столько денег сегодня есть, и в рамках этой суммы строится здравоохранение. Это неправильно… В результате этого совещания будет составлен конкретный план действий, который позволит нам сообща решить проблемы…
 
Мы опубликовали только половину того, что прозвучало на этом совещании.
 
Вторую часть, в которой можно будет прочесть, что говорили на этом совещании господа управленцы ЕАО, в том числе и господин Левинталь, вы прочтете в следующем номере нашего еженедельника. Уверяем вас, это будет очень занимательное чтиво.
 
Каждое высказывание господина Левинталя, прозвучавшее на этом совещании, вызовет у вас, как мы думаем, просто восторг, и высказывания госпожи Басовой тоже. Но, понимая, как важно для всех наших читателей услышать хотя бы вкратце о том, какие решения были в результате приняты, как говорится, забежим немного вперед и скажем: безумная оптимизация здравоохранения ЕАО остановлена.
 
Это касается и Теплоозерской больницы, и «Центра лечебной физкультуры и спортивной медицины», и «Центра профилактики и борьбы со СПИД». Это был тяжелый день, но мы победили. Мы все победили! Протокол данного совещания в ближайшее время будет подписан и редакцию обещали с ним ознакомить, а мы, в свою очередь, ознакомим с ним наших читателей.
 
Сергей Бурындин,
Елена Голубь.
«Газета на Дом», №25