Людмила Болдырева
Людмила Болдырева
В крае завершилось строительство жилья для пострадавших от прошлогоднего наводнения. Насколько крупномасштабным и беспрецедентным было это бедствие, настолько, пожалуй, серьезной стала и ликвидация его последствий. Конечно, впереди еще много работы с дамбами, инфраструктурой, экологией, но сделано самое главное - жилье. Сдано почти сто тысяч квадратных метров жилья, новостройки «под ключ» появились в 36 точках нашего края: от отдельных улиц до целых поселков.
 
Это небывалый никогда прежде результат. Думаю, те, кто внимательно читает газету, видел эти стройки на наших страницах, понимают и осознают масштабы сделанного. Но… Разговорились с директором одного из хабаровских предприятий-строителей.
 
- Не хочу им ключи вручать, - признался. - У меня мужики тут сутками впахивали, для пострадавших старались! А эти ходят, не стесняются даже спрашивать, когда квартиры можно начать продавать. Мы еще не ушли, а они уже риэлтеров сюда водят, при этом возмущаются, что строители линолеум не того цвета уложили!
 
Настоящих пострадавших, по словам директора, видно сразу. Эти люди интересовались всем на стройке, помогали чем могли строителям, на самых ранних стадиях въезжали в свои дома и квартиры. У них глаза горят в буквальном смысле, они счастливы, что заселились в свое новое жилье. Готовы совершенствовать и обустраивать его на свой вкус, благодарны строителям и государству.
 
Другие, видно, хапнули под шумок. Ну нереально в нашей стране пока, чтоб таких не оказалось, надуть родное государство - особая доблесть. Вот и подсуетились, теперь пальцы гнут - а почему обои и линолеум такого цвета, фу-фу. Некоторые не скрывают, что еще квартиры имеют, да не на них оформленные, дескать, уметь надо…
 
Если б лишь в одном месте строительный директор все это рассказывал! Увы. Слишком часто и другие строители, и мобилизованные на мелкие работы общественники отмечали иждивенческий настрой потенциальных новоселов. Откровенное иждивенчество нередко сопровождалось хамством.
 
Причем не только тех, кто хапнул под шумок, но и других пострадавших. Почему-то категорически уверенных, что им все должны. И в первую очередь, конечно, - Путин, Шпорт, Соколов, свои местные главы. Как будто не стихия, а именно эти персоны устроили бедствие.
 
Очень удобно не вдумываться в смысл, не вникать, что государство по своей инициативе взялось ПОМОГАТЬ, а не компенсировать потерянное. Помогать-то означает, что самому также надо хоть что-то сделать! Очень удобно быстро забыть, что государство еще и денежку немалую выделяло на каждого пострадавшего вплоть до грудных детей. И в определении статуса пострадавших все суды шли навстречу им прежде всего (прописывали задним числом по свидетельским показаниям и т.п.), потому и случился невольный перебор с лженовоселами.
 
Меня, признаюсь, покоробило, когда жительница Мариинского из Ульчского района на прямой линии нашей газеты кричала в телефонную трубку губернатору, что ей не нравится этот новый дом!
 
- Вы же проекты видели, могли выбрать не дом, а денежную компенсацию, - корректно объяснял губернатор. Но стало сразу понятно: никакие объяснения, уточнения (губернатор поначалу пытался разобраться, что именно не нравится) ей не нужны. На самом деле человек хочет поскандалить, а покричать на главу края - это ж какой кайф, наверное!
 
Бывший директор Болоньского заповедника тоже под шумок прославился. Проявил инициативу: посетил новостройку в селе Джуен Амурского района из 15 домов для своих же бывших работников. То есть их судьбой озабоченный, он впервые отправился посмотреть на дома перед самой их сдачей. Не нашел сеней в домах и задумался, где жильцы будут брать дрова. Словом, в огороде бузина, в Киеве - дядька. Конечно, надо, чтоб Путин со Шпортом прям счас порубили да повозили людям дрова.
 
Еще новоселы там хотят погреб, сарай, колодец и т.д. Аппетит, как говорится, приходит во время еды. Так неужели кто мешает, люди?
 
… Помню, в декабре 1989 года дали нашей семье квартиру в хабаровской десятиэтажке. Счастье, после девяти квадратов общаги втроем. Хоть и лифт не работал, мы с ребенком бегом из общаги. В угловой комнате всю зиму с обогревателем выше 9 градусов температура не поднималась. Обои промерзли и когда весной отвалились от стены, мы увидели между панелями почти сквозную дыру на улицу. Засучили рукава, заделали шов, обновили обои, со временем застеклили лоджию.
 
И мысли не помню, что кто-то другой обязан нам был это сделать. Разве у других новоселов тогда было по-другому? Или это тогда? Почему сегодня по-другому?
 
Пишу все это не к тому, чтоб у кого-то весной отвалились обои. Вчерашним пострадавшим подобные проблемы вряд ли грозят - строители их жилья подписали на него пять лет гарантии. Но на любой даже самой образцовой стройке всегда найдется, к чему придраться. Поэтому если хотите ругать своих строителей, то, пожалуйста, гляньте сначала на себя. Поищите совесть…
 
Людмила Болдырева,
главный редактор краевой газеты Хабаровского края «Тихоокеанская звезда», 10.10.14
http://toz.khv.ru/postfactum/lyudmila_boldyreva/lozhka_dyegtya_na_linoleum/
вышла под заголовком «Ложка дёгтя на линолеум…»