Рыбы - море. Фото С.Балбашова
Рыбы - море. Фото С.Балбашова
На прошедшем Восточном Экономическом Форуме глава Сбербанка и новый губернатор Сахалинской области подписали контракт о создании рыбной биржи на Дальнем Востоке.
 
Уже в сентябре планируется провести пробные торги, а к 2020 году проект планируется совместить с промышленным кластером, подразумевающем строительство холодильных мощностей, производств для переработки рыбы и утилизации ее отходов.
 
Несмотря на общественный резонанс, который вызвала новость об этой идее, эксперты со скепсисом смотрят на биржу. Холодильники, переработка - это все бесспорно нужно, но зачем нам биржа?
 
А давайте спросим у создателей - Грефа и губернатора Сахалинской области, Олега Кожемяко. По их мнению, целью проекта являются увеличение объемов отечественной продукции на российском рынке, наращивание доходов от экспорта и обеспечение прозрачности сделок при осуществлении госзакупок.
 
Прямо скажем, рыбодобывающие компании пока без большого энтузиазма относятся к идее продажи их товара на рыбной бирже. В первую очередь это связано с тем, что рыба не биржевой товар.
 
Рыбу невозможно унифицировать, как потому, что у нас более чем 250 разнообразных видов морских биоресурсов, так и потому, что, фактически, и размерный ряд, и качество каждой партии рыбы, и ее потребительские свойства - разные, и напрямую зависят и от множества факторов, включая условия лова и оборудование, установленное на каждом конкретном судне, да и цена на рыбу очень зависит от сезонности.
 
Обратимся к энциклопедии, что такое «биржевые товары»? Это товары, которые активно перепродаются на организованных рынках, и которые отличают «стандартность потребительских свойств, хранимость, транспортируемость и дробимость партий». Экземпляры таких товаров должны быть легко взаимозаменяемыми (или качественно однородными).
 
При этом практически не имеет значения, кто, где и как их произвел. К биржевым товарам относятся нефть, дизельное топливо, цветные и драгоценные металлы, зерновые, растительные масла, мясо, сахар, кофе, какао-бобы, арахис, а также текстильное сырье вроде хлопка, шелка или мытой шерсти.
 
В отличие от перечисленных категорий, рыба - это не биржевой товар.
 
«Это водный биологический ресурс, он отличается многими характеристиками: насыщенностью икры, жирностью, размерным рядом, влияет сезонность - могут поймать, а могут оказаться в пролове рыбаки», - поясняет руководитель информационного агентства по рыболовству Александр Савельев. На биржевых торгах фактически нет времени для того, чтобы разобраться во всех характеристиках товара.
 
Нерешенным остается вопрос и о том, кто будет гарантом соответствия качества продукции заявленным требованиям, и как будет решена логистика. Ведь сегодня рыбаки жалуются, что в сезон основная проблема промысла - это отсутствие достаточного количества холодильников и транспортных средств, а проблем со сбытом продукции не у кого нет.
 
«Торговля рыбой - давно налаженный процесс. Крупных рыбаков и трейдеров можно пересчитать на пальцах двух рук, и все они друг друга знают не одно десятилетие. Сделки заключаются иногда просто по телефону, а если кто-то кого-то обманул - он вне игры», - считает член совета директоров ОАО «Владивостокский морской рыбный порт» (ВМРП) Денис Сарана.
 
Биржа в рыбной отрасли - это очень ограниченный инструмент для конкретных решений, поэтому, скорее всего создатели либо не осведомлены об этом, что при их профессионализме было бы странным, либо прикрывают общими лозунгами об обеспечении внутреннего рынка рыбой создание структуры под конкретные коммерческие интересы: не секрет, что на Дальнем Востоке многие крупные политики связаны с основным региональным бизнесом - рыбой.
 
В отличие от срочного, «бегом» создания малопонятной биржевой структуры, Кожемяко, разумеется, обещает создать, но уже к 2020 году все условия для транспортировки, хранения и переработки рыбной продукции. Речь идет о создании рыбного кластера, с набором поставщиков продукции и оптовиков, который уже несколько лет безуспешно пытаются создать в Приморском Крае. Этим, фактически, сахалинский губернатор намекает на то, чтобы перенести проект из Владивостока на Сахалин.
 
Выступая на Восточном экономическом форуме, он отметил, что в сентябре текущего года, на базе Корсаковского порта, начнутся реальные биржевые торги рыбной, а завершающим этапом рыбную биржу объединят с рыбным кластером. То есть еще один переезд, еще несколько лет обсуждений нужного кластера в счет биржи.
 
А нужна эта биржа российским потребителям? Не в одной стране мира такой практики нет. Есть отдельные случаи, например, в Пусане. Но там торги проводятся несколько раз в году и касаются они конкретных позиций, например икры.
 
Никто в Пусане не торгует минтаем или горбушей на аукционах. Остальные страны, та же Норвегия организует аукционную торговлю, которая, заметно отличается от биржевой.
 
«Вообще, мы не против кластеров и бирж. Хотите - делайте! Мы против того, чтобы их делали за бюджетные средства, еще и инфраструктуру какую-то под них создавали на нерыночных условиях. Это самое последнее, что нам нужно в стране сегодня», - объясняет Денис Сарана.
 
А что же тогда нужно нашей стране для того, чтобы дешевая и качественная рыба, которой у нас в стране предостаточно добиралась до европейской части страны? Начнем со снятия административных барьеров в виде усложненных таможенных процедурах и сертификации, предоставлении разрешений, строительства холодильников.
 
Имеющийся холодильник во Владивостоке способен вместить 74 тыс. тонн - меньше 1% рыбопродукции, в сравнении с аналогами морозильников южнокрорейских и китайских портов. На весь Хабаровский край имеется только один пристанционный холодильник в порту Ванино на 5 тыс. тонн.
 
«Необходимо развивать инфраструктуру по переработке рыбных изделий. К тому же эта биржа может также скупать товар у наших рыбаков и отправлять её в ту же Японию», - поясняет председатель комитета Государственной думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Николай Арефьев.
 
В общем, биржа это неплохо, но преподносить ее как рецепт от всех проблем - это самообман.
 
Макс Фишман