В конце прошлого года к нам в редакцию попало несколько фотографий, на которых известные политические фигуры как российского, так и якутского масштаба позируют на фоне охотничьих трофеев, занесенных в Красную книгу. На их лицах никого сожаления или раскаяния не наблюдается. Только радость и даже гордость. После проведенной экспертизы фотографий на подлинность мы публикуем часть снимков.

 

В республике, где каждый уважающий себя мужчина с детства «бьет белку в глаз», охотой никого не удивишь. Когда-то в стародавние времена животных убивали, чтобы выжить. Но даже тогда не стреляли в самок: это считалось грехом. Но с тех пор много воды утекло, и сегодня мужчины идут на охоту не ради спасения от неминуемой голодной смерти, а ради забавы. Да и оружие здорово усовершенствовалось.

 

У нас в Якутии излюбленных районов, богатых дичью, много. Самое «мясное место» — Верхоянский хребет. Там в труднодоступных для человека местах живут, заводят потомство круторогие красавцы чубуку — горные бараны, занесенные в Красную книгу Якутии. Сегодня убить чубуку — престижно. И чем крупнее особь и мощнее его рога, тем выше очки в рейтингах охотников и на выставках трофеев.

 

К месту охоты «слуг народа» доставляет вертолет. Обычно бесплатно. Точнее, за наш с вами счет, поскольку в личной собственности у наших VIP-ов вертолетов нет и они приписаны к предприятиям либо ведомствам, а вылеты на охоту, как правило, компенсируются за счет других расходов. Тактика охоты обычно одинакова: несколько охотников высаживаются в горах, вертолет гонит зверей из лощин вверх к засаде. Так людям удобнее прицелиться, а звери быстрее устают.

 

Охота ХХI века — это экшн, экстрим, зрелищность. Давайте посмотрим правде в глаза: это даже не охота, а убийство. Очень часто на редкие и исчезающие виды животных. Или на беременных самок. Вы скажете, что это запрещено. Но мы ведем речь об охоте сильных мира сего. А им особое удовольствие доставляет именно нарушение правил. Да и какой егерь решится задержать за незаконную охоту министра или депутата?

 

На заднем фоне одной из фотографий запечатлен хвост вертолета с эмблемой авиакомпании «Илин», которая, как известно, принадлежала депутату Афанасию Максимову. Афанасий Николаевич, которому давно нечего терять в Якутии, весьма охотно дал нам комментарии:

 

— Охота для высокопоставленных чиновников у нас поставлена на широкую ногу. В Якутии, можно сказать, каждый мужчина — охотник. Во время сезона охоты, да и рыбалки, многие кабинеты чиновников пустуют. Желающих выехать на охоту так много, что в день делается по два-три вертолетных рейса. Часть охотников вывозили к месту охоты мы. Наша, пожалуй, единственная в республике лицензированная туристическая компания «Илин-тур» профессионально занималась организацией туров по охоте и рыбалке. Но у нас вся деятельность прозрачна, выписывалась путевка, покупалась лицензия. Кого-то это не устраивало. И тогда они обращались в ООО «Нижне-Ленское», занимающееся добычей алмазов, но которое с удовольствием предоставляло для таких целей два собственных вертолета. Очень часто в республику прилетают федеральные чиновники, их принимают с огромным размахом. Для этого у нас на территории построено несколько комфортабельных баз. В поселке Чернышевский, Оленекском, Анабарском, Булунском улусах. В устье реки Лямпушка построен трехэтажный особняк. Элитный, с церквушкой и вертодромом. Об этом публично не рассказывается. Но это есть. Пример?

 

В качестве примера Максимов рассказал нам о вылете на охоту в 2006 г. одного крайне высокопоставленного представителя МВД республики, охоту которого обеспечивал лично зампред Василий Грабцевич.

 

— В этом же году в сентябре я был в командировке в Москве. Мне позвонил Грабцевич, курировавший нефтедобывающую отрасль, и потребовал организовать охоту для товарища. Отказать я не смог. Знаю, что летали в район реки Дянышки (Кобяйский улус), на кого охотились — не в курсе. Понятно, что была не прогулка, тем более что Грабцевич потребовал вертолет именно для охоты. Была ли у них лицензия, также не знаю. Для чего силовика пригласили на охоту? У костра за чашкой чая на охоте в тайге проще установить дружеские отношения и завести на него досье. Как говорится, одним выстрелом убить сразу двух зайцев. Такие добровольно-принудительные заказы поступали довольно часто. Обычно оплата шла через «Сахатранснефтегаз» (экс-глава Игорь Корнев, — авт.) или «Якол» (Якомин). Но были и «благотворительные» поездки.

 

Фамилию товарища из ВД мы пока оставили за кадром, решив для начала подкрепить слова народного депутата дополнительными документами. Возможно, эта история еще получит свое продолжение вместе с этой темой.

 

В Российской академии сельскохозяйственных наук ведется большая работа по сохранению генетических ресурсов редких уникальных видов животных. В октябре в Оймяконском улусе побывал доктор биологических наук, ученый секретарь отделения зоотехники Российской академии сельскохозяйственных наук Вугар БАГИРОВ. Вугар Алиевич приезжал с одной целью — получить генетический материал от снежного барана.

 

— Бла-бла-бла.

 

Исчезновение чубуку ученый связывает именно с человеческим фактором.

----------

 

Снежный баран чубуку

 

Толсторог

Ovis nivicola alleni Siberian Snow Sheep

Высота в холке 90-100 см (36-39 дюймов), длина — 120-200 см, вес 80-150 кг (180-230 фунтов). Рога гомонимные, правый рог растет в форме правозакрученной спирали, а левый — левозакрученной, формируя сжатый завиток относительно небольшого диаметра, довольно мощные и совершенно гладкие.

Общая численность в Якутии — 400-500 голов. В Красной книге чубуку имеет статус особо охраняемого, находящегося под угрозой исчезновения.

 

Елена Киселева,

«Якутск Вечерний», № 6.