Сделанные из космоса фотографии ракеты-носителя КНДР "Ынха-2" свидетельствуют о том, что в ее головной части действительно установлен спутник, как и заявляют власти в Пхеньяне |
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-127969-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-127969-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
|
Власти Северной Кореи сообщили, что через 9 минут 2 секунды после старта ракета-носитель «Ынха-2» («Млечный путь») вывела на орбиту спутник связи «Кванмёнсон-2» («Яркая звезда»). И что он находится на орбите с углом наклонения 40,6 градуса, на ближайшем удалении от Земли на 490 километров и максимальном удалении на 1426 километров с периодом обращения 104 минуты.
Однако официальные лица Японии заявили, что ракета развалилась в воздухе и частями упала в Тихий океан. Японцы действительно очень внимательно отслеживали полет «Млечного пути», так как «Ынха-2» пролетала в непосредственной близости от их островов. Для наблюдения за стартом и траекторией ракеты была задействована целая цепочка мощных радарных систем, в том числе корабельных. В небе постоянно дежурили самолеты дальнего радиолокационного дозора типа АВАКС. Поэтому-то утверждениям японских специалистов можно было верить. Объединенное командование аэрокосмической обороны Северной Америки (NORAD) также не зафиксировало появление на орбите нового космического аппарата, подтвердив тем самым, что старт северокорейской ракеты оказался неудачным.
Наконец, в понедельник, по сообщению «Интерфакс-АВН», высокопоставленный представитель российского Генштаба заявил, что «наша система контроля космического пространства не зафиксировала выведения на орбиту северокорейского спутника».
Однако вполне возможно, северокорейские военные успешно испытали баллистическую ракету с дальностью полета в несколько тысяч километров. А все заявленные траектории орбиты были сделаны для отвода глаз.
Ракета «Ынха-2» создана на базе боевой ракеты «Тэпходон-2». В свою очередь «Тэпходон» спроектирован на основе старых советских и китайских ракетных технологий. Первая ступень представляет собой твердотопливный ускоритель, в котором специалисты видят явное китайское начало. Вторая ступень - жидкостной ракетный двигатель - глубокая модернизация советского «Скада», попавшего в КНДР, как предполагается, с Ближнего Востока. «Млечный путь», если судить по заявленным характеристикам, может вывести на орбиту полезную нагрузку весом почти в тонну. При массе боевой части в 500 килограммов ракета способна пролететь по баллистической траектории десять тысяч километров. Фактически «Ынха-2» - полноценная стратегическая ракета.
Так что поспешные выводы западных экспертов о том, что «Млечный путь» в полете развалился на три части, которые рухнули в океан, очень даже поспешны. Вполне возможно, что прошло плановое отделение всех ступеней и головная часть упала в заданную точку Тихого океана. Ускоритель отделился и упал в океан в 280 километрах от Японии. Вторая ступень пролетела более тысячи километров и также затонула в океане. А вот на сколько километров была заброшена головная часть, до сих пор неясно.
По идее, весь полет «Млечного пути», включая боеголовку, должны были отследить технические средства российской системы раннего предупреждения о ракетном нападении. Американский NORAD плотно контролирует сектор над Северным полюсом еще с советских времен - отсюда тогда ждали наших ракет. А северокорейская ракета полетела в противоположную от Арктики сторону.
В СССР же создавалась система кругового наблюдения. Ведь баллистические ракеты США и их союзников могли лететь не только через полюс или со стороны Западной Европы, но и стартовать с акватории Тихого океана. Поэтому-то помимо строительства огромных РЛС, в том числе за Уралом, на орбиту выводились специально спроектированные спутники, державшие под неусыпным контролем практически всю акваторию Тихого и Атлантического океанов. Даже после того как российская спутниковая группировка значительно ужалась, на орбитах остаются пять военных спутников раннего предупреждения.
На фоне того, что американцы очень оперативно сообщили о падении ракеты, совершенно непонятно долгое молчание командования Космических войск, в структуру которых входит система раннего предупреждения. Как сказали корреспондентам «РГ» в пресс-службе этих войск, военные специалисты просто тщательно «анализировали полученную информацию». В итоге пришли к заключению, что КНДР спутник на орбиту не вывела, о чем и доложили в Генштаб. Вопросы возникают потому, что система раннего предупреждения о ракетном нападении и создавалась-то для того, чтобы в условиях реального времени фиксировать пуск межконтинентальной ракеты в любой точке земного шара, мгновенно определять направление полета и возможную точку падения боеголовки. Получается, что она анализировала полученную информацию более суток. Между тем, и это известно даже школьникам, баллистическая ракета летит до самой дальней цели максимум полчаса.
Так что пуск «Млечного пути» и полный туман вокруг его полета дает основание спросить: а насколько эффективна отечественная система раннего предупреждения о ракетном нападении? И чего не хватает Космическим войскам для того, чтобы служба у них была эффективной и качественной?
Александр Емельяненков, Сергей Птичкин,
«Российская газета», 07.04.09.