|
Напомним, «Хаятты» должны были быть сданы еще к саммиту АТЭС 2012 года. Каждый год по предложению губернатора Миклушевского депутаты краевого парламента (за исключением упрямой фракции КПРФ) выделяли на них все новые суммы, которые терялись неизвестно где.
Каждый раз говорилось, что затраты последние и что гостиницы вот-вот сдадут. Всего к сегодняшнему дню на строительство гостиниц потрачено свыше 18 млрд рублей (5 млрд из федерального бюджета, все остальное - из краевого). Это не считая «висящих» банковских кредитов, которые краю придется отдавать с процентами.
Летом 2016 года было принято решение продать «Хаятт» на Бурном в недостроенном виде, а на вырученные деньги довести до ума второй отель. Но желающих покупать недострой (начальная цена - 8,5 млрд рублей) не нашлось. Год спустя аудиторы оценили «Хаятт» более трезво - в 4,15 млрд рублей, но аукцион снова не состоялся: не поступило ни одной заявки. Тогда было решено вести торги на понижение (минимальная возможная цена – 2,9 млрд; сравните с затратами)…
Вторую гостиницу, ради которой снесли вокзал прибрежных морских сообщений (а нового не появилось), краевые власти все это время обещали достроить, выкраивая из дефицитного бюджета Приморья миллиард за миллиардом.
«Хаятты» стали проблемным наследством, доставшимся врио губернатора Андрею Тарасенко от его предшественника Владимира Миклушевского, благополучно вернувшегося в Москву.
Тарасенко начал свою работу в крае как раз с инспекции долгостроев и тут же заявил об отмене продажи «Хаятта» на Бурном: мол, найдем соинвестора за пределами бюджета, достроим и тогда уже продадим.
«Андрей Тарасенко заявил, что несколько крупных российских и сербских компаний уже получили приглашение приехать в Приморье», - сообщала губернаторская пресс-служба в октябре. Но какой инвестор захочет вкладывать миллиарды, если даже за полцены гостиницу никто не хочет покупать?
Более того, называть недостроенные здания «Хаяттами» уже не совсем корректно. По информации очередного директора ведущего стройку ОАО «Наш дом - Приморье» Вадима Кочубея, из фирмы Hyatt во Владивосток только что пришла бумага о расторжении всех договоров и освобождении скандальных недостроев от бренда.
Итак, деньги не найдены, а новые затраты повлекут за собой лишь увеличение последующих убытков: ясно, что продать отели за сколько-нибудь сопоставимые с понесенными затратами суммы нереально.
Депутат Законодательного собрания Артем Самсонов считает: «С каждым годом строительства убытки будут только больше». Он убежден: гостиницы следует продать «как есть», зафиксировать убытки и начать с помощью правоохранительных органов работу по поиску разбазаренных миллиардов.
Эпопея с «Хаяттами» утомила всех. Даже руководитель единороссов в Законодательном собрании Сергей Слепченко на упомянутом совещании заявил, что фракция больше не будет голосовать за выделение бюджетных денег на отели.
На видеоролике с совещания, выложенном в интернет Артемом Самсоновым, Слепченко говорит: «Артем Анатольевич прав в том, что фракция «Единая Россия» понесла колоссальные репутационные потери благодаря вашим предшественникам, благодаря достройке. А вас, Максим Сергеевич (обращаясь к руководителю краевого департамента градостроительства Веденёву. - Ред.), я бы просил по поводу шашечек… Худший департамент - градостроительства на протяжении двух лет! Одно жилье детям-сиротам чего стоит, поэтому нам тут заявлять, куда ехать, не надо. Я четко понимаю, что там провалили, и не факт, что и здесь довезете».
В завершение совещания спикер приморского парламента Александр Ролик говорит: «Ладно, коллеги, еще есть кому что непонятно?»
Голос за кадром: «Да ничего не понятно».
Егор Кузьмичев,
«Новая газета во Владивостоке», №428, 15.02.18