Хабаровский край – уроки Приморскому
П. Ханас |
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-127969-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-127969-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
|
Поводом обострившейся конфликтной ситуации и критики полпреда послужило заявление руководителя следственного управления следственного комитета при прокуратуре РФ по Хабаровскому краю Геннадия Фатеева о том, что министр финансов края Александр Кацуба подозревается в хищении из краевого бюджета 330 млн. руб.
Необходимо отметить, что комментарии представителей прокуратуры, и Следственного комитета (СКП) относительно перспектив разбирательства по данному вопросу действительно противоречивы. В одних СМИ со ссылкой на источники, близкие к расследованию, приводились высказывания о том, что 21 сентября в Москве в отношении Александра Кацубы было возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 286 УК РФ («Превышение должностных полномочий») и по нему в настоящее время идет работа. В других о том, что 26 сентября упомянутое дело было закрыто. Фактически в прокуратуре заявили об отмене постановления о возбуждении упомянутого уголовного дела как незаконного, в Следственном комитете это отрицают. Вся шумиха попахивает явной заказухой.
Александр Кацуба действительно ранее работал в правительстве губернатора Виктора Ишаева и «по наследству» достался Вячеславу Шпорту. Но и действующего губернатора сторонним человеком назвать нельзя.
Получается то, что если конфликт между прокуратурой и СКП носит давний и латентный характер (противоречия развивались на фоне борьбы дальневосточных губернатором и прежнего полпреда Олега Сафонова), то дистанцирование Вячеслава Шпорта от Виктора Ишаева говорит о возросших политических амбициях действующего губернатора.
От СМИ ускользнул тот факт, что хабаровские парламентарии недавно одобрили поправки в Устав города, дающие не только им право снимать нерадивого мэра, но и губернатору отстранять градоначальника от должности.
Очевидно, что истинной причиной законодательной инициативы хабаровских депутатов является противоречия между мэром города Александром Соловьевым и губернатором Вячеславом Шпортом. При этом, ситуацию усугубляют приближающиеся весенние выборы в законодательный орган края.
Поведение Вячеслава Шпорта вполне объяснимо. С одной стороны, рост конфликтности между региональными и муниципальными властями спровоцирован тем, что расходные полномочия органов МСУ не в полной мере обеспечены собственными средствами, значительная их часть исполняется за счет дотаций из регионального бюджета. С другой, Вячеслав Шпорт к моменту назначения на пост губернатора Хабаровского края не имел собственного кадрового потенциала, и выразив готовность к сотрудничеству с прежней «командой» Виктора Ишаева, в новых условиях вынужден формировать собственную команду «лояльных и проверенных», как на уровне законодательной, так и на уровне исполнительной власти.
Мэру города Александру Соловьеву для лоббирования интересов города нужны свои люди в думе края.
Но, а Виктору Ишаеву необходим полный контроль за политической ситуацией в регионе. Стоит учесть важную политическую задачу, которая стоят перед полпредом – саммит АТЭС во Владивостоке.
Фактически на лицо противоречия и неоднородность политической элиты региона, где каждая из трех основных групп (условно - Шпорт, Соловьев, Ишаев) стремится сохранить свои позиции за счет политического влияния. Инструменты прокуратуры и СКП в этой связи очень кстати.
Сам по себе факт борьбы политических элит регионального уровня за доминирование в политической и экономической сфере не нов. Конфликтные ситуации существуют везде, где только отсутствует единый консолидирующий центр.
Федеральный центр хорошо понимает сложившуюся обстановку и на ослабление позиций полпреда пойти не сможет. Виктору Ишаеву не только не грозит отставка, слишком высоки ставки Кремля, но и вполне закономерно усиление позиций полпреда за счет федеральной поддержки. Во всяком случае, до реализации проектов саммита АТЭС.
В Приморском крае полпреда нет, остается только один он – губернатор. Смена власти и как следствие раздрай в политических элитах может привести не только к осложнению социально-политической ситуации, но и поставит под вопрос реализацию амбициозных планов.
…Хотя и эту проблему можно решить.
Петр Ханас, политолог,
DKCENTER.RU
Дальневосточный консалтинговый центр, 07.10.09
.