Оптимистическая стратегия
Экспертный совет приморских ученых на совещании в администрации Приморского края обсудил разработанную Минэкономразвитием «Стратегию». Впечатление минорное. Ее фундамент строится на показателях 2006 года — для Приморья самого удачного с экономической точки зрения, но нынешнее кризисное время не учтено никак. Просто незамечено. Поэтому все прогнозируемые в документе цифры до 2025 года на базе 2006 года растут буквально как на дрожжах.
Реалии таковы, что, раз у правительства есть стратегия развития России до 2025 года, подобный документ с перспективой, как оно будет через 15–20 лет, должен иметь каждый субъект федерации. Минэкономразвития имеет свой вариант дальневосточной «Стратегии», кроме этого конкурс на разработку «планов громадья» выиграл международный центр развития регионов во главе с Игорем Меламедом. Это важно знать, поскольку разные авторы взяли за основу разные показатели развития Приморья, а центр развития регионов еще и пригласил для работы приморских ученых. Но этот вариант пока в окончательный документ не превращен. Экспертный совет в администрации края обсуждал на днях вариант Минэкономразвития.
Документ ставит целью «меры государственной политики по привлечению и закреплению населения на Дальнем Востоке» путем «формирования нового качества экономики Приморского края», а именно «транспортировка и глубокая переработка углеводородного сырья». Из рыбаков в нефтяники, стало быть. И именно в таком порядке — сначала закрепление населения, потом развитие экономики.
Владивостоку, Уссурийску, Находке и порту Восточный отведена роль транспортно-логистического комплекса. Кроме того, «будет построена подводная волоконно-оптическая линия связи Находка — Сахалин — Ниигата (Япония), создание которой расширит взаимовыгодное сотрудничество в области телекоммуникаций». Проведение саммита 2012 года, «строительство и введение в эксплуатацию объектов инфраструктуры, в том числе сервисных, обеспечат масштабный миграционный приток (??? — Прим. авт.) в Приморский край».
«Основными направлениями образовательной региональной политики в Приморском крае на долгосрочную перспективу являются обеспечение доступности и повышение качества образования». К слову, про Дальневосточный федеральный университет в «Стратегии» — одно слово. Зато «ведущую роль в системе высшего образования Дальнего Востока… будут играть Азиатско-Тихоокеанский политехнический университет, созданный на базе Тихоокеанского государственного университета, который внесет вклад в создание кадровой основы технологической модернизации промышленности, Дальневосточный государственный университет путей сообщения (г. Хабаровск), который обеспечит транспортную отрасль региона высококвалифицированными кадрами, и Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет. Дальневосточный государственный медицинский университет (г. Хабаровск) обеспечит регион квалифицированными медицинскими кадрами».
«Планируется строительство автомагистрали «Восток» (Хабаровск — Находка) протяженностью 824 км, которая пройдет по глубинным районам Хабаровского и Приморского краев и решит проблему связи портов Находка и Восточный с транспортным коридором «Восток — Запад».
Развитие Владивостока предусматривает (в области культуры) «создание музея-заповедника на базе памятника археологии «Краснояровское городище», будет построено здание краевой публичной библиотеки в г. Владивостоке с размещением на ее базе филиала Президентской библиотеки. На базе драматического театра молодежи после реконструкции его здания будет создан молодежный театральный комплекс».
Все остальное про энергетику, аэропорт, дороги, здравоохранение, театр оперы и балета и прочее приморцам в той или иной степени известно.
Администрации края эта «Стратегия» нужна, в некоторой степени даже выгодна. В ней есть ключевые параметры развития и определены темпы развития до 2025 года каждому региону к конкретному году. И если их утвердит Москва, то губернатор имеет право заявить: а финансирование где? Однако это перспективное «где» очень опасно для Приморья уже сейчас.
В высоких столичных кабинетах сформировалось недовольство финансовым вниманием к Приморскому краю. «А что это вы вваливаете бешеные деньги в какой-то Русский?» — по слухам, вопрошают «Справедливая Россия» и ЛДПР. После 2012 года денег от федерального центра на развитие того же Русского никто не планирует. Дальше — сами.
Прямая речь
Александр Исаев, профессор, доктор экономических наук:
— На мой взгляд, разработчики «Стратегии» не разобрались в реалиях сегодняшнего Приморья — раз. И два — «Стратегия» декларирует следующие приоритеты: развитие электроэнергетики, транспорта, диверсификацию производства и инновации. А когда начинаешь разбираться подробно, не ясно, кто будет инновации развивать и в какое производство?
Я живу в доме, в котором вместе с моим сыном (ему сейчас 32 года) росли еще семь его ровесников. Итог такой: трое остались в Приморье, двое уехали за границу — в Англию и Новую Зеландию, еще двое — в Москву и в Санкт-Петербург. Ясно, что молодежь не хочет оставаться в крае. Каковы тому причины?
Мне представляется, что основная причина — отсутствие перспектив из-за колоссальной криминальности региона. Есть люди, которые курируют доставку и торговлю овощами, мясом, одеждой, нефтью, получение квот на рыбный промысел. Вклиниться туда на законных основаниях ведения бизнеса нельзя. Плюс тотальная коррумпированность на всех уровнях. Хотите примеры? Пришел один из мэров и моментально увеличил тарифы на аренду помещений, взяв цифры с потолка, в пять раз! Вспомните исчезновение предпринимателя Евграфова: он уехал и пропал, а в это время его бизнес здесь кто-то делит. Убили Первухина, а его имущество кому-то уходит. А где еще возможно, чтобы на выборах мэра города из 18 претендентов не зарегистрировали 14 только потому, что банк им выдал справку не по форме?
Еще одна картина. Как в проекте написано? «Развитие международного экономического сотрудничества со странами Северо-Восточной Азии»? Это при условии, что студенты-китайцы во Владивостоке сидят вечерами в общежитиях и боятся выйти на улицу.
Нет в «Стратегии» вообще убедительной детализации социально-экономического развития. За основу взяты планы создания инфраструктуры для саммита–2012. Но саммит два дня работает. А что потом? Собственно производства не создается.
Строится федеральный университет. Одобренной концепции нет. Я, например, самый ярый противник объединения ДВГУ и ДВГТУ. Вспомните, еще в царские времена существовали гимназии — там учили теоретиков-гуманитариев — и реальные училища, где учились ребята с прагматичным складом ума.
Следующий момент. Создается игорная зона в бухте Муравьиная. С какими аналогичными зонами-городами и когда она сможет конкурировать, если иметь в виду те же Макао или Лас Вегас? В этом смысле в приморской игорной зоне нет, как говорят бизнесмены, уникальности торгового предложения.
Нет в «Стратегии» механизмов поднятия строительного рынка. Мое предложение — ориентироваться не на элитное жилье, а на малометражные квартиры. У приморцев, по некоторым данным, скопилось более двух миллиардов долларов, которые они могли бы в строительство вложить.
Как задержать дальневосточников в регионе? Установить зависимость между заработной платой и пенсией от срока проживания на территории. В проекте документа об этом — ни слова, как и о других вариантах.
Есть устойчивое понятие «особые экономические зоны». Я предлагаю особое понятие по Дальнему Востоку — особая правовая зона. Иными словами, особое уникальное отклонение в законодательстве. У нас должен быть высшей судебной инстанцией апелляционный суд, в которых должны работать судьями граждане США и Евросоюза. Без этого мы еще столетие из той коррупции не выберемся.
Александр Латкин, профессор, доктор экономических наук:
— При обсуждении у меня сразу возник вопрос, насколько правомерно сейчас, в кризисных условиях, разрабатывать стратегию на 15 лет. Мне представляется, что ни один смельчак за эту работу взяться не должен бы, поскольку с января в 2008 года российская экономика стала падать. Спад объемов промышленного производства за три квартала 2009 года составил 13 %. Прогноз к концу года — 20 %. С моей точки зрения, сейчас надо разрабатывать стратегию преодоления, а не развития. А если разработчики, основываясь на данных 2006 года, делают тренд, что ВВП будет расти в целом по ДВФО с опережающим темпом на 0,5 % выше, чем среднероссийский?.. По-моему, дело закончится их конфузом. А народ это вводит в заблуждение. За базу надо бы брать экономическую ситуацию текущего года.
Совершенно неправильная диагностика нынешнего состояния региона и Приморья в частности. Главное противоречие на Дальнем Востоке заключается в разрыве социальной инфраструктуры и производственной. Главная проблема — это уход государства от регулирования процессами развития региона. Раньше государство понимало, зачем ему Дальний Восток, сейчас, выражаясь современным языком, госзаказа на регион нет. Люди уезжают. Словом, от неправильного анализа реального состояния, неверны и предлагаемые приоритеты развития. Например, из «Стратегии» так и не ясно, как будут обеспечиваться продекларированная «доступность и высокое качество образования». За счет чего? Не ясно. А какие приоритеты в промышленности? Тот ли это путь — строить НПЗ? Может, лучше думать, как нам рационально перерабатывать биологические ресурсы?..
«Новая газета»- Владивосток, 10.12.09.
---------
см. также