Вчера в Хабаровске состоялось расширенное заседание Хабаровского краевого отделения Русского географического общества (РГО, Приамурский отдел), на котором шла речь о дальнейшей судьбе Шантарских островов. Как мы уже писали (см. «Шантарские острова сдавали в аренду десять лет»), были оглашены документы, которые пролили свет на вопрос, почему до сих пор Шантарские острова не обрели статус национального парка. Оказалось, что на часть территории наложено обременение, точнее, земля самого крупного острова архипелага в аренде у частной структуры. О ситуации вокруг Шантар - мнения участников заседания.

 

В Хабаровске состоялось расширенное заседание Хабаровского краевого отделения Русского географического общества (РГО, Приамурский отдел)
В Хабаровске состоялось расширенное заседание Хабаровского краевого отделения Русского географического общества (РГО, Приамурский отдел)

 

Заместитель председателя Приамурского отдела РГО Борис Воронов (к вопросу: почему это стало возможным, в том числе - о хищнический подходе к природным ресурсам, по принципу: главное успеть хапнуть, набить свой карман, а после нас - хоть потоп):

 

- В свое время правительству Хабаровского края надо было зарезервировать эту территорию, запретить там всякую хозяйственную деятельность, наносящую ущерб природной среде. Но, как вы видите, не все зависит от нас. Многое зависит от конкретных отношений конкретных людей к тем или иным проблемам. Много зависит от того, насколько быстро реагирует наша управленческая машины.

 

Более того, ведь зачастую соприкасаются две диаметрально противоположные точки зрения на процессы природопользования.

 

Часть людей считает: если на каком-то участке земли находиться что-то ценное, значить этот участок надо обязательно сохранять. Почему? Потому что нет уверенности в том, что любая регламентация природопользования может быть эффективная: все равно будут нарушения, все равно будут браконьерствовать, все равно будут делать не все так, как положено.

 

Другие, наоборот, говорят: если есть ресурс, его надо использовать, поскольку он потому и называется ресурсом, что в нем есть необходимость у человека. Но использовать так, «чтобы не было мучительно больно…», чтобы было рассчитано: где, сколько, когда можно использовать тот или иной ресурс, чтобы не изменить существенно природную среду. Ее использование вообще без изменения - не возможно, но еще ведь бывает использование без эффективной компенсации.

 

С 2000 года, когда была разрушена наша природоохранная система (которая только создавалась 12 лет - с 1988 года, когда были созданы комитеты по экологии), начали проводить всякие эксперименты. И, создается впечатление, это делалось не для того, чтобы улучшить ситуацию, а, наоборот, - чтобы можно было бесконтрольно взять тот или иной ресурс, в угоду каким-то интересам, часто отнюдь не государственным.

 

Сейчас вопрос с национальным парком «Шантарские острова» только обострил эту ситуацию. Есть группа людей, которая заинтересована в тех или иных участках. Более того, эта группа, возможно, попытается сделать все, чтобы сохранить эти участки за собой, и осуществлять там то, что они до сих пор осуществляли на этой территории.

 

В то же время нормальные люди понимаю: если мы создаем национальный парк, то должно быть упорядоченное природопользование. И, наверное, тогда надо было бы решать вопрос: какие виды деятельности можно было бы разрешить на этой территории. Кстати, туризм - это тоже природопользование, но это щадящий тип природопользования.

 

Расширенное заседание нашего ученого совета показало, что, во-первых, должна быть открытость при обсуждении подобных вопросов. Во-вторых, надо сделать так, чтобы у нас у самих не создавалось мнение, что нас обманывают.

 

Говоря о результатах нашего совещания, что у нас получилось в сухом остатке… Первое. Мы не можем что-либо запрещать, мы можем только высказать нашу обеспокоенность вокруг той ситуации, которая сложилась вокруг создания национального парка «Шантарские острова». Второе: мы можем дать какие-то свои предложения. Например, в части резервирования этой территории. Поскольку вопрос о создании национального парка уже практически решен, то на оставшиеся время там надо приостановить все виды деятельности, и только потом - с созданием национального парка - определить, какие виды деятельности там могут развиваться. И, наверное, нашему краевому правительству будет в силах это сделать: зарезервировать от вмешательств извне территорию будущего национального парка

 

Про еще одно возможное вмешательство извне.

 

Председатель общественного совета по сохранению исторического наследия, пропаганды и популяризации малоизвестных исторических событий, связанных с обороной Тихоокеанских рубежей российского Дальнего Востока Геннадий Басюк
Председатель общественного совета по сохранению исторического наследия, пропаганды и популяризации малоизвестных исторических событий, связанных с обороной Тихоокеанских рубежей российского Дальнего Востока Геннадий Басюк

На расширенном заседании Хабаровского краевого отделения Русского географического общества выразили озабоченность по поводу того, что в последние десятилетие ведется интенсивная добыча углеводородного сырья на шельфе Охотского моря у острова Сахалин. Не исключено, что со временем в зоне поиска углеводородов может оказаться и акватория поблизости от Шантарских островов, относящихся к Тугуро-Чумиканскому району, и острова Ионы, попадающего в Аяно-Майский район, на который, в свое время претендовала Сахалинская область.

 

Члены ученого совета считают: «настало время еще раз подтвердить в дальневосточных и центральных СМИ приоритеты нашего края на этот остров». А также - «напомнить широкой общественности о приоритете нашего края не только на эти острова, но и на все прибрежные акватории».

 

По мнению ученого совета ПГО, «необходимо также затронуть вопрос об использовании биоресурсов Охотского моря на Банке Кашерова, расположенной в 140 км к юго-востоку от острова Ионы, где фактически беспрепятственно хозяйничают промысловые суда Японии, Южной Кореи, КНДР, Китая и других стран».

 

Пример хищнического природопользования на Шантарских островах известен.

 

Доктор биологических наук, профессор, заведующая лабораторией экологии растений Института водных и экологических проблем (ИВЭП) ДВО РАН Светлана Шлотгауэр сдала заключение на запрос хабаровчанина Геннадия Басюка о хищническом уничтожении на острове Большой Шантар краснокнижного уникального лекарственного растения-адаптогена родиолы розовой (Rhodíola rósea).

 

Профессор в своем официальном заключении констатировал факт «сокращения ранее сплошного ареала родиолы розовой на острове Большой Шантар» и даже «исчезновение там этого растения на отдельных местообитаниях».

 

«Шантарские острова - жемчужина Дальнего Востока, но без родиолы, они будут, как уссурийская тайга без женьшеня, - пишет профессор в своем заключении. - Уничтожение редких видов растений и животных из-за пожаров и браконьерства уже резко снизило рекреационный потенциал Шантарских островов. Под угрозой планы создания на архипелаге международного туризма», пишет Светлана Шлотгауэр.

 


Наблюдения и выводы о нынешнем состоянии природы на острове Большой Шантар обобщил в своей официальной записке научный сотрудник лаборатории экологии животных Института водных и экологических проблем (ИВЭП) ДВО РАН Алексей Олейников, который в составе экспедиции ученых побывал на Шантарах дважды: в сентябре 2006 г. и в августе 2012 года. Вот какую картину он там зафиксировал в последнюю экспедицию:

 

- Нами отмечены следующие нарушения вблизи острова Большой Шантар: многочисленные рыболовецкие суда, ведущие промысел в акватории островов, принадлежность судов не установлена. Одновременно в ясную погоду из бухты Панкова было видно 5 судов. Вдоль восточного побережья острова Б. Шантар в одноминольной прибрежной зоне мы насчитали более 20 ловушек, установленных для вылова краба. Часто на прибойной полосе встречаются выброшенные штормом ловушки на крабов, невода, другие орудия лова. Увеличилось количество мусора на морском побережье, в сравнении с 2006 годом. Особенно много пластикового мусора с северо-восточной стороны острова (там где - находились территории, сданные в аренду - Ред.).

 

Острова посещаются группами туристов, регулярно бывают здесь команды с морских судов. Большинство групп, посещающих остров, имеют с собой охотничье оружие. Но не все для целей самообороны. Отсутствие всякого контроля со стороны государственных органов на протяжении многих лет порождает в людях, посещающих остров, чувство полной вседозволенности. Они охотятся на уток, чистиковых птиц, на которых в начале августа сезон охоты закрыт, т.к. птенцы многих видов еще не умеют летать. Охотятся на медведей, свидетельством чего стал недавний случай гибели человека в устье реки Б. Анаур, когда взрослый зверь напал на человека в палаточном лагере. Позже он был отстрелен, и оказалось, что ранее этот зверь был ранен человеком. По рассказам очевидцев, охота на прибрежной полосе острова ведется с катеров и лодок. О размахе браконьерства свидетельствуют участившиеся в последние годы случаи появления на острове медведей-шатунов, крайне опасных для человека. Кроме того, в прибойной зоне бухты Панкова мной был обнаружен скелет ларги (пятнистый тюлень, занесенный в Красную книгу), череп которой пробит пулей.

 

Во время нашего нахождения на острове Большой Шантар здесь побывала группа людей с краболовного судна. Они передвигались на привезенных с собой квадроциклах, быстроходных катерах на воздушной подушке, охотились, ловили рыбу в реке Оленьей, при этом ее берега были усыпаны брошенной красноперкой.

 

Как отметил молодой ученый, нерегулируемое посещение дикими туристами, охотниками и рыбаками птичьих базаров и лежбищ ластоногих на Шантарах, а тем более стрельба вблизи них, «приводит к снижению репродуктивных возможностей животных и быстрому исчезновению их скоплений». К аналогичным последствиям приводит и сокращение пищевых ресурсов в результате неконтролируемого лова рыбы и морских беспозвоночных.

 

По итогам экспедиции Алексей Олейников сделал такой вывод:

 

- Все эти многочисленные факты нарушения природоохранного законодательства были зафиксированы всего за 9 дней пребывания на острове. Если не изменить ситуацию на Шантарских островах в ближайшее время, мы можем незаметно потерять и природные богатства архипелага, и возможность развивать в нашем крае экологический туризм.

 

Член Хабаровского краевого отделения Русского географического общества Виктор Рахуба
Член Хабаровского краевого отделения Русского географического общества Виктор Рахуба

Член Хабаровского краевого отделения Русского географического общества Виктор Рахуба:

 

- Что получилось? Когда-то Россия добывала в Охотском море только 10-15% от всей добываемой нашей страной рыбы. Потом отпал наш промысел в Атлантике, Черном, Азовском, Каспийском морях, и, наверное, 60-70% нашей рыбодобычи легли на Охотское море. А Шантарские острова - это родильный дом, в котором нерестилась, к примеру, та же сельдь. Когда сахалинцы сюда пришли, то все повырывали, выбрали, а в итоге, как известно, во всем Охотском море произошел подрыв сельдевого стада.

 

Неужели, такая же судьба бесхозяйственности и безответственности ждет Шантары?

 

Ирина Харитонова, Константин Пронякин

«МК в Хабаровске», 11.01.13

http://hab.mk.ru/article/2013/01/11/796529-raspil-i-rasstrel-shantarskih-ostrovov.html

.