- В обществе существует устоявшаяся иллюзия, что есть некий волшебный рецепт, который мгновенно сделает жизнь лучше. И ключ к этому рецепту или у чародея, или у государя императора. На самом деле такого рецепта не существует. Кроме одного - рационального использования ресурсов и возможностей.

 

Сегодня ожидание счастья связано с конкретной программой - развития Дальнего Востока.

 

Сам по себе программный способ хорош, когда есть обозримая задача, ограниченное количество задач и строгая привязка этих задач к конкретным проектам. Чёткая, недвусмысленная связь между задачей, которую надо решить, и теми ресурсами, которые для этого выделены. Но есть ряд моментов, которые при программном методе возникают.

 

Существует объективная зависимость, она не зависит от того, кто делает программу и для чего делается программа. Это принцип самой программы. Существует максимально допустимый масштаб такой программы. Если ты превышаешь масштаб программы, если она становится необъятной и цель становится расплывчатой или целей становится очень много, и им практически невозможно поставить в соответствие строго конкретные действия по достижению этих целей, если всё перекрещивается, всё друг друга обусловливает, и при этом количество ресурсов для достижения цели ограничиваются не задачами программы, а бюджетными возможностями, то эффективность такого способа, как программа, снижается очень сильно.

 

До сих пор программы развития региона не избежали этой неприятности. Была принята в своё время программа для Дальнего Востока, потом для Дальнего Востока и Забайкалья. Теперь Дальнего Востока и Байкальского региона. Это уже не регион, а целый континент. По разнообразию условий, по ресурсам, по структуре экономики, экономических связей, условий ведения экономической деятельности, условий проживания. Различию проблем и задач, которые существуют в разных местах этого гигантского континента. Это всё равно, что мы сформулировали бы специальную программу развития Российской Федерации. Она, кстати, была. В течение десятилетий эти программы существовали. Назывались пятилетними планами. Там всё было расписано. Беда заключалась в том, что всё равно они не выполнялись, потому что хозяйство большое. Невозможно всё учесть, проследить, какое мероприятие ведёт к счастью больше, чем другое.

 

О чём говорили все на заседании правительства - о превышении допустимого ограничения по ресурсам. Слишком дорого. Но если программа принимается, когда нет денег, это некое лукавство. Это подразумевает, что люди говорят: то, что вы рисуете для счастья региона и его населения, пусть в тексте будет, мы подпишем, но реализовывать будем по средствам. Заведомо понимая, что эти цели не будут достигнуты.

 

Как говорят строители, каждый участок дороги имеет свою цену. И дорога только тогда будет хорошей, когда вы на каждом участке заплатите ровно столько, чтобы она была хороша, а не будете экономить, пробивать направление, а потом, как получится. Тогда это не дорога. Тогда это ловля черной кошки в темной комнате, зная, что ее там нет, или типичный план экономического развития.

 

А о чем не говорили на заседании правительства - о том, что ускорение темпов роста и экономическое развитие, а тем более развитие социальное - вещи, как говорят в Одессе, разные. И о том, что диверсифицированная экономика хороша, но тогда темпы не будут высокими, а если хочется высоких темпов, то стройте сырьевую экономику, понимая при этом, что темпы будут высокими, но зато нестабильными. И много еще чего не говорили, потому что публика ожидает, что программа принесет счастье в отдельно взятый регион уже завтра, а правительство знает, что программа нужна как обязательное условие финансирования известных и уже согласованных проектов на территории, и это важно. И не говорили, потому что думают, что это и так понятно, а именно, что дорога к счастью и процветанию долгая и тяжелая и построить процветание за 10 лет при любых программах нельзя. А потому, по большому счету, не очень важно, какая программа. Важно спокойно и рационально использовать те возможности, которые есть.

 

Павел Минакир,

академик,

директор Института экономических исследований ДВО РАН

«Тихоокеанская звезда», 29.03.13

http://toz.khv.ru/postfactum/pavel_minakir/printsip_programmy/

.