Весной 1931 года в районе китайского города Висимуне [на верхнем Амуре] была нарушена государственная граница. Группа контрабандистов сумела беспрепятственно преодолеть кордон и доставить на золотые прииски Дальнего Востока партию опиума (в старательских артелях того времени на территории СССР работало много китайцев). В обратный путь контрабандисты отправились, получив в качестве оплаты около 80 килограммов золота.
 
На этот раз пограничники своевременно получили информацию о нарушителях и перекрыли возможные пути их отхода. Столкновение произошло в районе пади Светлая. Из некоторых источников явствует, что пограничный наряд открыл огонь по контрабандистам, пытавшимся переплыть на плоту пограничную реку.
 
При этом один из нарушителей был убит, двое других - бросились в воду и благополучно добрались до китайского берега. По другой версии, только один контрабандист переплыл реку, остальные вернулись на советскую сторону и скрылись в лесу. Но точно известно, что драгоценней груз (а он был в двух мешках) границу не пересек...
 
Китайские власти под предлогом поиска бежавшего дезертира и брошенного им оружия обратились к советской стороне с просьбой разрешить обследование прибрежного дна в районе пади Светлая. Такое разрешение было дано, и под присмотром советских пограничников китайцы на нескольких лодках прощупывали дно баграми, но ни «дезертира», ни золота не нашли.
 
Один из мешков был случайно обнаружен помощником коменданта Кривошеевым на следующий день. Контрабандный груз лежал в воде буквально в нескольких метрах от берега. Кроме золота, колец, браслетов в мешке находились четыре револьвера и патроны к ним.
 
Эту историю более десяти лет назад рассказал майор в отставке М. Юдин. 22 сентября 1976 года в газете «Дальневосточный пограничник» за его подписью появился материал «Операция «Золото».
 
К сожалению, после редакционной обработки факты в авторском тексте были во имя «высших интересов» того времени сознательно искажены. А именно: из прочитанного можно было понять, что весь контрабандный груз найден комендантом участка и сдан государству. В действительности это не так.
 
Кривошеев обнаружил и достал из воды лишь один мешок с браслетами, кольцами и револьверами. Второй так и остался на дне Амура.
 
Очевидцев тех событий, скорее всего, уже не найдем. Но наверняка есть люди, слышавшие эту историю от своих родителей, родственников, знакомых. Интересно знать, как, в какой интерпретации подавались эти рассказы и называлось ли точное место действия?
 
«Гипотеза», №1, декабрь 1990 г.