Это совместный пост. Надо вернуть тему, но с новым подходом.
Автор Андрейка-2016:
В честь приближающегося 80-летия Геннадия Дмитриевича Павлишина студия развития комментаторов Дебрей «Шаги в мир» предлагает обсудить нанайскую сказку "Айога", поведение героини сказки и как бы вы её увидели в наши дни.
Иллюстрации: Геннадий Дмитриевич Павлишин. Авторское право Г.Д.Павлишин. Сказка и подбор иллюстраций взят с сайта детских сказок http://www.planetaskazok.ru/nanaiskye/ajogananayskz. Приношу благодарность сайту детских сказок за помощь в написании поста.
На правах социальной рекламы напоминаю, что цель студии научить комментаторов рассуждать, думать, чувствовать, отличать благое от дурного, строить активную жизненную позицию. На каждом занятии молодые комментаторы Дебрей узнают новое о мире, в котором живут, о культурной традиции, в которой растут, играют в общем кругу, могут обсуждить со взрослыми важные темы,которые через сказку им доведут, а возможно самостоятельно или вместе с родителями дойдут до главной мысли.
Мнения автора поста может отличаться от мнения автора поста))
В роду Самаров жил один нанаец - Ла. Была у него дочка - Айога. Красивая девочка. Все её очень любили... Айога загордилась. Стала рассматривать своё лицо.
И понравилась сама себе. Смотрит, не может оторваться. Глядит не наглядится. То в медный таз начищенный смотрится, то на своё отражение в воде любуется. Совсем стала Айога ленивая. Всё любуется собой. Вот однажды говорит ей мать: - Пойди принеси воды, Айога! Дочка отвечает: - Я в воду упаду. - А ты за куст держись, - говорит ей мать. - Куст оборвётся! - отвечает Айога. - А ты за крепкий куст возьмись. - Руки поцарапаю... Тут соседская девочка говорит матери Айоги: - Я схожу за водой, мать.
Пошла и принесла воды. Замесила мать тесто. Сделала лепёшки. На раскалённом очаге испекла. Увидела Айога лепёшки, кричит: - Дай мне лепёшку, мать! - Горячая она. Руки обожжёшь, - отвечает мать. - Я рукавицы надену, - говорит Айога. - Рукавицы мокрые. - Я их на солнце высушу. - Покоробятся они, - отвечает мать. - Я их мялкой разомну. - Руки заболят, - отвечает мать. - Зачем тебе трудиться, красоту свою портить? Лучше я лепёшку той девочке отдам, которая рук своих не жалеет. Взяла мать лепёшку и отдала соседской девочке.
Рассердилась Айога. Пошла за дверь, на реку. Смотрит на своё отражение в воде. А соседская девочка жуёт лепёшку. Стала Айога на девочку оглядываться. Шея у неё вытянулась - длинная стала. Говорит девочка Айоге: - Возьми лепёшку. Мне не жалко! Совсем разозлилась Айога. Зашипела. Замахала руками, пальцы растопырила, побелела вся от злости - так замахала, что руки у неё в крылья превратились. - Не надо мне ничего-го-го! - кричит. Не удержалась на берегу, бултыхнулась в воду Айога и превратилась в гуся.
Плавает и кричит: - Ах, какая я красивая! Го-го-го! Ах, какая я красивая!.. Плавала, плавала, пока по-нанайски говорить не разучилась. Все слова забыла. Только имя своё не забыла, чтобы с кем-нибудь её, красавицу, не спутали, и кричит, чуть людей завидит. - Ай-ога-га-га! Ай-ога-га-га! - На том и закончилась сказка про девочку Айогу.
Автор Павел Попельский:
Но есть и сейчас такие девочки. Они любят красивые наряды от "Дольче Габбана", выпрашивают у папы сверкающие автомашины "Ламборджини", потом садятся в них с красивыми мэргэнами и, разогнавшись, навсегда превращаются в гусынь, а то и падают с грохотом в реку Амур. Такие девочки никогда не подадут лепешку другой девочке. Они скорее врежут нищей девочке и нищая девочка заплачет, а богатую Айогу после новой поездки папа и мама найдут в белоснежной комнате больницы под белоснежным покрывалом с биркой "Вечно лежи, родная!" на ноге...
Если это про "Ламборджини" прочитает Геннадий Дмитриевич, он на нас очень обидится. А скорее всего, ему будут интересны наши размышления, потому что знаменитым творческим людям всегда интересно мнение других людей, творчество питается общением.
Мы все прошли через книги Павлишина. На этих сайтах в Интернете вы можете увидеть абсолютно все его книги и иллюстрации к ним. Это сайты Живая Библиотека и детский сайт Комната Сказок - Фэйри Рум. Мы благодарим эти сайты за помощь.
Давайте попробуем вместе разгадать загадку Геннадия Дмитриевича: почему он вначале рисовал так, потом по - другому, потом возвращался к старому. Мы не будем ничего объяснять, - это сложные взрослые термины в области издания книг - так называемой полиграфии. Но вот это перед вами - настоящие страницы книг Павлишина.
Самой первой его цветной книгой была эта. Обратите внимание, как художник начал рисовать.
1. Ворон, карась и лиса. 1968. Этой книге сегодня исполняется ровно 50 лет.
Следующая цветная книга была первой на блестящей мелованной бумаге. Поклон тайги. Это был маленький красный альбом в коробочке из березовой коры - из бересты. Вы не поверите, но сбоку в эту коробочку был вставлен настоящий охотничий патрон длиной с палец. Обратите внимание: художник рисует по-другому.
2. Поклон тайги. 1970.
В Сказке о муравье Павлишин рисует совсем по-другому. Это называется Акварель.
3. Сказка о муравье, по имени Муравей 1973
В книге Аленушкины Сказки акварель покрывается ажурными узорами. Это называлось Новый Стиль Модерн Семидесятых годов.
4. Аленушкины сказки. 1975.
Но в большой книге Амурские Сказки, которая получила золотую медаль в Германии, Геннадий Дмитриевич возвращается к старым узорам. Это называется Орнамент. Это повторяется в книге Мэргэн и его друзья. Золотую медаль книга получила за сложность иллюстраций и оформления художником, не за полиграфию - бумага была обычная белая. Это эпохальный орнаментальный альбом Павлишина, итог его работы с узорами народов Амура.
5. Амурские сказки. 1975.
6. Мэргэн и его друзья. 1976.
В Скрипучей Старушке цветное небо и земля опять исчезают, возвращается акварель. Мы видим акварель дальше в других книгах.
7. Скрипучая старушка. 1977.
8. Амурские звероловы. 1977.
В книге Серебряный Кубок нанайский орнамент превращается в русский. Это называется Стилизация, перенос орнамента одного народа на другой в творчестве.
9. Серебряный кубок. 1977.
А это - не иллюстрация. Это громадная мозаика, собранная из драгоценных камней. Говорят, Павлишин её сделал в 1979 к конференции ученых в Хабаровске на берегу Амура у речного вокзала в специальном отдельном зале конференций. Геннадий Дмитриевич всю жизнь собирает самоцветы и камни для таких картин.
10. Панно - Поэма о Приамурье. 1979.
С двух следующих альбомов в иллюстрациях Павлишина навсегда остается Акварель. Его иллюстрации становятся очень яркими, красочными. Бумага в книгах блестящая, мелованная.
11. Повстречались магистрали на Амуре. 1979.
Итогом акварельной работы Павлишина стала большая книга "Золотая Ригма". Это первый большой альбом художника, изданный в Москве в издательстве Советская Россия в 1982. Это первая книга Геннадия Дмитриевича, изданная в Москве на блестящей мелованной бумаге. В иллюстрациях именно этой книги самые лучшие краски.
12. Золотая Ригма. 1982.
Навстречу времени - тоже акварель. Эта книга была издана, когда Советский Союз начал умирать. Иллюстрации очень яркие, бумага отличная, твердая мелованная, - но по ним видно, что что-то здесь не так. Советская страна слишком напряглась и превратилась в памятник самой себе. Советский Союз в 1985 перестал быть живым.
13. Навстречу времени. 1985.
После Навстречу Времени Геннадий Дмитриевич продолжил иллюстрировать новые амурские сказки. Но страна пошла умирать, бумага в книгах стала очень плохой, серой, и красивые иллюстрации выглядели на таком фоне никак. Павлишин так же использовал акварель, в модных неярких тонах - фиолетовом, синем.
...Рухнул сам по себе Советский Союз, прошло время, и художника попросили сделать иллюстрации к книгам в Японии и других странах. Это были фантастически красивые цветные альбомы, изданные на толстой бумаге, в шикарных упаковках. Одновременно мастер иллюстрировал книги в Хабаровске. Вышло новое издание "Золотой Ригмы" и "Амурских Сказок", - только "Амурские Сказки" 1975 года стоили пять рублей, а новые от двух тысяч. Поэтому мы читаем книги Геннадия Павлишина онлайн в интернете, куда их выкладывают поклонники творчества мастера.
Один из новых альбомов Геннадия Дмитриевича - Таежные Сказки. Опять обратите внимание: художник придумал новый способ рисования. Вместе - акварель, орнамент, каменная мозаика и - вышивка. Мне даже кажется, что в страницах альбома вырезаны окошки, через которых видны иллюстрации сзади. Такого двадцать лет назад не было, перед мастером появились новые возможности издания и оформления книг - трехмерные интерактивные иллюстрации.
14. Таежные сказки. 2014.
Мы посмотрели лишь маленькую часть наследия художника, попытались разобраться в его тайнах. Какие книги ярче и красивее? Те, что издаются сегодня. А какие книги оригинальные, живые, с выдумкой? Те, которым сегодня 36 или 50 лет.
Сколько книг всего за свою жизнь нарисовал, проиллюстрировал Геннадий Дмитриевич? Сайт Живая Библиотека подсчитал: 28. Это без иностранных книг. Но если вы знаете другие книги с иллюстрациями Павлишина, напишите нам в комментариях. И если вы увидели и разгадали что-то новое и хотите об этом рассказать, тоже пишите.
Я благодарю Андрейку-2016 за творческий задор и помощь в развитии темы.
А юбилей у Геннадия Дмитриевича 27 августа...
Благодарим Дебри ДВ за оперативную публикацию прямо сейчас. Удачи вам всем.
И предлагаем в следующих темах вспомнить и обсудить загадки творчества другого великого дальневосточного художника - Короленко. Евгений Васильевич Короленко был лучшим философским художником края, - это его триптих "Рассвет жизни - Закат смерти - Сон Тайги" Василий Захарченко поместил в своем альбоме Наперегонки со временем. Я об этом еще на Дебрях расскажу отдельно.
павел попельский
Мужики!
Спасибо Вам за замечательный труд познакомить всех нас с нашим забытым настоящим!
Не ожидал, что сказок и красоты достаточно для Дальневосточного подарка любому. В краевом коммерческом культурном общественном проекте печать за предоплату себя оправдает!
ДЕЛО ЗА НОВЫМ СЫТИНЫМ! Кто согласится вять на себя организационный труд? Бесплатные центры подписки можно организовать при администрациях - в их отделах культуры, библиотеках, дет.садах, школах, домах культуры , школах исскуств, церковных приходах и т.д.
Виктор Киселёв; Виктор, Вы дали, сам того не зная, мне и Дебрям чудесную идею. Если на Дебрях сделать такой раздел - форум в заголовке: Галерея Художников и Фотографов, выделив боковой кнопкой на нём Художники, Фотографы, Мастер-Класс? Если действительно сделать дополнительную кнопку заголовка - Библиотека Региональных Исследований? И пусть там и там печатается любой творческий человек в регионе. Давайте коллективно попробуем сделать то, что не получилось у КФСС! А если сделать выездные лекции, собрания, мастер-классы по городам региона для ознакомления людей со своими же неизвестными земляками и окружающими местами? То есть пора стать не просто порталом или главным сайтом, а в буквальном смысле слова информационно - образовательным оппозиционным рупором региона.
А при чем тут Сытин, хотя он поддерживал большевиков и оппозицию вообще. У нас на Дальнем Востоке таких меценатов нет, одни энтузиасты.
павел попельский
Д.И.Сытин был изумительный ЧЕЛОВЕК и книгоиздатель, радеющий о своём коммерческом деле - о просвещении народа. Сайт Дебри ДВ уже делает доброе дело, публикуя наши комменты. Идеи тогда обретают цену, когда они приняты. Кем должны стать Дебри ДВ нам определять не дано.
К сожалению, штат Дебри ДВ не располагает возможностями и не заточен под мероприятия по банальной пичине...Но всему своё время))) А вдруг!)))
Виктор Киселёв, ну тут Вы может и правы. Просто из-за того, что таких сайтов в крае нет, - в Приморье есть, у нас в Хабе нет, - любую информацию о художниках и краеведах мы открыто для всех размещаем на Дебрях, но на Форуме или в блогах.
Мы вообще-то должны про Геннадия Дмитриевича. Вот что думаю. Я жил все детство в Хабаровске и помню тогдашнюю хабаровскую полиграфию, нам знакомые дарили много книг. Мне почему-то всегда казалось, что Амурские Сказки должны быть на блестящей бумаге, они у меня были в детстве, но я их забыл до 2014 года. Помнил Скрипучую Старушку, Айогу, Золотую Ригму и самоцветное панно. Первое впечатление от Амурских Сказок заново в 2014: иллюстрации изумительные, лучший художник Дальнего Востока всех времен, но полиграфия самой книги - бумага белая обычная, обычная тонкая суперобложка, картонный футляр. Получается, Золотая Медаль Лейпцига - художнику за оформление, он всю книгу выручил, великий мастер. Но в Хабаровске параллельно в 1976 тогда издали шикарный фотоальбом "На высоком берегу Амура", издали в Германии, на отличнейшей глянцевой бумаге. Почему не издали в 1975 на блестящей бумаге, с множеством цветовых оттенков, Амурские Сказки? Или я чего-то не знаю, потому что молодой, и было два варианта книги - массовому читателю и в подарок?
Когда в 2014 вышло переиздание альбома Амурские Сказки, а в 2009 - Золотая Ригма, - я подумал, что их поменяли местами. Амурские Сказки вышли в шикарном кожаном переплете, с тиснением на кожаной обложке, иллюстрации заиграли всеми красками глянцевой бумаги. Вот это другое дело! А вот Золотую Ригму в 2009 издали массово на бумаге обычной, хотя идеально белой и плотной, но не глянцевой.
Странно вот что. Я считал, что выдающийся иллюстратор Леонид Кузнецов - хабаровский художник, так как он постоянно иллюстрировал книги Хабаровского Книжного Издательства и на дальневосточную тему. Но только что просмотрел сайт Лаборатория Фантастики ФантЛаб: нет, Кузнецов всегда был московским художником. Откуда он так хорошо знал Дальний Восток?
Спасибо, камрад! Мне понравилось продолжение темы именно по направлению оформления Павлишиным своих работ ( интересно было бы найти его комментарии в старенькой газете по поводу его личной мотивации так изобразить. Может есть архивные видеозаписи?)!
Отдельно отмечу, что в сказке "Айога" главная мысль, на мой взгляд, не только в поверхностном понимании контекста сказки о красивой девочке, которую погубили нарциссизм, лень и гордыня. В ней важнее бытовой момент, который у коренных народов, как создателей сказки, был более насущным. В сухом остатке "Айога" - это назидание за лень, которую проявляют люди, должностные лица, когда от них требуется труд. Ведь "Айога" - это собирательный образ. Просит вас не только родной человек, а вообще человек о помощи, а вы находите лишь оправдания лени, надуманные страхи навредить себе неодобрением окружения, обжечься об недовольство начальства (а это уже не сказки) . Но вот когда уже все готово чужими руками, так сразу вспоминает образный типаж "Айога", что награда должна быть его по статусу и законам жизни. И ведь как это его мотивирует не бояться свои руки утрудить и найти способы преодолеть не менее тяжелые препятствия, которые ранее были ему не по плечу? Скоро сентябрь и таких айог начало появляться чуть ли не в каждом политическом объединении. "Воду не носили", а "горячих лепешок" хочется. Только и успеваешь смотреть как они этими лепешками жанглируют, дуя на руки. Все-таки про модных ДАМ - это не самое удачное сравнение к глубине данной сказке. Но я могу ошибаться, ведь мнение у каждого своё.