2 стр. • 18 апреля 2003 г. • Тихоокеанская звезда

Эхо события

Алаверды от юбиляра

В среду, 16 апреля, губернатор В. Ишаев отметил свое 55-летие. В кабинете «Белого дома» и вечером на товарищеском ужи не в «Интуристе», его поздравляли члены правительства и руководители предприятий, общественных организаций, учебных заведений, военные, епископ Марк, депутаты краевой и Государственной дум, писатели и артисты, ветераны и молодежь.

55-летие с советских времен считается как бы не совсем мужским юбилеем, но ныне его празднуют все чаще по причине замотанности жизни и, в принципе, правильно, ибо в двух пятерках есть некий тайный смысл. Еще не пенсия, но и огромный отрезок пути пройден, вроде не круглая дата, а уже ясно: никуда не денешься.

Лицо губернатора за последние годы стало все больше озабоченным, в редкие минуты он улыбчив и благодушен. Давит одиннадцатилетний срок руководства краем и груз проблем, коих становится не меньше, а больше. Таков человек. Правит без оглядки на возраст, авторитеты и меняющуюся конъюнктуру. Вот и опять, как некогда с амурским мостом, представлявшимся маниловской мечтой, тянет нитку газопровода из Комсомольска в Хабаровск. Нитку - как лямку. Идет напролом. Ищет миллионы долларов и миллиарды рублей, чтобы от своего не отступиться.

Все это, впрочем, читатель знает из многих его интервью и понимает, что Ишаев мало изменился с 90-х годов прошлого века, когда главой края был назначен Борисом Ельциным и потом Ельцина же постоянно критиковал.

С Ишаевым трудно - коллегам, друзьям и родственникам тоже. Это на «Часе губернатора» он временами милейший человек, отвечающий на письма трудящихся и вопросы журналистов. В будничной обстановке все иначе - все жестче и сложнее. Его суп руга Любовь Григорьевна в шутку говорит, что его 55-летний юбилей - это неотлитая памятная медаль на ее грудь. И она готова ее получить по любой линии - как великомученица. И это не бравада. Это скрытая от посторонних глаз семейная губернаторская жизнь. Когда не знаешь, что будет завтра, в каком он придет настроении и выключит ли сотовый и домашний телефоны. Поедет ли за город подышать воздухом и стоит ли собираться в отпуск. Однако Ишаева выглядит все так же эффектно, а если еще рядом с подросшей дочерью Юлией - ныне студенткой, то пара просто сражает наповал.

Принимая обычные в таких случаях поздравления, губернатор гордился своей семьей, на этот раз присутствовавшей на ужине в полном составе. Внук Игорь был серьезнее деда, потому что сидел за особым юбилейным столом. Блистала Юлия. Поразил сын Дмитрий, который при ехал поздравлять отца из Москвы с женой, ныне проходящей путь реабилитации после тяжелей шей автокатастрофы. К праздничному столу он внес ее на руках и на руках же отнес а машину, когда все расходились. Что-то в этом было невероятное в смысле галантности и испепеляющей непоказной любви.

Юбилейные речи - вообще дело тяжелое, муторное. Но Ишаев был бы не Ишаев, если бы каждый раз не превращал своей ремаркой протокольный текст в алаверды, в нечто веселое и остроумное, дабы смикшировать поток похвал в свой адрес.

Вот губернатор ЕАО Николай Волков говорит обычные в таком случае слова и вручает как сим вол дружбы края и области сувенир в виде подсвечника-миноры. И Ишаев, напоминая гостям о том, что область все-таки еврейская говорит: «А теперь по заказу Николая Михайловича русская народная песня «Без двадцати восемь» Мог сказать «Семь сорок» но сказал, как сказал, и стало еще смешнее.

Вот комсомольский и хабаровский мэры Владимир Михалев и Александр Соколов выражают вполне понятный пиетет по поводу того, что губернатор давно и успешно руководит краем, и юбиляр, опять разрежая обстановку, заявляет: «Не дождетесь!». Вот начальник УФСБ Анатолий Маренков берет слово для долгого и витиеватого спича, и под самый финал Ишаев опять вклинивается репризой: «Спасибо. Только не забудьте на 60-летие всю мою папку отдать».

 

Что там в архивах КГБ-ФСБ с его, Ишаева, и нашими папка ми, неизвестно - может, и нет их давно, но сказано в точку. Потому что из 55 своих лет долгие годы он жил в то самое время, когда особая папка спецслужб была символом эпохи. В 90-м году директор завода алюминиевых конструкций Виктор Ишаев стал зампредом крайисполкома - начальником ГлавПЭУ. Нынешний министр экономики Александр Левинталь сказал на вечере, что свою карьеру юбиляр как раз и начинал с чиновничьей должности, по сути главного из краевых управлений. Сказал с нескрываемой гордостью. Но Ишаев и тут нашел свой конек: «Да, Александр Борисович, до крайисполкома я еще был человеком». Гости в очередной раз рассмеялись, и даже внук Игорь, не совсем поняв, о чем идет речь, заулыбался дедовской находчивости все повернуть неожиданной и парадоксальной гранью.

Однако шутки шутками, а впереди был новый день - четверг, 17 апреля, и помощник губернатора Алексей Ериловец - ветеран организационной работы, с богатейшим опытом - зашел в кабинет Ишаева в 7.45 утра, чтобы согласовать командировку шефа в Москву. Ишаев сидел, обложенный бумагами. Сначала помощнику показалось, что он читает огромную кипу поздравлений, пришедших почти от всех губернаторов и законодательных дум России, не говоря уже о министрах и руководителях ведущих отраслей. Оказалось, до адресов, писем и телеграмм дело не дошло - отвлекли «горящие» бумаги.

В котором часу пришел на работу Ишаев, Ериловец так и не понял. Но понял другое: с утра уже не до шуток - командировка, поручения в связи с празднованием Дня Победы, прием посетителей и сотни других неотложных дел. Взгляд Ериловца скользнул по семейной фотографии, стоящей на окне у шефа. И он подумал о том, что по-любому, когда уходил Ишаев, они спали. Хотелось спросить: «Вы позавтракать-то успели?», но здесь зазвонил телефон, и Ериловец тихо удалился.

Сергей ТОРБИН.