С первых дней пребывания в этой должности Владимир Миклушевский совершал ознакомительные поездки по краю, используя винтокрылую машину, любезно предоставлявшуюся ему тогда «Роснефтью»
С первых дней пребывания в этой должности Владимир Миклушевский совершал ознакомительные поездки по краю, используя винтокрылую машину, любезно предоставлявшуюся ему тогда «Роснефтью»
Издавна человек стремился в небо. И хотя часто падал, устремлений ввысь не оставлял и от идеи полета не отрекался - несмотря даже на то, что в мрачном средневековье полеты приписывались исключительно нечистой силе, а простого смертного попытки взлететь к облакам могли приземлить прямиком на эшафот.
 
Шли годы, наука и прогресс продвинули человечество ввысь, создав к его услугам массу летальных аппаратов тяжелее воздуха. Но вот злой рок так и тянет к земле стремящихся в небеса, и некоторых страсть к полетам по-прежнему может привести пусть и не на эшафот к палачу, но на скамью подсудимых - запросто. А некоторым там самое место…
***
 
Взять, к примеру, безусловно похвальные устремления губернатора Приморского края Владимира Миклушевского возродить местную авиацию в Приморье, активно летавшую вплоть до начала 90-х, когда из Владивостока рейсами т.н. «малой авиации» можно было быстро добраться до отделенных городов и поселков края: Светлой, Пластуна, Востока-1, Дальнегорска, Кавалерово или Ольги с Лазо, расположенных далеко от железной дороги.
 
И пусть летали туда тряские и некомфортабельные «кукурузники» Ан-2м или в лучшем случае Л-410, а то и громыхающие вертолеты Ми-2, Ми-8 или Ка-27, но что такое час-полтора полета против 8 - 12 часов на автобусах, а то еще и с пересадками, по таежным шоссейкам, порой через заснеженные перевалы или разлившиеся реки? Благое же дело!
 
Лиха беда начало, и начинать губернатору пришлось с себя: с первых дней пребывания в этой должности Владимир Миклушевский совершал ознакомительные поездки по краю, используя винтокрылую машину, любезно предоставлявшуюся ему тогда «Роснефтью» - и это вполне можно было понять: субъект Федерации даже не самый большой по площади в ДФО, все же вполне сопоставим по масштабам, например, с Грузией. Поди-ка наездись по нему на автомобиле, да с непривычки!
 
Но вот, прошло время, схлынул предсаммитовский ажиотаж, поменьше стало наезжать в Приморье высоких гостей, а транспортная проблема оставалась нерешенной. И тогда, к концу 2013 года, у губернатора оформилась идея возрождения краевой авиации. Пусть хотя бы не для всех, а для экстренных, так сказать, случаев. В декабре 2013-го появился запрос котировок на лизинг двух вертолетов Bell 407GX и самолета DHC-6 Twin Otter Series 400.
***
 
В феврале 2014 года идея оформилась в госконтракт по приобретению для Приморского края двух вертолетов и самолета санитарной авиации. Ну, не совсем чтобы уж санитарной - судя по условиям закупки - но все же… Что примечательно, тогда же в прессе возник и первый, но отнюдь не последний скандальный материал из которого явствовало, что дело возрождения авиации губернатор Приморья принял настолько близко к сердцу, что сам пошел учиться пилотировать вертолет! То ли решил, что ни на кого положиться нельзя в столь серьезном деле, как  спасающая жизни санитарная авиация, то ли просто стремление ввысь таким образом сказалось…
 
Возникший скандал подогрели и депутаты краевого Законодательного Собрания, так что в итоге администрация края скорректировала условия закупки, но …отнюдь не в сторону экономии бюджетных средств, а даже наоборот, хотя были все же приобретены вертолеты марки не Bell 407GX, а Eurocopter AS-350B3e, но тоже ничего так себе. При этом губернатор Владимир Миклушевский прямо на медиасаммите летом нынешнего года заявил, что немедленно уволит любого чиновника, посмевшего летать на санитарных вертолетах не по прямому назначению - то есть, не в качестве пациента, надо полагать. И в это хотелось бы верить, но…
***
 
…Очередной скандал не заставил себя ждать. В этот раз - по поводу размещенного на сайте госзакупок контракта на эксплуатацию тех самых вертолетов санитарной авиации. Этот контракт стал предметом разбирательства в Приморском управлении Федеральной антимонопольной службы (ФАС), где были выявлены факты нарушения заказчиком - краевым государственным унитарным авиационным предприятием (КГУАП) «Пластун-Авиа» - антимонопольного законодательства.
 
А именно, объявляя тендер на право заключения договора безвозмездного пользования имуществом Приморского края - двумя вертолетами AS-350 B3e «для выполнения авиационных работ при оказании скорой специализированной (санитарно-авиационной) медицинской помощи населению» - были предусмотрены и другие виды использования вертолетов, включая учебно-тренировочные полеты, под маркой которых, как мы понимаем, можно летать кому куда и когда надо. Ну, не всем, понятно, а тем, кому можно, т.е. «по заявкам любых органов власти Приморского края» как это было сформулировано.
 
При этом условия тендера по техническим и квалификационным показателям возможных участников были прописаны таким образом, что под них подпала вполне определенная компания - хотя законодательством о государственных закупках и антимонопольным законодательством такие требования как раз не устанавливались.
 
Мимо не прошли также в Приморском штабе ОНФ, сопредседатель которого Александр Федоров высказался по данному поводу недвусмысленно:
 
«…при объявлении данного конкурса документация и условия были сформулированы таким образом, чтобы победителем оказалась конкретная коммерческая компания, а другие участники рынка не получили возможности участия в конкурсе из-за надуманно завышенных требований. Кроме того, правила эксплуатации, прописанные в документах, фактически превращают эти медицинские вертолеты в элитный транспорт региональных чиновников, который можно использовать во многих случаях по своему усмотрению, с медицинскими нуждами не связанными вообще, что в корне противоречит принципам использования такого имущества».
***
 
Кто же этот счастливчик, под которого по выводам «фронтовиков», подкрепленным ФАС, КГУАП «Пластун-Авиа» как будто специально «заготовило» условия тендера на право безвозмездного использования казенных вертолетов?
 
А это некое ООО «Гранат» из города Артема, учрежденное в мае 2014 года, стопроцентным владельцем и директором которого является некто Василий Чихунов. Который вроде бы никак не связан с директором КГУАП «Пластун-Авиа» Виталием Юшиным. Ну, кроме разве что некоего неприметного некоммерческого партнерства (НП) «Авиатор», учрежденного также весной 2014 года с участием Виталия Юшина и Виктории Чихуновой. И расположенного также по одному и тому же адресу в г. Артеме, что и само КГУАП «Пластун-Авиа», и то самое ООО «Гранат» - в доме 45 по ул. Кирова, только кабинеты обозначены разные, соседние.
 
И всего за 2014-2015 годы ООО «Гранат» получило более 30 контрактов на ответственное хранение и содержание вертолетов на общую сумму свыше 105 миллионов рублей, одно лишь хранение винтокрылых машин обходится порядка 250 тысяч рублей в месяц - по сути, за аренду ангара. При том, что сами вертолеты, приобретавшиеся для медицинско-санитарных нужд, почему-то оказались не оборудованы для перевозки больных и только сейчас эти винтокрылые машины доукомплектовываются.
 
Вот такая вот она, любовь к небу. Такое вот стремление оторваться от земли и ощутить свободу полета. Ни с чем не сравнимое чувство. Которое невозможно измерить в деньгах. Но поскольку деньги-то бюджетные, то измерять приходится - если не само это высокое стремление, то, как минимум, расходы на его удовлетворение. И выходит, что приземлить бы кое-кого не мешало. Поближе к скамье подсудимых. Тем более, что вновь созданные под «авиационный проект» компании не являются «тяжким наследием прежней власти» - они детище власти нынешней, и все их «инновации» на счету именно устремленной ввысь команды губернатора Владимира Миклушевского.
 
Виктор Булавинцев,
специально для «Коррупции-Бой!»
ст. «А мне летать охота!»
 
Гражданское движение по борьбе с коррупцией в Приморском крае
http://korrupciiboi.ru/news/a-mne-letat-ohota.html