Сергей Бурындин
Сергей Бурындин
Это совещание в региональном отделении Общероссийского народного фронта должно было состояться еще неделю назад. Но господин Гольдштейн изъявил желание лично на нем присутствовать и, в связи со своей чрезвычайной занятостью, попросил перенести его на неделю. Перенесли. Совещание было назначено на 20 октября. Однако он не пришел.
 
На совещание пришли представители комитета образования области, уполномоченная по правам ребенка Ирина Пинчук, представитель Роспотребнадзора, представители регионального отделения народного фронта.
 
Предмет обсуждения: обеспечение детей области бесплатным горячим питанием в школах и качество этого питания.
 
О проведенном мониторинге в школах рассказал координатор регионального исполкома ОНФ Вадим Войтенков:
 
- … Мы выехали в ряд школ, чтобы посмотреть, как обстоит там дело с горячим питанием для детей, и пришли к выводу, что во всех учреждениях образования, которые мы посетили, горячее питание организовано. Средняя стоимость горячего завтрака составляет семьдесят четыре рубля. Вместе с тем, существует ряд проблем.
 
Во-первых, в этих школах отсутствует десятидневное примерное меню завтраков для начальных классов, согласованное Роспотребнадзором по ЕАО.
 
Во-вторых, не в полном объеме завершены ремонтные работы пищеблоков начальной школы № 14 г. Биробиджана и средней школы № 15 п. Биракан. В п. Кульдур пищеблок «Центра образования» находится в аварийном состоянии, поэтому родители организуют самостоятельно вывоз детей для питания в детский сад.
 
В-третьих, не в полном объеме осуществлены поставка и монтаж оборудования пищеблоков. Например, в школе № 14 из четырех плит работают только две. В основную школу № 4 не поступили жарочный шкаф и картофелечистка, в средней школе с. Валдгейм из двенадцати конфорок работает только шесть.
 
В-четвертых, существует нехватка работников в столовой школы № 14 г. Биробиджана. Там из семи работников, положенных по штатному расписанию, работают только пять человек. Данные работники обслуживают примерно одну тысячу пятьсот детей. Для сравнения: столько же человек (пять) обслуживают триста тридцать пять детей в основной школе № 4 г. Биробиджана. Это приводит к тому, что работники в школе № 14 вынуждены заранее накрывать столы, выставлять еду, которая к приходу детей остывает.
 
В-пятых, существует проблема работы с поставщиками продуктов. В средней школе с. Валдгейм был заблокирован счет за неуплату услуг ЖКХ, что вызывает серьезные проблемы, связанные с закупкой продуктов. В Облученском районе с рядом учреждений работает только один поставщик, который не может предоставлять регулярно весь перечень продуктов, необходимых, например, школе п. Биракан.
 
И, наконец, в-шестых: отсутствует родительский контроль качества питания…
 
И. Пинчук: Вот смотрите, что получается, руководители образовательных учреждений самостоятельно решают, что они предоставляют детям - горячий завтрак или обед, завтрак по цене обеда, или наоборот… В санитарных нормах, введенных в мае текущего года, говорится, что дети, которые занимаются во вторую смену, должны получать полноценный горячий обед. У нас, практически, во всех школах есть дети, которые начинают учиться с обеда. Спрашиваю у руководителей школ, что они готовят для детей второй смены. Одни говорят: горячий завтрак, другие - обед. Почему завтрак, а не обед?
 
Говорят, потому что им так рекомендовали в комитете образования, исходя из каких-то средних ценовых норм. В кульдурской школе вообще ситуация, на мой взгляд, чрезвычайная, потому что детей первой смены возят на обед после того, как закончатся все уроки. То есть дети отучились четыре урока, а потом их родители везут в детский сад обедать. В чем суть закона и санитарных норм? В том, чтобы детей кормили в процессе учебы, а не после нее, чтобы они учились в комфортных условиях, а не сидели голодные на уроках. То же самое происходит и с детьми второй смены. Они учатся до 16 часов, потом их везут на обед, а затем отправляют по домам.
 
На мой взгляд, это не соответствует тем целям, ради которых введены бесплатные обеды и завтраки. К тому же это не способствует здоровому образу жизни ребенка. В СанПинНе четко сказано: если пищеблок находится за пределами школы, то, например, после двух уроков предоставляется перемена в сорок пять минут для того, чтобы отвезти детей на обед, дать им время нормально пообедать и отвезти обратно в школу.
 
Администрация Облученского района вроде бы занимается решением этой проблемы, но слишком медленно. Я считаю, что необходимо четко обозначить сроки, в которые этот вопрос будет решен.
 
Далее, что касается отсутствия в школах родительского контроля: он должен быть обязательно! Это та самая внешняя экспертиза, которая обязательно должна присутствовать. Все нормативные локальные акты о том, как родители должны осуществлять этот контроль, приняты. Я считаю, что руководители школ должны это принять, как обязательную к исполнению норму, а не воспринимать, как свое личное желание или нежелание пускать родителей в школьную столовую.
 
Вот тогда, при наличии родительского контроля питание будет и качественным, и вкусным, и горячим, и дети не будут выбрасывать его в ведра. Ведь выбрасывая обед в помойное ведро, дети, по сути, выбрасывают довольно серьезные федеральные деньги - сорок шесть миллионов рублей, которые на текущий год выделены нашей области из федерального бюджета. Мне кажется, мы должны сегодня выработать единые рекомендации для школ, для отделов образования, чтобы потом мы могли проконтролировать их исполнение.
 
Я также проводила свой опрос родителей, просила их оценить качество питания. Могу сказать, что в целом я получила только положительные отзывы. Много очень родителей хвалят питание в школе № 11…
 
Эти слова Ирины Николаевны меня удивили. Школа № 11 находится на моем избирательном округе. Поэтому позволю себе не согласиться с высказыванием Ирины Николаевны о том, что все родители довольны качеством питания в этой школе. Мне, как депутату от данного избирательного округа, тоже поступают отзывы родителей о горячем питании в школе № 11.
 
Должен сказать, они кардинально отличаются от отзывов, поступающих Ирине Николаевне. Многие родители жалуются на то, что дети отказываются обедать, объясняя это тем, что обеды невкусные. Я не могу утверждать, что это так. Но думаю, что руководство школы должно обратить внимание на то, что многие дети выбрасывают еду в то самое ведро. Это сигнал, на который руководство должно оперативно реагировать, и я надеюсь, что так и будет.
 
Вопрос качества школьного питания должен, на мой взгляд, всегда стоять на первом месте. Но качественное питание требует соответствующих затрат.
 
На мой вопрос, сколько денег определено на питание одного ребенка в день, Ирина Пинчук уточнила: «чуть больше семидесяти четырех рублей».
 
То есть получается, что и на горячий завтрак, и на горячий обед выделяются одинаковые суммы. Но по большому счету, на обед, в котором и первое, и второе, и третье блюдо, должно уходить больше денег, чем на завтрак. Почему же суммы одинаковые?
 
М. Калманов: …Стоимость обеда в семьдесят четыре рубля вполне достаточная. На эти деньги можно приготовить качественный сбалансированный обед.
 
Возможно. Но это только стоимость самого обеда. В нее, как выясняется, не входит оплата труда работников столовой. А платить людям зарплату надо. У муниципальных образований на это тоже нет денег. К тому же данные федеральные субсидии не предполагают софинансирования муниципалитетов. Так может, изменить в сторону уменьшения стоимость завтраков и за счет этого повысить стоимость обедов?
 
Представитель комитета образования правительства ЕАО: Эта сумма - семьдесят четыре рубля утверждена не комитетом образования, а Министерством просвещения РФ. Министерство доводило до каждого региона конкретную сумму, при этом они разъясняли, что именно такая сумма выделяется на питание каждого ребенка в ЕАО. Неважно, где находится школа - в городе или селе. Не важно - завтрак или обед. Сумма одна и та же. Поэтому мы ее уменьшить не имеем права. Но у комитета образования правительства ЕАО есть возможность добавить к федеральным деньгам региональные.
 
То есть речь идет о том, что регион должен создать условия, при которых на каждого ребенка будет тратиться не меньше семидесяти четырех рублей, а именно, добавить необходимую сумму на оплату работ по приобретению продуктов, их доставке, приготовлению обедов и завтраков, в общем, на оплату работы персонала столовых, на оплату потребляемой электроэнергии и т.д.
 
В противном случае, мы же с вами понимаем, что уравниловка, которую мы сегодня наблюдаем, не приведет к улучшению качества горячего питания. Отсутствие средств на зарплату персонала столовых рано или поздно все равно приведет либо к отсутствию такого персонала в школах, либо к перераспределению части федеральных денег на оплату персонала. И тогда горячие обеды в школах только на бумаге будут стоить семьдесят четыре рубля, а в реальности значительно меньше.
 
Представитель комитета образования: Изначально, когда мы заключали соглашение с Министерством просвещения, нам была предоставлена «Дорожная карта», которая была утверждена «Распоряжением» правительства ЕАО и подписана губернатором. В ней четко прописано все, что касается контроля, кто за что отвечает, в том числе там идет речь и о родительском контроле, и о составлении примерного меню.
 
И. Пинчук: Но тогда эта «Дорожная карта» должна быть предоставлена всем директорам школ, должен быть контроль со стороны комитета образования за тем, как реализуется эта «Дорожная карта» в школах.
 
В. Войтенков: Скажите, а в школы эта «Дорожная карта» поступила? Руководители школ ее видели?
 
Оказалось, что комитет образования не знакомил директоров школ с этим документом. Он просто направил соответствующие письма учредителям школ - руководству муниципалитетов. А те, судя по всему, не довели информацию до руководителей школ. Поэтому сегодня каждый директор принимает решение, исходя из своего понимания того, что надо, а чего не надо делать. Именно поэтому многие руководители школ даже не задумывались над тем, что необходимо содействовать организации родительского контроля за питанием, обеспечивать родителям доступ в столовые…
 
Совещание длилось чуть больше часа, вопросы, которые обсуждались на нем, мало назвать важными. Это - вопросы здоровья всех детей области, обучающихся в начальной школе. И решать их, на мой взгляд, необходимо оперативно: не наблюдать месяцами, как дети в школе № 14 выбрасывают свои обеды в помойное ведро, потому что эти горячие обеды на самом деле холодные, а решить проблему с увеличением штатного состава сотрудников пищеблока незамедлительно; не закрывать глаза на то, что в школе № 11 дети отказываются есть обеды, а вместе с родителями проверить их качество, детей в Кульдуре кормить во время учебного процесса, а не после окончания занятий и т.д.
 
Решение этих вопрос зависит и от комитета образования правительства ЕАО, и от отделов образования муниципалитетов, и от Роспотребнадзора, и от глав муниципалитетов, и, конечно же, от общественности.
 
Я уверен, что первое совещание по вопросам горячего питания школьников в ОНФ не будет последним, потому что все мы заинтересованы в том чтобы это горячее питание приносило детям пользу и не было бы проблемой для их родителей, и чтобы федеральные миллионы не сливались в помойное ведро.
 
Сергей Бурындин
«Газета на Дом», 23.10.20