Сергей Мясоедов, экономист |
|
Каждый субъект должен иметь программу социально-экономического развития. Что же мы видим в предложенной Программе социально-экономического развития Амурской области на 2013-2017 годы, принятой в 2013 году (по материалам, представленным в Законодательное собрание Амурской области)? Видим достаточно настораживающие моменты, которые хотелось бы обсудить.
Первое - мифические источники финансирования
Основным инвестиционным источником программы выступают не собственные средства инвесторов, не средства уровней бюджетов РФ, а «другие источники» объемом более 80 % (страница 4). При этом указываются мифические, незримые холдинги, несуществующие организации, такие как РАО ЕЭС (РАО «ЕЭС России» было ликвидировано в 2008 году - прим. ред.).
Тогда вопрос - кто будет финансировать предложенную программу в размере 1 триллион 75 миллиардов 480 миллионов рублей. На каких условиях, на основании каких договоров, соглашений, контрактов будет финансироваться программа развития Амурской области? Этого нет ни в паспорте, ни в содержании программы.
Следовательно, авторы программы изначально обрекают реальных участников выполнения программы, нас с вами, на полный провал, на невыполнение заявленных показателей, на стагнацию области в социально-экономическом развитии.
Второе - в корне неверная методика расчета эффективности
Цифры, приведенные в качестве прогноза по тексту программы, не поддаются проверке. Уважаемые, попробуйте рассчитать прогнозные значения на 2014-2017 годы. Уверяю, вас ждет много сюрпризов, если мы будем применять методику расчетов, указанную в приложении № 3 программы.
Первый сюрприз в том, что для расчета прогноза показателей на 2014-2017 годы во все формулы методики необходимо вставлять при расчете плановых показателей фактические значения показателей 2014, 2015, 2016 годов. Тогда откуда авторы программы узнали фактические данные 2014 года для расчета показателей 2015 года, фактические данные 2015 года для расчета показателей 2016 года, фактические данные 2016 года для расчета показателей 2017 года? Необходимо объяснить, как в сентябре 2013 года можно знать фактическое значение показателей 2014, 2015, 2016 годов.
Методика оценки эффективности реализации программы на 2013-2017 годы не выдерживает никакой критики, она в корне неверна. Здесь уместнее использовать метод экстраполяции и иные методы прогнозирования. А этого в методике и в программе, предложенной министерством экономического развития Амурской области, нет.
Третье - ни копейки вложений области в строительство производственных объектов
Практически во всех пунктах отчета за 2007-2012 годы в выводах указывается отсутствие инфраструктуры. И какие же выводы делает министерство?
Читаем в программе такие объекты, как строительство волоконно-оптических линий связи в населенных пунктах Амурской области. Объем финансирования из бюджета Амурской области - ноль.
Радужно расписывается, какие проекты планируются на территории Амурской области, но при этом не указывается, какие объемы денежных средств готова вложить Амурская область в дальневосточные металлургические комбинаты, деревообрабатывающие заводы, заводы по выпуску фармацевтических субстанций, в строительство второй очереди Благовещенской ТЭЦ, в строительство газораспределительных систем, в магистральные газопроводы, в распределительные электрические сети, в строительство высотных линий и так далее. Ни одного рубля область не собирается вкладывать.
Данные объекты строятся на территории нашей области, несут существенную нагрузку на биосферу региона, имеют в ряде случаев градообразующее значение, - но область в них не участвует.
Более того, указанные объекты после ввода их в эксплуатацию будут приносить стабильный доход, в том числе в бюджет Амурской области, поэтому участие области является экономически обоснованным и верным. Но в программе, как уже было сказало, доля области - ноль.
Вопрос: Амурская область - высокодоходный субъект Российской Федерации, в Амурской области решены все социально-экономические проблемы, показатели деятельности области превышают среднероссийские?
Еще два объекта - завод по производству комбикормов в Белогорске, высокоскоростной агрологистический терминал в Октябрьском районе. Область аграрная, терминал необходим области, почему не участвуем? Потом будем оплачивать аренду?
И такая ситуация по подавляющему большинству инвестиционных программ.
Вопрос: министерство и дальше предлагает ходить с протянутой рукой, или все-таки мы будем создавать на своей территории промышленные объекты, участвовать в их управлении и получать доходы в бюджет области?
Как можно планировать стать регионом-донором, ничего не вложив из областного бюджета в строительство производственных объектов? Программа министерства слабо отвечает экономическим законам и законам логики.
В приложении № 1 указана система программных мероприятий, но, к сожалению, не указаны юридические акты, закрепляющие заявленные в программе сроки, объемы финансирования. Простите, но это не миллиард и даже не сто миллиардов, а сумма, прошу вашего внимания, почти в четыре раза превышающая прогнозируемые доходы всего суммированного консолидированного бюджета Амурской области в 2013-2017 годах.
Кто вложит в область 1 триллион 75 миллиардов рублей? По тексту программы не понятно.
Для кого пишутся программы? Почему министерство не делает выводов по результатам выполнения предыдущих программ? Почему нет никакой реакции? Где предложения по привлечению ресурсов в экономику области, по формированию стабильного и привлекательного инвестиционного климата? Этого нет. Вместо этого в программе, извиняюсь, «тупое» переписывание учебников по государственному управлению.
Экономическое «чудо»
Особо заинтересовал пункт «макроэкономические показатели», где в 2014 году планируется практически на 50 % снизить дотационность бюджета, а в 2016 году и вовсе сделать бюджет бездефицитным. Но при этом, если следовать законам экономики, у нас должен вырасти и валовой региональный продукт, и консолидированные доходы бюджета на сопоставимую величину - минимум на 40 %.
Как бы ни так, очередной сюрприз, и чудо-доходы консолидированного бюджета в 2016 году снижаются на 0,21 % при одновременном снижении дотационности бюджета на 6 %, и с этого же года бюджет становится бездефицитным (Приложение 4 с.3). Позвольте, но по экономическим законам при росте доходов консолидированного бюджета у региона существует возможность снизить свой уровень дотационности.
Далее в приложении № 4 отмечается, что объем промышленного производства в 2014 году возрастает на 10,04 % в сравнении с предыдущим годом, в 2015 году - на 13,4% (Приложение 4, с.2). В то время как налоговые доходы там же, в приложении № 4 с.3 возрастают всего лишь на 8,21 % в 2014 году, на 10,57 % в 2015 году.
Исходя из данных фактов, хотелось бы получить ответ: каким организациям области и по каким налогам планируется в 2014-2015 годах предоставить налоговые льготы? В программе этого не указано, а по данным прогноза следует, что ряд налоговых доходов не учли, либо сознательно скрыли.
Таким образом, в целом программа социально-экономического развития Амурской области на 2013-2017 годы не отвечает предъявляемым требованиям:
1. Отсутствует юридически оформленная база под обеспечение расходной части программы в объеме не менее 80 %.
2. Использованная в программе методика расчета прогнозных показателей не является прозрачной и не позволяет проверить достоверность и объективность расчетов.
3. Ряд значений прогнозных показателей являются разнонаправленными, полученная взаимосвязь показателей противоречит экономическим законам и законам логики.
4.Отсутствует расчет эффективности ранее предоставленных отсрочек, пониженных ставок, налоговых льгот для бюджета Амурской области и муниципалитетов.
5. Положения программы не обеспечивают формирование долгосрочной устойчивой налогооблагаемой базы в регионе, участие области в финансировании инновационных, высокодоходных инвестиционных программах равно нулю.
Сергей Мясоедов, экономист
«Амурская служба новостей»/блог, 06.04.15
Программа социально-экономического развития Амурской области на 2013-2017 годы | |
(pdf, 2Мб) |