|
- Мною разработан проект решения Тындинской городской думы об установки памятника жертвам БАМлага, - говорит Валентина Петровна. - На примере событий в братской нам Украине мы видим, как важно сохранять историческую ценность.
В конце 1932 года на Дальнем Востоке возник самый крупный в стране исправительно-трудовой лагерь - БАМлаг. Было определено «немедленно приступить к подготовке и производству работ» по постройке железнодорожной магистрали от ст. Уруша через зимовье Тында к селу Пермскому, переименованному позже в Комсомольск-на-Амуре.
Трассу планировалось построить за два года. Но вскоре оказалось, что лагерь из-за отсутствия всей необходимой документации и первоначальных изысканий не имеет возможности строить новый железнодорожный путь. Поэтому весной 1933 года директивным распоряжением лагерь получил новую задачу: в первую очередь сооружать вторые пути Транссиба и лишь по мере возможности осуществлять строительство новой железнодорожной ветки от ст. Бам до зимовья Тында. Этими работами занималось первое Тахтамыгдинское отделение, где тогда содержалось 3499 заключенных. Вскоре его подключили к сооружению вторых путей Транссиба. Строили новую ветку в разное время лагерные отделения БАМлага, отделение со штабом в пос. Красная Заря.
- Через БАМлаг прошли такие выдающиеся люди России, как ученый и философ П.А. Флоренский, маршал Советского Союза К.К. Рокоссовский, писатели В.Н. Ажаев, С.А. Воронин, Ю.О. Домбровский, - продолжает Валентина Петровна.
При управлении БАМлага работал спецлагерсуд, по приговорам которого только за 7 дней августа 1937 года было расстреляно 837 человек. Депутат говорит, что эти страшные цифры были взяты из материалов оперативного учета приведения в исполнение смертных приговоров только за полмесяца, но ведь БАМлаг существовал целое десятилетие - с 1932 по 1941 год. И все это время шли расстрелы в бамлаговской «фабрике смерти».
«БАМ, который до 1941 года именовался БАМлагом, имеет прямое отношение к Сталинградской битве. Из всего, что НКВД успело создать на костях «врагов народа», уцелела лишь станция Тында, где надобно бы ставить памятник не комсомольцам-добровольцам, а именно им - избитым, голодным, умирающим и пристреленным прямо на шпалах», - писал советский писатель В.С. Пикуль.
Народный избранник уверен, что кровью и потом этих людей, как и фронтовиков, пропитано Знамя Победы над фашисткой Германией.
«Забывать о безвинно погибших нельзя. Внуки не вправе отворачиваться от правды, ибо судьба предков - их судьба. Поэтому принятие решения «Об увековечении памяти жертв БАМлага» позволит не предать забвению черные страницы истории города Тынды» - заключает Валентина Петровна.
Газета «БАМ», №17