С момента этой трагической истории прошло уже три года. Но мало кто знает, что все это время Андрей Иваненко, командир экипажа вертолета ВВС Ми-8, потерпевшего аварию над Хабаровском, борется с последствиями тяжелейших травм.

 

…В тот роковой августовский день накануне празднования Дня Военно-воздушных сил Андрей Иваненко проводил плановый полет над Хабаровском. На борту вертолета было семь спортсменов-парашютистов.

- Сначала все шло нормально. На высоте 1200 метров сделали два разворота. На третьем появилась вибрация вертолета и она нарастала. Я понял: что-то случилось с рулевым управлением, - вспоминает Андрей Иваненко.

Командир приказал парашютистам покинуть вертолет. Оставалось еще спасти экипаж. В плохо управляемой машине помимо Иваненко находились бортовой техник Олег Новиков и летчик-штурман Владимир Королев. Новиков, ударившись головой о приборную доску (так швыряло вертолет), был без сознания. А Владимир Королев на прыжок не решился - до земли оставалось всего метров 200.

У Иваненко был только один выход - посадить болтающуюся в небе машину в безопасное место. Он помнил, что совсем рядом - торговый центр и ремонтный завод. И там, и там - люди.

Вертолет упал на покрытую зарослями железнодорожную насыпь. В это невозможно поверить, но вся аварийная посадка заняла 48 секунд! При этом надо было срочно действовать дальше, ведь баки Ми-8 до отказа были заправлены горючим... Командир и штурман, оба раненые, вынесли из машины бортового техника. Андрей Иваненко награжден орденом Мужества.

Сейчас оба пилота из экипажа Иваненко продолжают службу. А у самого командира из-за перелома позвоночника отказали ноги.

- Три месяца пролежал в госпитале пластом, на обезболивающих. Перенес две операции. Прошел курс лечения в военном госпитале имени Бурденко. Там встал на ноги при помощи ходунков, - рассказывает майор.

Андрею Иваненко нужна квалифицированная, а главное, своевременная помощь. Чтобы встать на ноги, ему нужно пройти полный курс лечения в подмосковном госпитале им. Вишневского.

Реабилитация займет не один день. Но с Дальнего Востока в Москву в инвалидной коляске не наездишься. Жена вертолетчика Светлана полетела в Москву, добилась приема у тогдашнего Главкома ВВС генерала армии В.С. Михайлова. Ее заверили, что квартиру в Красногорске (там находится госпиталь) они с мужем обязательно получат. После этой встречи в августе 2006 года прошло уже более двух лет…

В архиве Андрея Ивановича кипы бумаг с отписками начальства, на каждой из них многообещающее - «вот-вот получите квартиру». Один из депутатов Госдумы обратился в прокуратуру Московского военного округа, и выяснилось, что у Иваненко уже была возможность получить квартиру, но он почему-то не вошел в нужный список.

- Мне нельзя сидеть и ждать у моря погоды. На следующий год заканчивается контракт моей службы. Меня собираются выводить за штат, все вопросы мне нужно решить сегодня, - утверждает майор.

Чтобы отстаивать свои права и помогать людям, попавшим в подобную ситуацию, Иваненко поступил в Московскую государственную юридическую академию.

Но дни летят. И может наступить момент, когда даже самые лучшие врачи не смогут ему помочь.

- Мой папа - герой, я им очень горжусь. Не каждый мужчина, мне кажется, смог бы в смертельной ситуации вести себя так стойко и уверенно, - говорит дочь Андрея Иваненко девятиклассница Валя.

Сын, четвероклассник Ваня, собирается после окончания школы поступать в военное училище.

В 301-м окружном военном госпитале, что здесь, в Хабаровске, товарищи по палате прозвали Иваненко «Майор Вихрь»: едва оклемавшись, он пытался подняться, боролся со своей неподвижностью.

Между тем, ему даже отказали в коляске с электроуправлением, поскольку для такой льготы надо, чтобы «не работала одна рука».

 

Галина Казачук,

«Тихоокеанская звезда», 20.11.08.