Реализация проекта создания космодрома Восточный в Амурской области находится под угрозой срыва. 6 ноября пройдет год с момента подписания соответствующего президентского указа, однако процесс практически не сдвинулся с мертвой точки. Более того, в упадок постепенно приходит расположенная рядом с предполагаемым местом строительства инфраструктура, а на развитие находящегося здесь же закрытого административно-территориального образования (ЗАТО) Углегорск, которое планировалось сделать российскими центром космонавтики, не выделяется достаточно средств.
В Углегорске проживают самые квалифицированные специалисты и офицеры космических войск. До 2006 года многие из них работали или служили на космодроме Свободный, в течение 11 лет существовавшем на базе одной из ракетных дивизий вооруженных сил РФ и являвшемся градообразующим объектом. После закрытия Свободного два года назад местных специалистов было решено задействовать в новом проекте. В указе о создании Восточного, подписанном тогда еще занимавшим президентское кресло Владимиром Путиным, содержится прямое поручение правительству позаботиться о сохранении, поддержании и развитии социально-экономической инфраструктуры и кадрового потенциала ЗАТО Углегорск. Но на деле хозяйственные комплексы разрушаются и разворовываются, а ценные кадры разбазариваются.
«Нам должны были передать здания и сооружения, оставшиеся после ликвидации космодрома Свободный, но до сих пор не передали, – сообщил РБК daily мэр Углегорска Владимир Токарев. – Они принадлежат Министерству обороны, но сейчас фактически никак и никем не эксплуатируются. А мы могли бы их поддержать, отремонтировать и использовать для развития города».
По словам мэра, госпиталь, дом культуры и еще ряд объектов фактически отключены от коммуникаций и заброшены. Если из-за такой бесхозяйственности они окончательно разрушатся, к чему, собственно, как утверждает градоначальник, дело и идет, то государству будет нанесен существенный ущерб. Дорога с бетонным покрытием к будущему стартовому комплексу «Зея» уже разграблена и приведена в практически невозможное для эксплуатации состояние. Предполагаемая к использованию при строительстве нового космодрома железнодорожная ветка, по которой раньше поставлялось топливо, признана технически неисправной и с февраля 2008 года закрыта. Воинская часть, отвечающая за сохранность объектов расформированного Свободного, в данный момент не может выполнить эту задачу физически из-за отсутствия личного состава. Еще один яркий пример происходящего – строительство в Углегорске спортивного комплекса. Строить его начали в 2005 году, а сдать объект планировалось в текущем. Теперь дата окончания работ сдвинулась аж на 2015 год. Первоначальная смета составляла 50 млн рублей, но сейчас она разрослась до 300 млн. При этом имеет место хроническое недофинансирование.
В Углегорске в течение десяти месяцев без квартир и назначения находились начальник космодрома, начальник штаба космодрома, начальник тыла, а также командиры частей, непосредственно участвовавшие в запусках со Свободного, Байконура, Плесецка. Сейчас некоторые офицеры переводятся в другие части или вовсе увольняются из армии. А гражданские специалисты, не видя для себя в дальневосточном ЗАТО перспектив и не имея нормальной работы, начинают разъезжаться по стране в поисках лучшей доли. Разрушается уникальное профессиональное сообщество весьма ценных для космической отрасли кадров. Снова собрать их в одном месте через несколько лет будет уже невозможно. Для сохранения кадрового потенциала Углегорска находящихся там людей нужно обеспечивать работой. Похоже, что государство поспешило с закрытием Свободного. Ведь можно было бы, пока строятся стартовые комплексы для тяжелых ракет, продолжать регулярные запуски легких коммерческих спутников с имеющейся стартовой площадки, что позволило бы даже заработать. Но вместо этого государственные средства выбрасываются на ветер, а государственная собственность разрушается.
Чиновники разных уровней, занятые межведомственными разборками, предпочитают не замечать происходящего. Минобороны РФ больше не занимается ЗАТО Углегорск, вопрос о его передаче в ведение Роскосмоса затягивается, Минрегионразвития от углегорских проблем отмахивается, а Минфин еще до кризиса сократил размер субсидий на поддержание и развитие городской инфраструктуры. Федеральное бюджетное финансирование муниципального образования составляет незначительные суммы – 28,17 млн рублей, 29,132 млн рублей и 28,282 млн рублей на 2009, 2010 и 2011 годы соответственно. Обращает на себя внимание также и планомерный рост расходов федерального бюджета на отселение жителей Углегорска, стимулирующий отток населения из города. В 2009 году на эти цели выделяется 14 млн рублей, в 2010 году – 15 млн рублей, в 2011 году – 16,8 млн рублей.
При таком развитии событий не совсем понятно, кто будет эксплуатировать космодром Восточный, если его все-таки построят через 10 лет, как было запланировано руководством страны. В среде чиновников существует точка зрения, согласно которой город при космодроме не нужен вовсе. Вместо этого предполагается соорудить лишь стартовую площадку, а пуски проводить вахтовым методом, привозя людей и технику из Москвы и других регионов. Впрочем, в таком случае космодром не сможет выполнить свою стратегическую миссию – в долгосрочной перспективе заменить Байконур. К тому же России, для того чтобы не отстать в космической отрасли от конкурентов, просто необходим полноценный космический центр. Такой же, как американский Хантсвилл. А чтобы этот центр функционировал эффективнее, чем зарубежные аналоги, он обязательно должен быть дополнен космодромом. Для этого проекту по сооружению Восточного и развитию ЗАТО Углегорск следовало бы придать такой же статус, как строительству олимпийских объектов в Сочи или инфраструктуры для проведения саммита АТЭС во Владивостоке. Ведь иметь на своей территории космодром для России не менее важно, чем принять Олимпиаду или международный саммит.
«Это вопрос успешности всей космической отрасли», – заявил РБК daily председатель Движения развития Юрий Крупнов. Наличие в РФ космического центра мирового уровня способствовало бы общему прорыву в области высоких технологий, о необходимости которого сейчас так часто говорят с высоких трибун. «Нужно в приоритетном режиме развивать науку и технику будущего космического центра, создавать условия, чтобы лучшие педагоги и учение приезжали жить и работать сюда. Углегорск может и должен стать российским космическим центром номер один, продвигающим проблематику всей мировой космонавтики», – считает эксперт.
Для того чтобы изменить нынешнюю плачевную ситуацию, следует принять ряд мер на уровне президента и правительства страны. Необходимо поставить реализацию проекта под прямой президентский контроль. «Нужно назначить персонально ответственного за проект», – считает г-н Крупнов. Этот человек должен быть наделен серьезными полномочиями – от решения вопросов по объектам, оставшимся от Свободного, до привлечения к проекту сооружения Восточного и развитию Углегорска крупных стратегических инвесторов. Кстати, космодром и космический центр сами по себе создали бы новые рабочие места, что очень важно для социальной и экономической сфер всего Дальневосточного ФО. Ведь наша страна рискует потерять этот регион, если не будет его осваивать.
Николай Ивашов,
РБК daily, 01.11.2008.