Матвей Евсеев |
|
Отставка была внезапной и до сих пор не получила внятного пояснения ни со стороны «Аламзов Анабара», ни со стороны АЛРОСА. Молчит и сам Матвей Евсеев. Как сказано в сухом пресс-релизе головной компании: Матвей Евсеев в рамках новых полномочий будет курировать реализацию ряда специальных проектов Группы «АЛРОСА» на объектах по добыче полезных ископаемых.
«Профессиональный опыт и знания Матвея Евсеева придадут новый импульс развитию тех проектов, которые, хотя и не являются профильными с точки зрения алмазодобычи, важны для дальнейшего роста Компании», - говорит президент АК «АЛРОСА» (ПАО) Андрей Жарков.
Что это за непрофильные проекты, которыми будет заниматься профессиональный горняк на должности вице-президента АЛРОСА, в компании не поясняют. После продажи МАК-банка у компании остались только два крупных непрофильных актива - газовые компании и авиация. Проект «Тимир» можно в расчет не брать, так как он отдан в оперативное управление компании Evraz.
Кроме того, стратегия развития АЛРОСА предусматривает полный выход компании из всех непрофильных добывающих и прочих активов.
Насколько я знаю, ни в том, ни в другом Матвей Евсеев особо не разбирается, в умении продавать и разбазаривать госсобственность тоже замечен не был. Поэтому сегодняшнюю должность создателя «Алмазов Анабара» можно назвать чисто номинальной.
Фактически некий господин Жарков, волей случая поставленный на должность президента АЛРОСА, выставил за борт создателя крупнейшей в мире алмазодобывающей компании на аллювиальных месторождениях. Созданное с нуля за очень сжатые, по мировым масштабам, сроки.
ОАО «Аламазы Анабара» развивается нормально, выполняет планы, находится в устойчивом финансовом положении. В феврале этого года, в ходе своего визита в Якутск, Андрей Жарков положительно оценил работу АО «Алмазы Анабара», отметив высокие производственно-хозяйственные показатели дочернего предприятия.
И если оставить за рамками этическую сторону вопроса, то, на мой взгляд, есть только две версии столь скоропалительного решения.
Корпоративная
В конце прошлого года первый вице-президент АЛРОСА Илья Рящин впервые озвучил возможность сокращения добычи алмазов, как реакцию на ситуацию, при которой спрос на алмазное сырье не вернется на «нормализованный уровень». Решения, по его словам, должно было быть принято по итогам 1 квартала 2016 года.
17 марта 2016 года на телеконференции, посвященной итогам работы за 2015 год, президент компании Андрей Жарков подтвердил это намерение: Что касается нашего производства руководство для 2016 года, у нас в настоящее время есть два сценария, предусматривающего диапазон 34-39 млн. каратов производства в 2016 г. Решение должно быть принято достаточно скоро, и мы имеем возможность потенциально сократить объемы производства. Наша цель не увеличивать запасы Компании, т.е. продать 100% от того, что мы производим в 2016 году.
23 марта в ходе Investor Day исполнительный директор АЛРОСА Игорь Соболев уточнил, за счет чего будет проведено сокращение: По итогам 1-го квартала мы можем принять решение о сокращении добычи в летний период (работы на россыпях ведутся только в летний период).
Напомню, ОАО «Алмазы Анабара» ведет добычу в летний период на аллювиальных месторождениях, которые приносят ей свыше 5 млн карат. Как раз то количество, на которое руководство АЛРОСА планировало сократить производство.
Правда, через несколько дней, на собрании хозактива АЛРОСА, Андрей Жарков попытался сгладить эффект сделанного в ходе Дня инвестора громкого заявления, отметив, что предполагается сокращение не до 34 млн каратов, а до 37 млн каратов.
Как пояснил Андрей Жарков, предварительно рассматривается возможность добычи в 2016 году 37 млн карат, то есть с сокращением объемов порядка 2 млн карат. Если решение о снижении будет принято, то в первую очередь это коснется сезонных фабрик, где работа идет вахтами, таких, как в Нюрбе. Возможны небольшие простои на Удачнинском ГОКе, но это будет приурочено к летним отпускам, так что на производственной деятельности в целом снижение скажется минимально.
При этом на уточняющие вопросы якутских корреспондентов президент компании особо подчеркнул: Но все же в первую очередь, если снижение произойдет, то за счет нюрбинской сезонной фабрики и минимально Удачнинского ГОКа. Компания все эти планы рассматривает очень аккуратно.
Кроме того, по ходу собрания Андрей Жарков еще раз подтвердил курс компании на избавление от непрофильных активов:
От того бизнеса, в котором у тебя нет должной компетенции - необходимо отказаться.
Как известно, АЛРОСА за эти годы вывела из своего состава Макбанк, страховую компанию, отрасль ЖКХ, газоснабжающее предприятие, Мирнинский аэропорт, четыре аэродрома, гостиницы, детсады, культурные объекты.
И вот вчера, 31 мая 2016 года, на телефонной конференции, посвященной итогам работы 1 квартала вице-президент - финансовый директор компании Игорь Куличик заявил, что АЛРОСА сокращает добычу на 2 млн карат до 37 млн карат. Сокращение не потребует остановки добычи на коренных месторождениях и коснется только россыпей, уточнил он.
Россыпные месторождения Нюрбы дают менее озвученных 2 млн карат, поэтому решение о сокращении добычи напрямую касается работы «Алмазов Анабара». Компании придется сократить объемы работ на части своих рудников или полностью остановить работы своей дочки - ОАО «Нижне-Ленское». Напомню, НЛ как раз добывает около 2 млн карат.
Такое интересное «совпадение» - 27 мая АЛРОСА сообщила об отставке Матвея Евсеева с должности генерального директора ОАО «Алмазы Анабара» и уже 31 мая о сокращении добычи именно на россыпных месторождениях.
Решение о сокращении добычи за счет аллювиальной добычи, на мой взгляд, довольно сомнительное. Основные затраты по подготовке к промывочному сезону сделаны - во время зимника на участки завезены ТМЦ и ГСМ, проведен ремонт техники и оборудования, проведены подготовительные работы на приисках. Сейчас дополнительные работы по консервации участков и оборудования приведут к дополнительным расходам.
Кроме того, на россыпных месторождениях добываются камни лучшего качества, чем на рудниках - на россыпях алмазы уже естественным образом обработаны, т. е. нет надобности в их дроблении, измельчении и обогащении. Таким образом, по мнению специалистов, если аллювиальная добыча сократится, это отразится на ассортименте компании, оказав негативное влияние на среднюю цену и рентабельность.
Единственная выгода от такого решения чисто технологическая - не придется сокращать персонал и вносить коррективы в работу рудников компании. Добыча на россыпях сезонная, можно просто не нанимать вахтовиков и не начинать сезон промывки.
Нельзя забывать и о финансовом аспекте сокращения добычи для ОАО «Алмазы Анабара». Сокращение выручки внесет дополнительное напряжение в финансовое состояние предприятия, до сих пор продолжающее рассчитываться за нерыночную покупку и санацию «Нижне-Ленского».
На уже упомянутом февральском совещании в Якутске, где обсуждалась работа ОАО «Алмазы Анабара» Андрей Жарков заявил:
С одной стороны, компания обеспечена ресурсами для продолжения добычи и сохранения плановых показателей, однако работу по оптимизации затрат необходимо продолжить. Надо подумать и, если где-то есть возможности для получения положительного эффекта, нужно реализовать. Если вы считаете эффективным напрямую работать с заводами-производителями техники, надо посмотреть какой эффект нам даст приобретение с последующей эксплуатацией и техническим обеспечением.
С позиции экономического эффекта тоже замечу, что компания имеет дочерние предприятия, которые производят сельскохозяйственную продукцию. Считаю, что непрофильная деятельность не должна приносить убытки.
Разумеется, как любой нормальный руководитель, генеральный директор «Алмазов Анабара» был категорически против снижения объемов производства на его предприятии. И его доводы вполне понятны - основные расходы на подготовку к промсезону сделаны, а остановка работ означает, что компания не получит запланированную выручку.
Кроме того, несколько сотен сезонных рабочих останутся без работы и, соответственно, без заработка, а их семьи - без средств к существованию. А, как известно, в «Алмазах Анабара» трудятся в основном местные кадры из сельских улусов.
С другой стороны, сельское хозяйство в Якутии, несмотря на все государственные субсидии, никогда не являлось высокоприбыльным производством. Не является исключением и дочерние сельхозпредприятия «Алмазов Анабара». Без поддержки со стороны головного алмазодобывающего предприятия они просто обречены. А это еще несколько сотен сельских тружеников.
Группа «Алмазы Анабара» инвестировала в развитие своих сельхозпредприятий и лесопромышленный комплекс несколько сотен миллионов рублей. А Матвей Евсеев неоднократно заявлял, что отказываться от их поддержки не собирается. В своей деятельности компания ориентировалась на закупку продукции российской промышленности, развитие местного производства с привлечением местных кадров.
Как видите, противоречий между политикой Матвея Евсеева и Андрея Жаркова более чем достаточно и, вполне возможно, что защита своих принципов стоила создателю «Алмазов Анабара» кресла генерального директора.
Конспирологическая
21 апреля 2016 года председатель Наблюдательного Совета АЛРОСА Силуанов принял решение о проведении 28 апреля 2016 года очередного заседание Набсовета. Как сказано в пресс-релизе компании:
В ходе заседания планируется предварительно утвердить Годовой отчет и бухгалтерскую (финансовую) отчетность АК «АЛРОСА» (ПАО) за 2015 год, аудитора по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности АК «АЛРОСА» (ПАО) и консолидированной финансовой отчетности Группы АЛРОСА.
Кроме этого, на заседании будет принято решение о созыве и повестке годового Общего собрания акционеров АК «АЛРОСА» (ПАО), а также рекомендации участникам Общего годового собрания акционеров Компании по распределению прибыли, размеру дивидендов и порядку их выплаты по результатам деятельности в 2015 году.
Также, заседание Наблюдательного совета АК «АЛРОСА» (ПАО) будет посвящено вопросам отчуждения непрофильных активов, итогам закупочной деятельности Компании за прошедший год, утверждению Политики оказания благотворительной и спонсорской деятельности и утверждению ряда сделок, в совершении которых имеется заинтересованность.
Но 28 апреля уже на самом заседании Набсовета повестку резко переиграли - убраны пункты об отчуждении непрофильных активов и о спонсорской помощи. Взамен так же срочно включили вопросы о внесении изменений в Устав, в Положение об общем собрании акционеров, в Положение о Наблюдательном совете и об утверждении Кодекса корпоративного управления.
Предложения об изменении основных документов компании вносятся настолько срочно и экстраординарно, что отсутствующие на заседании члена Набсовета Александр Галушка, Мария Гордон и Валентина Кондратьева даже не успевают подготовить и отправить свое письменное мнение. Поэтому их голоса при решении этих вопросов не учитываются, «в связи с отличием формулировки проекта решения, поставленного на голосование, от формулировки проекта решения в представленном письменном мнении».
Устав, положения об общем собрании акционеров и Наблюдательном Совете - это основополагающие документы компании. Ее «конституция». Внесения изменений в эти документы всегда тщательно прорабатываются и заранее всесторонне обсуждаются. С голоса никто правок не делает. А тут буквально за неделю они подготовлены и проголосованы.
Что это за изменения базовых документов, пока неизвестно - компания не делала никаких заявлений на этот счет. Последняя техническая правка в Устав АЛРОСА (связанная с получением статуса публичного общества) была сделана год назад и прошла по обычной схеме без всякой спешки. Еще одна техническая правка и точно так же спокойно была проведена в 2014 году.
Последнее же крупное изменение в Уставе было сделано в 2013 год накануне IPO. Перипетии этой истории и шумные осуждения в Якутии помнят до сих пор.
И вот сейчас, опять накануне приватизации, в базовые документы компании срочно и по-тихому вносят какие-то изменения о которых широкой публике ничего неизвестно. А части членов Набсовета может и известно, но сказать своего мнения по этому поводу они просто не успевают - по причине срочности принятия решения. С чем связана эта срочность, непонятно, впрочем, как и непонятна вся возня в верхах по вопросам продажи части акций АЛРОСА.
Ясно только одно, что без поддержки якутской стороны требуемые решения через Набсовет провести невозможно - элементарно голосов не хватит. Отношения между главой Якутии Егором Борисовым и Матвеем Евсевым давно накалены до предела - бывший руководитель «Алмазов Анабара» очень популярен в республике и являлся реальным кандидатом на пост Главы РС (Я). На последних выборах первого лица республики местное отделение партии «Единая Россия» сделало все, чтобы не допустить Матвея Евсеева до выборов. Поэтому желание Егора Борисова убрать своего политического конкурента с должности вполне понятно и имеет давние корни.
Поэтому не исключено, что взамен за поддержку каких-то нужных федеральному центру или руководству АЛРОСА изменений в компании, Егор Борисов попросил убрать Матвея Евсеева с должности генерального руководителя ОАО «Алмазы Анабара».
Кадровое решение было настолько стремительным и неожиданным, что в компании не оказалось заранее подготовленной кандидатуры на место генерального директора «Алмазов Анабара», а в самой АЛРОСА вакансии вице-президента с набором внятных полномочий.
Какая из версий отставки Матвея Евсеева с должности генерального директора «Алмазов Анабара» является превалирующей решать вам, уважаемые читатели. Да и как отразится на группе ОАО «Алмазы Анабара» решение о смене руководства и сокращении добычи, сейчас сказать трудно. Будет ли продолжена прежняя политика на преимущественное использование российской техники и оборудования, подготовка и обучение преимущественно местных кадров из сельских улусов, опережающее проведение ГРР, перспективы развития золотодобычи на приисках и многое другое - все это во многом это зависит от личности нового «генерала».
Но вот что можно сказать уже сейчас вполне определенно - несколько сот вахтовиков в основном из сельских улусов остаются без работы. В Нюрбе или на приисках «Алмазов Анабара» - не суть важно. И так же решена участь дочерних сельхозпредприятий и лесопромышленного комплекса «Алмазов Анабара». В условиях кризиса и снижения добычи от них будут избавляться, и они уже не получат той запланированной финансовой, организационной помощи и инвестиций от материнской компании.
Как сказал Андрей Жарков: «От того бизнеса, в котором у тебя нет должной компетенции - необходимо отказаться».
Владимир Нифонтов.
yktimes.ru, 02.06.16