«Приморские партизаны». Фото: Алексей Чернышев / Коммерсантъ
«Приморские партизаны». Фото: Алексей Чернышев / Коммерсантъ
В Приморском краевом суде начались прения сторон по повторному процессу членов группировки, получившей известность как «приморские партизаны».
 
По мнению гособвинителя, вина подсудимых в причастности к убийству четырех жителей поселка Кировский с целью завладения принадлежащими им наркотиками, доказана. Сторона защиты настаивает на невиновности «партизан» в этом преступлении.
 
Вчера в ходе начавшихся в Приморском крайсуде прений сторон гособвинитель Андрей Камболин заявил, что вина подсудимых в инкриминируемом преступлении полностью доказана. По словам прокурора, группировка носила устойчивый характер, между ее участниками были тесная взаимосвязь и согласованность действий.
 
Господин Камболин обратил особое внимание присяжных на детализацию телефонных переговоров подсудимых. Они активно перезванивались между собой утром 27 сентября 2009 года (в этот день произошло убийство), при этом последний звонок был в 10:59, а длительность разговоров не превышала одной минуты.
 
По мнению прокурора, это свидетельствует о том, что подсудимые ставили друг друга в известность о начале запланированной операции нападения на наркодельцов.
 
Об увлечении «партизан» наркотиками, как считает гособвинитель, говорят фотографии, где они позируют в кустах конопли. «Да с чего вы взяли?» - не сдержала свое возмущение таким предположением мать подсудимого Кириллова и после замечания судьи добровольно покинула зал заседания.
 
По версии следствия, в сентябре 2009 года устойчивая вооруженная группа, лидерами которой были Александр Ковтун и Андрей Сухорада, приняла решение организовать нападение на четырех земляков - жителей поселка Кировский, выращивавших плантации конопли и занимавшихся изготовлением наркотиков.
 
Выследив Виктора Наумова, Алексея Соловьева, Дмитрия Макаренко и Владимира Пономаренко, «партизаны», одетые в защитные маски, напали на них и убили, используя автомат, переделанный из АКС-74, винтовку ТОЗ-8, два ружья и ножи. Добычей налетчиков, утверждается в обвинительном заключении, стали три мешка конопли, 250 граммов «химки» и автомобиль Toyota Hilux Surf. Четыре трупа убийцы закопали вблизи поселка Кировский.
 
Выступления «партизан» и их адвокатов в ходе прений сторон запланированы на 12–13 июля. Защитник Максима Кириллова Олеся Моисеева сегодня заявила “Ъ”, что никто из подсудимых свою вину в убийстве наркодельцов не признает.
 
Напомним, 21 мая прошлого года Верховный суд РФ, рассмотрев апелляционные жалобы стороны защиты, смягчил наказание «приморским партизанам», назначенное решением крайсуда в апреле 2014 года. Обвинительный приговор по эпизоду убийства четырех жителей пос. Кировский, был отменен, и дело направлено на новое рассмотрение.
 
Поскольку двое фигурантов дела, Алексей Никитин и Вадим Ковтун, обвинялись только по эпизоду с убийством наркодельцов, наказания для них - пожизненный срок и восемь лет два месяца лишения свободы соответственно - аннулированы.
 
Остальным членам группировки сроки наказания сокращены: приговоренные ранее к пожизненному лишению свободы Александр Ковтун и Владимир Илютиков получили 25 лет и 24 года соответственно, Роман Савченко - 24 года (было 25 лет), а Максим Кириллов - 19 лет колонии строгого режима (было 22 года).
 
Повторный судебный процесс проходит уже без участия Романа Савченко: в участии в убийстве четырех жителей пос. Кировский он не обвинялся.
 
В состав группы, нападавшей в Приморье на милиционеров, входили шесть молодых людей. Помимо Романа Савченко, Максима Кириллова, Владимира Илютикова и Александра Ковтуна это Андрей Сухорада и Александр Сладких, застрелившиеся, по данным следствия, во время операции по их задержанию 11 июня 2010 года в Уссурийске. 4 февраля 2014 года коллегией присяжных заседателей подсудимые были признаны виновными по всем основным пунктам обвинения.
 
Ни один из подсудимых в ходе первого процесса не признал себя виновным в убийстве двух милиционеров и четырех жителей поселка Кировский. Факты нападений на сотрудников правоохранительных органов обвиняемые признали, но заявили, что инициаторами были их погибшие товарищи, а сами лично они стреляли «не прицельно» и «намерения убивать не имели».
 
Алексей Чернышев, Владивосток,
Коммерсантъ (Хабаровск) №120 от 07.07.2016
http://www.kommersant.ru/doc/3031235
* * *
 
«Убийца» никогда не видел убитого?
 
1 июля продолжилось судебное следствие по делу «приморских партизан». Прокурор и защита представляли присяжным дополнительные доказательства.
 
Прокурор - детализацию телефонных соединений и два цветных фото Максима Кириллова в траве, датированное 12 сентября 2009 года. По этим двум фотографиям, размещенным на одном листе уголовного дела, у стороны защиты были возражения, так как эти два фото, по их мнению, не могут ничего доказывать. Кроме того, они одинаковые, просили не показывать присяжным повторное фото, а закрыть его для присяжных.
 
Ранее ведь отказали же Алексею Никитину продемонстрировать присяжным фото с дня рождения Александра Ковтуна с указанной на фото датой на том основании, что не допустимо повторное представление доказательств. Хотя ранее прокурор представлял присяжным фото без указания на нем даты.
 
Оба фото с дня рождения Александра Ковтуна с датой и без ее указания расположены на разных листах уголовного дела. Считаю, что фото с указанием на нем даты, является другим доказательством, уточняющим и подтверждающим однозначно дату создания фото, на котором эта дата не указана. Председательствующая в судебном заседании судья Марина Каракуян тогда посчитала иначе и отказала защите показать фото присяжным, сославшись на повторность доказательства.
 
1 июля суд разрешил прокурору показать присяжным два одинаковых фото и отклонил возражения подсудимых и их адвокатов.
 
Адвокат Вадима Ковтуна зачитала присяжным запросы и ответы телефонной компании «Мегафон» о регистрации на имя ее подзащитного телефонных номеров, а также протоколы обыска помещений, в которых говорится о том, что ничего из доказательств по уголовному делу не обнаружено, справки из института и с работы, подтверждающие прохождение установочной сессии Вадимом в институте в г. Уссурийске с 21 по 26 сентября 2009 года, протокол допроса его однокурсника.
 
Адвокат Максима Кириллова озвучила присяжным протоколы опознания с участием ее подзащитного, где он никого не опознал из лиц, убийство которых инкриминируют подсудимым, так как никого не знал.
 
Также присяжным огласили протокол обыска от 5 июня 2011 года, проведенного с участием Алексея Никитина с изъятием системного блока и флэшки.
 
Затем Алексей Никитин дал дополнительные пояснения присяжным о том, что он никогда не употреблял наркотические и табачные изделия, к инкриминируемому преступлению не причастен. Оружия никогда не имел, охотой не увлекался, его интересовали только машины, в своем пользовании имел легковую машину и рефку, на которых зарабатывал деньги. Конфликтов с потерпевшими не имел, никого из них в глаза никогда не видел.
 
В присутствии присяжных Вадим Ковтун ответил на вопрос прокурора о том, что общих интересов у него с Сухорадой точно не было.
 
Стадия судебного следствия продолжится 6 июля, так как против ее окончания возразила сторона защиты, которая желает задать свои вопросы потерпевшим и допросить свидетеля, если смогут его пригласить в судебное заседание. В ходатайстве адвоката Моисеевой содействовать явке для допроса отца Романа Савченко в качестве свидетеля суд отказал, как и зачитать его показания, данные в судебном заседании под председательством судьи Грищенко.
 
Отец Романа Савченко в том судебном процессе говорил, что ему известно о наличии у Н. конфликта с В. - сотрудником МВД, и что Н. пропал после этого конфликта. Эти сведения у него имеются со слов жены Н., убийство которого сейчас инкриминируется Алексею Никитину, Вадиму и Александру Ковтунам, Максиму Кириллову и Владимиру Иллютикову.
 
Его сыну Роману Савченко рассматриваемый ныне в суде эпизод - убийство четырех предполагаемых наркодельцов, не инкриминировался. Роман в настоящее время отбывает наказание в ЛИУ-1 Республики Алтай согласно вступившему в отношении него приговору суда после обжалования в ВС РФ. Верховный Суд РФ снизил ему срок лишения свободы с 25 до 24 лет.
 
Прокурор возражал против допроса судом отца Романа Савченко, так как считает его заинтересованным лицом. Мне не понятно, почему он может бытьзаинтересован, если его сыну данный эпизод уголовного дела не инкриминируется?
 
1 июля гособвинитель объявил об изменении объема предъявленного обвинения в отношении Алексея Никитина, но только в части ограничения периода инкриминируемого деяния - с весны по сентябрь 2009 года, что является более логичным при рассмотрении данного эпизода уголовного дела. Как выразился Владимир Илютиков по поводу этого изменения, поздравить Алексея Никитина не с чем.
 
Следующее судебное заседание с участием присяжных состоится 6 июля в 10 часов в Приморском краевом суде. Планируется завершить судебное следствие и перейти к следующей стадии судебного процесса - прениям.
 
Татьяна Демичева,
«Арсеньевские вести», №27, 06.07.16
http://www.arsvest.ru/rubr/3/34382