Процесс над одиннадцатью обвиняемыми в руководстве организованным преступным сообществом "общак" принес неоднозначные результаты и вскрыл множество проблем в работе местных правоохранительных и судебных органов. Распущенная в феврале из-за отсутствия кворума коллегия присяжных была собрана вновь и вынесла вердикт на прошлой неделе.
Виновными присяжные признали только восьмерых человек, но и с тех сняли большинство обвинений. Прокуратура готова удовлетвориться решением народных судей - осужденные и так могут получить до 25 лет заключения. С вердиктом спорить нельзя, но защита обжалует приговор, который последует на его основе.
На прошлой неделе в Хабаровском краевом суде завершилось рассмотрение уголовного дела в отношении лидеров «общака». Длившийся с осени 2007 г. судебный процесс в многочисленных заявлениях руководящих работников правоохранительных органов расценивался как поворотная точка в декриминализации всего Дальнего Востока. Ведь именно «общаковцам» оперативные и аналитические службы силовиков приписывали контроль над преступностью в краях и областях, над несколькими ключевыми отраслями экономики, а также исключительные коррупционные возможности и влияние на властные структуры.
Дело, напомним, было возбуждено накануне масштабной операции по задержанию нескольких десятков человек в Комсомольске-на-Амуре 12 мая 2005 г. по ст. 210 УК («руководство преступным сообществом или участие в нем»). По итогам расследования, в него не попал ни один чиновник. Не оказалось в нем и серьезных эпизодов экономической направленности. Однако собранного, при успехе в суде, хватало для нейтрализации руководства «общака».
Среди одиннадцати обвиняемых на процессе - Эдуард Сахнов (Сахно), Олег Семакин (Ева) и Олег Шохирев (Малек), которые по материалам следствия являются «ворами в законе». Остальные - Константин Кошелев, Александр Ситов, Олег Завалов, Антон Кружаев, Роман Белобородов, Сергей Румянцев, Алексей Щугарев - по словам прокурора Хабаровского края Виталия Каплунова, имели в криминальной среде статус так называемых «бродяг» и также выполняли часть функций по руководству ОПС.
В рамках главной статьи обвинения, 210-й, всем подсудимым инкриминировался контроль над совершением преступлений и «распространение идеологии воровских понятий».
Понимая, что добиться осуждения по этому обвинению сложно, что в России на тот момент еще почти не было должной судебной практики по оргпреступности, следователи подкрепили его другими. Так, Сахнову и Шохиреву вменялась организация убийства в середине 1990-х годов предпринимателя Игоря Римера (ст.33 ч.3, ст.105 ч.2 УК) с целью завладения хабаровским казино «Турист».
Сахнову и Семакину — организация избиения главного редактора хабаровской газеты «Молодой дальневосточник» Олега Чугуева и его супруги Ирины Полниковой (ст.33 ч.3, ст.112 ч.3 УК). Сахнову, Семакину и Завалову — организация похищения в Хабаровске до сих пор не обнаруженного Николая Комкова (ст.33 ч.3, ст.126 ч.3 УК). Также Сахнов, Семакин, Шохирев, Ситов и Кошелев обвинялись в организации 18 краж (ст.33 ч.3, 158 ч.4 УК). Лишь один, Кирилл Залищук, обвинялся только в участии в ОПС.
Весь процесс по настоянию участников прошел в закрытом режиме, что лишило его показательности. Более того, и прокуратура, и адвокаты фактически сами лишили себя возможности аппелировать к общественному мнению. Самые интересные детали заседаний, вероятно, станут понемногу всплывать в ближайшем будущем.
Суд присяжных
О том, стоит ли доверять разбирательство присяжным, мнения подсудимых расходились с самого начала. Некоторые из них, включая, по нашим данным, Сахнова, полагали, что это приведет к значительной затяжке. Тем не менее, большинство настояло на привлечении заседателей из народа. Правым оказалось меньшинство.
В начале процесса в ноябре 2007 г. состав присяжных насчитывал 27 человек — 12 основных и 15 запасных. По словам источника, близкого к процессу, судья Алла Павлова определила примерный срок рассмотрения дела в восемь месяцев, но процесс растянулся более чем на год. Прошлой осенью суд растерял всех запасных заседателей — многие были вынуждены вернуться к работе, кто-то уехал из Хабаровска, кто-то заболел, один присяжный слег с гипертоническим кризом.
К моменту вынесения вердикта присяжных осталось 12. Но одна заседательница слегла в больницу, а другая заявила о давлении на нее и отказалась выносить вердикт. 11 февраля госпожа Павлова прервала процесс и распустила коллегию присяжных. Само дело предполагалось рассматривать заново, для чего собрать других заседателей.
Решение обескуражило не только прокуратуру, вся работа которой могла пойти насмарку, но и сторону защиты. В СМИ города появилось анонимное обращение якобы от лица присяжных, в котором говорилось, что им просто не дали вынести вердикт — ведь он мог быть оправдательным. Представители судебной власти, а также замгенпрокурора по ДФО Юрий Гулягин называли тогда решение судьи абсолютно правомерным и законодательно обоснованным.
Однако защита успешно обжаловала решение г-жи Павловой в Верховном суде РФ. 9 апреля тот отменил роспуск присяжных, признав его именно незаконным и необоснованным. Такое в истории судебной системы края произошло впервые. Как и почему крайсуд позволил себе вольную интерпретацию процессуального законодательства, пока остается загадкой.
Заседателей пришлось собирать прежних. Задача, казалось бы, невыполнимая, однако все получилось, и в весьма сжатые сроки. Один человек, уехавший на работы вахтовым методом, был заменен женщиной из числа запасных.
5 мая в здании крайсуда стояла плотная охрана из судебных приставов и сотрудников милиции. Около 10.30 коллегия удалилась в совещательную комнату, откуда вышла с готовым вердиктом примерно в 19.30.
«Восемь из одиннадцати подсудимых признаны виновными в совершении ряда инкриминируемых им преступлений, - рассказал пресс-секретарь крайсуда Илья Андреев. - Троих подсудимых коллегия присяжных оправдала, двое из них выпущены из-под стражи в зале суда». Другой информации официально не сообщалось.
По словам нашего источника, заседатели оправдали Романа Белобородова и Сергея Румянцева. Они и были освобождены в зале. Третий оправданный, Кирилл Залищук, находился под подпиской о невыезде и присутствовал на заседаниях без наручников и конвоя.
Что касается остальных подсудимых, с них присяжные сняли почти все статьи обвинения, которые следователи добавили как «вспомогательные». Так, они сочли недоказанной организацию обвиняемыми убийства Игоря Римера (7 голосов против 5) и избиения журналистов (8 голосов против 4). Из 18 краж, описанных в материалах дела, присяжные признали вину «общаковцев» лишь в одной. Источник подчеркивает, что ни по одному вопросу коллегия не смогла принять единогласное решение. Голоса делились, случалось, и 6 на 6, что по закону трактуется в пользу обвиняемых.
Вместе с тем, самое главное обвинение, в руководстве преступным сообществом, устояло. В этом признаны виновными восемь подсудимых. Помимо этого, Сахнов, Семакин и Завалов, по мнению суда, действительно причастны к организации похищения Николая Комкова.
Реакция сторон
Решение присяжных поразило всех участников процесса. Сами «общаковцы», по свидетельству источника, явно не ждали такого, некоторые дослушивали вердикт в предшоковом состоянии: «Видимо, надеялись до последнего».
Защита намерена обжаловать приговор, который будет вынесен на основании вердикта. По словам адвоката Александра Добровинского, коллегию «заново собрали, кого-то добавили для кворума и загнали на вынесение вердикта». Он полагает, что присяжные нанесли удар по позициям прокуратуры, оправдав подсудимых по большинству обвинений. Как считает адвокат, после этого показательный процесс таковым считать уже нельзя.
Как нам удалось узнать от источника в прокуратуре, гособвинители недоумевают из-за эпизода с нападением на г-на Чугуева и его супругу г-жу Полникову. «Там была солидная база (доказательная. - Ред.). Ведь не только Краб (Юрий Масленников, в прошлом «смотрящий» за Хабаровском. - Ред.) свидетелем выступал, многие говорили», - отметил он. Также осталось непонятным решение заседателей по кражам: «Они ж там все одинаковы почти. Невероятно, но одну из краж отбросили «за отсутствием события преступления» - это несмотря на наличие потерпевшего»!
Тем не менее, сторону обвинения итог работы присяжных, похоже, устраивает. «Возможно, и будут обжаловать будущий приговор, но вряд ли. Главное, что присяжные установили: «общак» существует, а подсудимые являются его руководителями, главарями. Ведь по 210-й им и так грозит от 8 до 15 лет срока, а за похищение — еще от 8 до 20. В общем и целом свое получат», - полагает наш источник.
В момент подготовки полосы к печати в краевом суде шло обсуждение сторонами вердикта. После этих прений судья Алла Павлова ушла на вынесение приговора. О наказаниях лидерам «общака» читайте в одном из ближайших номеров.
Эрнест Филипповский,
«Хабаровский экспресс», № 20
-------------
Из истории борьбы c дальневосточным «общаком»
«Общак» сформировал в середине 1980-х в Комсомольске-на-Амуре «вор в законе» Евгений Васин (Джем). По данным ФСБ и МВД, преступное сообщество насчитывало более 4 тысяч членов и контролировало преступную деятельность почти на всем Дальнем Востоке.
Летом 2001 г. за избиение и нанесение ножевых ранений соседу был задержан один из лидеров ОПС Сергей Лепешкин (Лепеха). В июне 2002 г. его приговорили к шести годам тюрьмы, а в ноябре 2003 года нашли повешенным в камере пересыльной тюрьмы под Иркутском.
20 сентября 2001 г. Евгений Васин был задержан и этапирован в Хабаровск. Его подозревали в организации поджога в Комсомольске кафе «Чародейка» в феврале того же года (погибло 8 человек) и убийства своего ставленника в Хабаровске Сергея Меркумьянцева. Официальные обвинения вору предъявить не успели: 23 октября он скончался в СИЗО. По официальной версии, у него случился сердечный приступ, однако ряд СМИ сообщал, что его могли случайно убить во время допроса.
9 декабря 2003 г. за поджог «Чародейки» к пожизненному заключению был приговорен кассир «общака» Андрей Макаренко (Макар). В марте 2007 г. он получил второй пожизненный срок, в том числе за организацию убийства одного из поджигателей.
В мае 2005 г. прокуратура Комсомольска-на-Амуре задержала 11 ключевых, по ее мнению, членов ОПС: Эдуарда Сахнова (Сахно), возглавившего "Общак" после смерти Джема, "воров в законе" Олега Семакина (Ева), Олега Шохирева (Леший, Пенсионер, Малек), "бригадиров" Александра Ситова, Константина Кошелева и еще шесть человек. В июне 2007 года прокуратура передала дело в суд.
12 января 2007 г. суд Комсомольска-на-Амуре приговорил Эдуарда Сахнова к семи годам за вымогательство 1 млн. руб. у хабаровского предпринимателя Геннадия Масленникова (брата Краба).