Председатель Госкомитета по ценовой политике республики Антонина Винокурова |
|
Весь скандал разгорелся из-за тарифа на перевозку пассажиров. Вот уже несколько лет тариф в этот период не менялся и составлял 2 000 рублей с человека. Иногда, для привлечения пассажиров, делали скидки. В этом году тариф не изменился и остался на прежнем уровне. Но по какой-то причине именно в этом году такая ситуация не устроила власти Якутии.
28 апреля 2017 года правительство Якутии издало постановление №154, которым ввело государственное регулирование на перевозки пассажиров судами на воздушных подушках. Госкомцен поручено установить тарифы. В соответствии с законом постановление должно быть опубликовано в официальных СМИ и после этого вступить в силу. Все чин по чину.
А вот дальше начались чудеса. В тот же день, 28 апреля, Госкомцен Якутии выпускает приказ №10, которым устанавливает тариф - 1 000 рублей с человека за переправу. Как? На каком основании?
Да никак. Просто так. Госкомцен так захотелось. Регламент, порядок установления тарифа? Не, руководитель Госкомцен Антонина Винокурова о таком наверно и не слышала? Уже 28 апреля она проводит пресс-конференцию и объявляет об установлении тарифа.
28 апреля постановление правительства только вышло, еще даже не опубликовано, и, соответственно, не действует, а в Госкомцен в тот же день выпускают приказ. Это как это?
Ведь госрегулирование цен - процесс непростой, есть определенный регламент, порядок, цены и тарифы не устанавливаются так, как хотелось бы руководителю Госкомцен Якутии Антонине Борисовне.
По закону сначала выходит постановление правительства, публикуется, вступает в силу, а уж затем Госкомцен начинает работу по установлению тарифа. И не абы как, а в соответствии с внутренним административным Регламентом, в котором все расписано - сроки, порядок открытия дела об установлении тарифа, проведение экспертизы и т.д.
Подготовив проект приказа, Госкомцен в соответствии с постановлением правительства РФ, должен согласовать его с ФАС и только после этого он становится документом обязательным к применению.
Только так и никак иначе. Любые другие действия просто незаконны и являются обычным чиновничьим произволом.
А что мы имеем в данном случае?
28 апреля выходит постановление. 28 же апреля - приказ Госкомцен с установленным тарифом, и только потом чиновники Госкомцен встретились с перевозчиками.
Как сообщила пресс-служба ведомства 3 мая 2017 года, «председатель Госкомцен РС(Я) Антонина Винокурова совместно с министром транспорта и дорожного хозяйства РС(Я) Семеном Винокуровым провели встречу по ситуации, сложившейся на перевозку пассажиров суднами на воздушной подушке. Предприниматели недовольны снижением тарифов на перевозку».
И далее: «Руководители государственной власти выслушали наболевшие вопросы, обязали специалистов Госкомцен РС(Я) и Министерства транспорта и дорожного хозяйства РС(Я) организовать дополнительную хронометраж на месте, детально проработать проблему, посчитать количество рейсов в день, пассажирооборот, время простоя судов, расходы по зимней стоянке судов, расходы на ремонт и техническое обслуживание. В свою очередь, предприниматели согласились предоставить обоснования и документы по расходам на содержание судов на воздушной подушке».
Вы поняли?
Только после того как был установлен тариф, Госкомцен начал собирать материалы и документы для определения цены. Не до, а после. Полностью нарушив свой внутренний Регламент и здравый смысл.
Позвольте спросить, а как чиновники из Госкомцен тариф без документов, экспертизы, хронометража и прочих обязательных вещей сумели подсчитать? Как высчитывали себестоимость, доходы/расходы и прочие затраты предпринимателей? А когда в УФАС за согласованием успели обратиться?
Постановление еще в силу не вступило, когда чиновники успели экспертизу провести? А ведь это дело не быстрое, согласно Регламенту, на него 30 дней дается. Не считая других обязательных сроков.
Когда?
Ведь по закону все расчеты, обоснования, хронометражи и прочие обязательные официальные действия чиновники могут производить только после получения полномочий. 28 апреля 2017 года никаких полномочий по регулированию тарифа у Госкомцен просто не было. Значит, и никаких официальных действий чиновники проводить не могли? Соответственно, приказ от 28 апреля незаконен и не подлежит применению?
По всей видимости, получив постановление правительства Антонина Винокурова, почесала нос, поглядела на потолок и написала на бумажке - 1 000 рублей этим иродам хватит... И все.
А будь потолок повыше, или настроение у нее другое, то тариф на перевозку мог бы быть и 2 000 рублей, и 5 000, а может, и вовсе 50 копеек? Видите, как важна высота потолков в кабинете и настроение начальника...
Можно еще привести много доводов, доказывающих странность приказа Госкомцен Якутии, как и действия чиновников. Но не буду утомлять читателя казуистикой.
На сегодня ситуация выглядит так. Перевозчики отказались возить людей по утвержденному тарифу, прокуратура Якутии начала проверку ценообразования, Минтранс республики организовал вертолетное сообщение и запустил одно судно на воздушной подушке.
Пока 1 рейс в день вертолета и всего одно судно на воздушной подушке. Вместо 15-18, которые возили людей раньше.
Вы можете себе представить, какая «бойня» будет за места в вертолете?
Сначала чиновники столкнули лбами перевозчиков и пассажиров, а теперь вообще всех между собой. Цивилизованно разговаривать со своим народом якутская власть не желает?
Александр Злобин,
Yktimes.ru, 12.05.2017
P.S. Если кто-то думает, что произвол чиновников Госкомцен касается только несколько десятков перевозчиков, то ошибается. Например, в полномочия якутского правительства входит и регулирование внутри и межулусных перевозок, включая такси. Так что улусным таксистам рекомендую не расслабляться, проснетесь утром - а вас уже отрегулировали. И будете возить пассажиров из Нюрбы до Кюндяде по тарифам, спускаемым из Якутска. Благо желания чего-нибудь порегулировать у якутских чиновников хоть отбавляй.
ст. «Тарифами по лбу»
* * *
Компетентность Госкомцен Якутии вызывает сомнение
Просто вопиющую, на мой взгляд, некомпетентность и произвол демонстрирует руководитель Государственного комитета по ценовой политике Антонина Винокурова. Знает ли она свои полномочия, законы, внутренние ведомственные регламенты, наконец?
Именно такие вопросы возникают, когда наблюдаешь за тем, как разрешается конфликтная ситуация с водителями судов на воздушной подушке, занимающихся перевозкой пассажиров через реку Лена.
Напомним, недавно правительство Якутии ввело государственное регулирование на эту деятельность и Госкомцен республики без проведения предусмотренных законом и ведомственными регламентами процедур и согласований, издал приказ об установлении тарифа на перевозку. Без проведения обязательных официальных предварительных расчетов и экспертиз. Естественно, что произвол чиновников вызвал ответное неприятие предпринимателей.
Но вместо того, чтобы оперативно отменить незаконный по нашему мнению приказ и начать работу по нормализации положения, Антонина Винокурова продолжает упорствовать и нагнетать ситуацию.
Как сообщает официальное якутское информационное агентство ЯСИА, глава Госкомцен республики заявила:
«Хочу сказать, что для государства интересы 16 собственников «Хивусов» и интересы граждан всего Заречья, городских жителей, конечно, не сопоставимы…
Мы все эти годы за ними наблюдали и видим только картельный сговор. Предпринимательство предполагает конкуренцию. К сожалению, в этой сфере ее нет. По этому поводу мы будем обращаться в Федеральную антимонопольную службу».
Прекрасно, но только есть пара моментов.
Во-первых, перевозчики - это не враги или инопланетяне, а тоже граждане России и горожане Якутска. Так что негоже, считаю, госчиновнику произвольно делить граждан на сорта по месту жительства и выбирать, кого ему защищать. На мой взгляд, да и по закону, чиновник должен, прежде всего, стоять на страже самого закона. А как я уже писал, с соблюдением его у чиновников Госкомцен существуют большие проблемы.
Во-вторых. Стесняюсь спросить, Антонина Винокурова, а вы кто? Вы специалист в области антимонопольного законодательства? У ведомства, которое вы возглавляете, есть полномочия по контролю в сфере антимонопольного законодательства?
Картельный сговор - это административное правонарушение, ст. 14.32 КоАП РФ. Расследованиями по этим делам, согласно ст.28.1 КоАП, занимается Федеральная антимонопольная служба. У нас в Якутии это территориальное управление под руководством Юрия Игнатьева.
Внимательно изучив Положение о Госкомцен РС(Я), я не обнаружил полномочий по проведению расследований об определении картельного сговора. Ну, нет там такого. Есть только: «Взаимодействует с Федеральной антимонопольной службой по вопросам, находящимся в компетенции Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия)».
И все. Определение где картель, а где нет - уж точно не относится к компетенции Госкомцен Якутии и не входит в сферу деятельности его руководства.
То есть глава Госкомцен не обладает соответствующими полномочиями и профессиональной компетенцией для проведения расследований и определения наличия или отсутствия картельного соглашения.
Получается, если верить официальному якутскому информагентству, госчиновник при исполнении служебных обязанностей, без всяких на то оснований или доказательств публично утверждает, что предприниматели совершили административное правонарушение.
Не знаю как вам, но мне кажется, что в этом заявлении присутствуют все признаки клеветы - уголовно наказуемого деяния. Как минимум ч.3 ст. 128.1 УК РФ.
«Клевета, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию, совершенная с использованием своего служебного положения».
Как госчиновник, глава Госкомцен РС (Я) Антонина Винокурова абсолютно точно знает, что никакого антимонопольного расследования в отношении перевозчиков ФАС не проводил. Соответственно, установленного факта картельного соглашения по ст. 14.32 КоАП РФ не существует. Тем не менее, зная об этом, находясь при исполнении служебных обязанностей, она утверждает, что все 16 перевозчиков (собственников «Хивусов») нарушают закон и потому являются правонарушителями.
На мой взгляд, это не оценочное суждение или частное мнение чиновника наблюдающего признаки правонарушения, это утверждение о случившемся факте - картельном сговоре частных владельцев «Хивусов».
Однако, сильно…
Кстати, а в ФАС, по моему мнению, главе Госкомцен следовало обратиться не сейчас, а давно - согласовать приказ об установлении тарифа.
В первом же предложении своего приказа, Госкомцен ссылается на постановление Правительства РФ № 239 от 7 марта 1995 года «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен(тарифов)». А в этом постановлении есть пункт 5, где прямо русским по белому написано, что органы исполнительной власти субъекта устанавливают тарифы «по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти».
Без этого согласования ну просто никак - закон требует.
Ранее ценами и тарифами в России занималась Федеральная служба по тарифам, но после ликвидации ФСТ полномочия в этой сфере были переданы ФАС. Следовательно, по моему мнению, проект приказа должен быть передан на согласование именно в эту службу и только после визы г-на Игнатьева он обрел бы юридическую силу.
Так что без УФАСа в данном случае все равно не обойтись.
Прискорбно, что вместо нормального, цивилизованного и взаимоуважительного разговора с людьми власти Якутии выбрали язык беззакония и произвола.
Александр Злобин.
Yktimes.ru, 15.05.2017