Российские собственники земли на островах Большой Уссурийский и Тарабаров, которая отошла к Китаю, уже пятый год бьются, как волны об амурский берег, пытаясь получить от государства материальную компенсацию. Она положена по закону. И это никто не отрицает. Тем не менее, из 76-ти  землевладельцев, чьи наделы по воле высокой политики оказались у китайцев, до сих пор ни одному не выдали денежную компенсацию. Почему? Мы попытались найти причины. Попутно открылся и другой парадокс: чем дольше длится эта волокита, тем больше потом придется платить! И расплачиваться будут не чиновники. Деньги  для компенсации возьмут из нашего с вами кармана.

 

Мон Амур

 

Напомним вкратце те исторические события и ту общественно-политическую ауру, в результате которых наши земляки лишись своих островных наделов.

 

Переговоры между Россией и Китаем по «территориальной проблеме» длились более сорока лет. Их завершили три события и три документа. Во-первых, 14 октября 2004 г. в Пекине министры иностранных дел России и Китая (Сергей Лавров и Ли Чжаосин) в присутствии глав обоих государств подписали  «Дополнительное соглашение между РФ и КНР о российско-китайской государственной границе на её восточной части». Китаю полностью отходил остров Тарабарова и часть острова Большой Уссурийский. Во-вторых, 20 мая 2005 г. соглашение ратифицировала Госдума РФ, приняв закон. А уже 2 июня того же года, состоялась историческая встреча министров иностранных дел России и Китая во Владивостоке, где они подписали протокол и обменялись друг с другом ратификационными грамотами. Разрешение территориального спора обмыли шампанским. Наконец, 21 июля 2008 г. в Пекине стороны подписали дополнительный протокол о линии российско-китайской границе на ее восточной части. Затем были завершены работы по демаркации границы на местности.

  

Так за границу попали полтора «нашенских» острова близ Хабаровска. Там располагались 76 земельных участков, которые находились в собственности жителей пригородных селений (Корсаково, Бычиха, Казакевичево, Осиновая речка). К КНР отошли и три участка, ранее переданные в аренду нашим гражданам - для ведения фермерского хозяйства, а также участки в краевой собственности.

 

Поскольку все эти земли были фактически изъяты для государственных нужд России, то, согласно закону, расходы по возмещению убытков собственникам земли и арендаторам должно нести правительство РФ (читай ― федеральный бюджет). И с этим никто не спорил.

 

Но, увы, «гладко было на бумаге...» Для начала бывшие землевладельцы поняли: чтобы добраться до законной компенсации, надо собрать нужные документы. Эта задача оказалась трудной даже для чиновников, которые «оформляли» краевые земли. А какого пришлось простым землевладельцам — бывшим работникам совхозов, которым никогда не приходилось «пахать» правовое поле?    

 

Проблему взялись решать тихо, по-любовно. Без критики в адрес президента Путина и обожаемого губернатора Ишаева: им и так крепко досталось от оппозиции. Известный журналист Сергей Доренко, (кстати, уроженец Дальнего Востока) заявил, что уступка островов может стать лишь первым шагом в цепочке одностороннего отступления России на «восточном фронте».

 

А представляете, как бы взбудоражилось общественное мнение, если бы стало известно, что Китаю отдали не дикие острова, а — личные сельхозугодья. Оппозиция бы кричала: в стране  нет уважения к частной собственности!

 

Впрочем, мы не собираемся критиковать политические решения. Но здравая логика подсказывает: вначале землю надо было перевести из частной собственности в государственную, а уже потом передавать ее КНР.

 

«Однако все сделали шиворот-навыворт», - убеждены проживающие в селе Корсаково супруги Абрамовы, у которых отошли к китайцам семь гектаров земли.

 

Изводящая корреспонденция

 

В отличие от других островных землевладельцев, Абрамовы ещё в 2005 году поняли: если они сами ничего не будут делать, то могут остаться и без земли, и без денежной компенсации. А потому на время отодвинули в сторону сельхозработу и окунулись с головой в правое поле. Начали изучать законы. Их настольными книгами стали Земельный кодекс РФ и комментарии к нему.

 

К слову, Наталья и Сергей Абрамовы ― это отнюдь не те люди «от сохи», которые не понимают в бумажных делах. У нее ― высшее  педагогическое образование. Он ― бывший штурман дальнего плавания. Бороздил моря, а встретив Наталью, бросил якорь в селе. Оба работали в Краснореченском совхозе. Когда в 1996 г. совхоз распался, Абрамовы получили землю по паям. Свои луга решили использовать под пасеку.  

 

- На острове пчелы брали хороший нектар, - рассказывает Сергей, - Получали неплохую прибыль. У нас были договоры с фирмами на поставку меда, цветочной пыльцы и прочей продукции. В 2005 году мы еще пользовались своими лугами, но на следующее лето пограничники нас туда уже не пустили.  

 

Изучив законы, Абрамовы пришли к выводу:  в земельном вопросе их права были нарушены везде, где только можно было нарушить. Сергей привел пример:

 

- В статье 55 Земельного кодекса РФ «Условия и порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд» написано, что собственник должен быть письменно уведомлен не позднее, чем за год до изъятия. И выкуп участка после получения такого уведомления допускается только с согласия собственника. Однако официальное уведомление об изъятии земли нам прислали только 4 декабря 2008 года, когда уже прошло три года (!) после изъятия наших участков.

 

Тем не менее, супруги пытались решить проблему тихо, терпеливо обивая пороги чиновничьих кабинетов. И казалось, победа была уже совсем близка... Но недавно Абрамовы (а они из всех бывших собственников земли ближе всех пробились к цели), узнали, что вся эта земельная тарабарщина сейчас пойдет по новому кругу.  

 

Откуда узнали? Получили письмо из Минэкономразвития России, куда отправили нынешней весной полный пакет всех тех документов, что необходимы для получения компенсации. Как поняли Абрамовы  из того  послания, заверенного зам. начальника управления земельного фонда Федерального агентства по управлению госимуществом А.М. Козинцевым, теперь все документы, что они собрали и выслали в Москву, будет по новой собирать уже само федеральное агентство. Как? Делая соответствующие запросы  в территориальное управление Росимущества по Хабаровскому краю,  территориальное управление Росреестра,  ФСБ и Министерство иностранных дел. И лишь когда эти ведомства ответят на запросы, в агентстве рассмотрят документы и направят Абрамовым «мотивированный ответ», но не деньги за их землю!

 

Это послание стало последней каплей в чаще терпения Абрамовых. Они, наконец, решили вынести сор из избы — предать огласке свои мытарства.  

 

Сорняки в правовом поле

 

- Два года, начиная с 2005-го, мы ходили по инстанциям, чтобы оформить документы на землю, - вспоминает Наталья Михайловна. - Были на приеме и у главы администрации Хабаровского района Алешко, и у краевого министра имущественных отношений Чиханацкого... Но все без толку. И тогда знающие люди мне подсказали: надо разослать письма с уведомлением о вручении. Мол, с чиновниками надо не разговаривать, а вести переписку. Я так и сделала. Отослала письма трем краевым министрам (Чиханацкому, Левинталю и Кологорову), уполномоченному по правам человека Березуцкому и главе  района Алешко.  

 

Письма Натальи Абрамовой были коллективные: и другие сельчане попросили Наталью взять на себя хлопоты по оформлению их земельных участков.  

 

Вскоре на свои пять писем Абрамова получила пять ответов. По словам Натальи, чистой воды отписки! Действительно, «по закону Вы имеете право на компенсацию, а для этого должны собрать необходимый пакет документов».

 

Но ведь в таком пакете и была главная загвоздка! Причем это прекрасно понимали и те же чиновники, в частности, из минимущества края:

 

«До официального установления границ в натуре между Российской Федерацией и КНР, сделать вывод о попадании ваших земельных участков на ту или другую территорию не представляется возможным. В дальнейшем, в  случае попадания вышеуказанных земельных участков на территорию КНР, Вам необходимо направить в адрес министерства правоустанавливающие документы на земельные участки (свидетельство о регистрации права собственности, кадастровые планы) и отчеты по оценке земельных участков...»

 

Прочитав такие сроки, датированные 31 октября 2007 г., Абрамовы удивились: земли давно изъяты, а линия прохождения новой границы пограничникам давно известна. Видимо, стражи границы не догадались поделиться этой информацией с минимуществом. Пришлось Абрамовым самим обращаться в ФСБ.

 

- В общем, мы сами везде ходили, - говорит Сергей. - А ведь еще в июне 2006 года губернатор Ишаев издал распоряжение «Об организации работы по возмещению убытков и потерь в связи с демаркацией российско-китайской границы».  В документе черным по белому написано, что оформлением документов для физических лиц должны заниматься главы поселений. Мы в свое время обращались к нашему главе администрации Геращенко. Он нам отрезал: «Земля — ваша. Вы ею и занимайтесь».

 

- А отчеты по оценке нам пришлось делать за свой счет дважды, поскольку эти документы действительны всего в течение трех месяцев, - добавляет Наталья. - Первый раз мы заплатили по 15 тысяч рублей. Во второй раз отчет нам обошелся уже по 22 тысячи. В общем, хотя Ишаев и подписал распоряжение, чиновники его не выполняли.

 

Двойная неприятность

 

Говорят, своя рубашка ближе к телу. Может, действительно, чья земля, тот и должен ею заниматься?

 

- Но у нас другой случай: государство сняло с нас эту рубашку, и мы же должны ходить кому-то что-то доказывать, тратить немалые деньги, хотя у нас и так не осталось ни копейки! - возмутился Сергей.

 

В общем, Абрамовы сами собрали все необходимые документы. Даже те, которые поставили в тупик чиновников краевого минимущества. В ФСБ супругам дали координаты, подтверждающие, что их землю ушла за границу. На это ушло три года.

 

- А теперь вот пришел ответ из Москвы, что по каждому документу будут делать новые запросы, - продолжает Наталья. - Но это должны были сделать еще в 2004 году. Один мужчина-арендатор поехал судиться в Москву, и там умер от инфаркта. А что нам делать?    Обращаться в суд? Но у нас нет денег даже на адвоката...  

 

Итак, земельная тарабарщина продолжается. Сергей прочитал в комментарии к ст. 280 Земельного кодекса РФ, что государство вначале должно было выплатить компенсацию за землю, и только потом ее продавать. А в ст. 281 написано: выкупная цена земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд,  включает в себя рыночную цену на данный земельный участок, а также все убытки, причиненные владельцу участка его изъятием - включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами.

 

- Словом, в законах давно расписано, как должны поступать чиновники с нами - собственниками земли, - констатируют Абрамовы.

 

Кто виноват, что все идет шиворот-навыворот? Выходит, чиновники, которые не спешат исполнить закон. Что делать? Возможно, они будут проворней, если за проволочку лично их начнут наказывать рублем? В данном случае такая мера вполне оправдана. Приведем простую арифметику.

 

Если бы Абрамовым выплатили компенсацию в 2006 году, они бы получили два миллиона. За три года хождения по мукам сумма выросла в три раза. И, похоже, до финала в этой борьбе за свою собственность, за положенное гражданину государством по закону - еще далеко. Да, рано или поздно с Абрамовыми, как и с другими островитянами, придется расплачиваться. И не чиновникам, а нам с вами. Ибо деньги для компенсации будут брать из бюджета — нашего общего кармана.

 

Но самое здесь возмутительное: отобрав у людей их землю, чтобы подарить китайцам, чиновники к тому же измываются над россиянами. Или я не права?

 

Ирина Харитонова,

«Хабаровский Экспресс».

 

Комментарий

Иван Федоров,

депутат законодательной думы Хабаровского края, председатель комитета:

 

- На той стороне Большого Уссурийского острова, что отошла к Китаю, было большое количество земельных участков, принадлежащих нашим гражданам. Демаркация произошла по решению правительства РФ и, казалось бы, элементарно, что людям должны были возместить ущерб. Но сегодня они не могут получить возмещение этого ущерба. Почему? По целому ряду причин. Например, в кадастровых паспортах на земельные участки не было пометочек, что участок находится в пределах той части острова, которая отошла к КНР.  По этому поводу, как мне рассказали в краевом министерстве имущественных отношений, поступило 93 заявления от граждан! Были обращения и ко мне. Разбирался. История взятая прямо из жизни: где-то когда-то сказали основное: мол, возместят... А детали ― не проработали, не довели до конца.