На минувшей неделе представитель краевого следственного управления СКП выразил нам крайнее удивление решением прокуратуры. Она отказалась утвердить уголовное дело против Вячеслава Иванова - члена банды Эдуарда Лиманского, которая в 2006 г. расстреляла в Хабаровске инкассаторов и похитила более 14 млн руб.

 

"Приамурские ведомости", № 103, 26.07.06
"Приамурские ведомости", № 103, 26.07.06

Прокуратура утверждает: вооруженный участник того дерзкого налета не является бандитом, и его действия не могут быть рассмотрены в суде по статье УК РФ «Бандитизм». Следователи категорически не согласны с такой позицией. Похоже, это дело вновь высветило скандальное противостояние между ведомствами.

 

Бегство к правосудию

 

Прежде чем привести доводы противостоящих сторон, напомним детали того громкого преступления. 14 июля 2006 г., средь бела дня, в Хабаровске в здании по проспекту 60-летия Октября, где расположены ресторан «Пекин» и филиалы двух крупных банков, четверо бандитов, вооруженных пистолетом «Стечкина» и наганом, совершили разбойное нападение на инкассаторов и охранников «Росинкаса». Один инкассатор был убит, двое банковских охранников тяжело ранены. Захватив мешки с деньгами (порядка 14,5 млн руб.), бандиты скрылись на машине.

 

Задержать по горячим следам никого не удалось. Поделив деньги, налетчики покинули город, разъехавшись по всей стране. Позднее следователи установили личности всех участников банды. Ее главарь Эдуард Лиманский был убит при задержании спецназом по возвращению в Хабаровск спустя два года.

 

Что касается остальных членов банды, то один из них, Роман Панов, до сих пор не обнаружен и находится в федеральном розыске. Ведет поиск отдел по борьбе именно с бандитизмом ГУ МВД по ДФО. Еще двое подельщиков уже находятся в местах не столь отдаленных. Правда, туда они угодили за другие преступления, совершенные в других городах уже после хабаровского налета.

 

Как в свое время рассказал прессе начальник отдела по борьбе с бандитизмом ГУ МВД по ДФО Владимир Ковальчук, наиболее изощренным способом пытался скрыться от следствия ранее судимый 30-летний Вячеслав Иванов. Чтобы не отвечать за разбой в Хабаровске, он совершил «менее тяжкое» преступление в Новосибирске - напал на женщину и отнял у нее автомобиль. А когда местные оперативники его задержали, Иванов заявил, что потерял документы, и представился именем своего друга детства. В ходе проверки существование гражданина, имя которого присвоил Иванов, подтвердилось. Таким образом, преступнику удалось ввести следствие в заблуждение и сесть в тюрьму лишь на 5 лет.

 

Но его обман раскрылся. Оперативники вычислили Иванова по отпечаткам пальцев, которые были разосланы к тому времени по всей России. Подвел преступника и друг его детства, который тоже совершил тяжкое преступление и был осужден в Хабаровске. Получалось, в разных колониях одновременно оказалось двое заключенных с одинаковыми паспортными данными...

 

Ненастоящий бандит

 

Именно с делом Иванова и вышла следственно-прокурорская закавыка. В отношении этого фигуранта банды Лиманского следователи СКП собрали все доказательства (да он и сам не отрицает участия в налете на инкассаторов) и приготовили дело для передачи в суд. Требовалась только виза прокуратуры. Именно ее и не удалось получить. Зампрокурора края считает, что Иванов был членом не банды, а организованной преступной группы.

 

Прокурорские доводы таковы. Во-первых, Иванов показал, что дал согласие Лиманскому на совершение разбойного нападения на инкассаторов под давлением (он был ему должен 180 тыс. рублей). Во-вторых, Иванов не принимал участия в обсуждении плана налета, поскольку его определил сам Лиманский. Он же определил и роли каждого из участников налета.

 

Следствие, не отрицая ни первое, ни второе, настаивает, тем не менее, на бандитизме. Так, сотрудники СКП напоминают, что в примечаниях к Уголовному кодексу РФ есть уточнение: возможны случаи, когда бандитские группировки создаются для совершения одного нападения - например, на банк.

 

Да, план нападения и распределение ролей разработал лично Лиманский, но затем он с этим планом подробно ознакомил своих подельщиков. В пользу того, что Иванов был членом именно банды, свидетельствует согласованность их действий. Другой признак банды — тесная связь между ее членами. Шестеро свидетелей показали, что все четверо участников группы Лиманского были знакомы продолжительное время, вместе проводили досуг, занимались спортом.

 

- Обязательный признак банды - ее вооруженность, предполагающая наличие хотя бы у одного участника банды огнестрельного или иного оружия и осведомленность об этом других членов банды, - пояснил нам следователь по особо важным делам краевого СУ СКП Владимир Чичик. - Установлено, что каждый участник банды Лиманского был осведомлен о наличии оружия.

 

Из четверых бандитов двое были вооружены и стреляли по людям: сам Лиманский и Иванов. Кстати, последний не отрицает, что палил из нагана. Это подтверждают и заключения медицинской и баллистической экспертиз. Но и эти доводы прокуратура в расчет не берет.

 

Но самое поразительное вот что. Зампрокурора края, вернувший дело Иванова на дополнительное расследование, некоторое время назад вместе с подчиненными ему тогда следователями квалифицировал эту преступную группу как банду. Однако после реформы 2007 года, отделившей следствие от прокуратуры, этот же человек, заняв высокую должность в краевой прокуратуре, почему-то резко поменял точку зрения. При этом никаких изменений в статью УК о бандитизме в последние годы не вносилось.

 

Об отличиях банды от ОПГ можно спорить годами. Тем временем общественности остается пока мириться с фактом: ни один из бандитов, расстрелявших инкассаторов в 2006 году, до сих пор за бандитизм не осужден. По ст.209 УК («Бандитизм») Иванову светит от 12 до 20 лет тюрьмы, в то время как по ст.162 («Разбой») - от 8 до 15. Таким образом, принципиальная прокурорская позиция будущему подсудимому явно на руку.

 

Ирина Харитонова,

«Хабаровский Экспресс», № 35

 

---------

 

На чём ранее сталкивались краевые прокуратура и СУ СКП

 

В марте 2008 г. разгорелся скандал вокруг ареста Игоря Колпакова (осужден на 7 лет), которого правоохранительные органы считают активным членом и одним из лидеров хабаровской ветки «общака».

 

Его задержание проходило в здании следственного управления СКП. Причем операция заняла более полутора часов, поскольку следователи не желали отдавать находящегося в федеральном розыске «авторитета» сотрудникам УБОП и представителям прокуратуры.

 

В начале июня 2008 г. на процессе над «общаком» прошли допросы свидетелей стороны обвинения. Показания дал и предприниматель Сергей Базовый. Сразу после этого СУ СКП попыталось закрыть дело по обвинению «общаковцев» в вымогательстве у Базового денег. Сделано это было явно в пику прокуратуре края - таким образом СУ СКП едва не выбило почву из-под показаний свидетеля. Позже следователи инициировали преследование еще одного свидетеля на том процессе - бывшего «смотрящего» по городу Юрия Масленникова (Краба).

 

В марте 2009 г. СУ СКП подготовило «слив» в СМИ информации, свидетельствующей о причастности замгенпрокурора по ДФО Юрия Гулягина к махинации с элитной квартирой в центре Хабаровска. В ответ на огласку этих сведений Гулягин собрал пресс-конференцию. Однако его доводы, опровергающие публикацию, оказались, как установили позже, очень сомнительными.