Крайний Север |
|
Оленеводство на Чукотке рассматривается, прежде всего, как отрасль традиционного хозяйствования, позволяющая сохранить образ жизни коренных народов. Бюджет округа ежегодно выделяет порядка 1,5 млрд руб. на поддержку агропромышленного комплекса региона, более половины из которых предназначено именно для оленеводов.
Тем не менее на повестке дня остро стоит вопрос повышения экономической эффективности их работы. Об этом шла речь на состоявшемся в окружной столице расширенном заседании Комитета Думы Чукотского АО по промышленной и сельскохозяйственной политике.
Рынок, который нужно сформировать
Открывая заседание, председатель думы Александр Маслов отметил, что, с одной стороны, на Чукотке до сих пор не во всех населённых пунктах имеется в постоянной продаже оленина, с другой - сами оленеводческие хозяйства сетуют на отсутствие стабильных каналов сбыта и невозможность «дойти» до покупателя.
По словам члена Комитета по промышленной и сельскохозяйственной политике Анатолия Тынеру, который сам долгие годы возглавлял СХП «Амгуэма», причина сложившейся ситуации в том, что сегодня на Чукотке в полной мере не сформировался цивилизованный рынок продукции оленеводства, обеспечивающий её доведение до конечного потребителя. В 2015 - 2016 годах для этих целей был создан Сельскохозяйственный перерабатывающий кооператив (СПК) «Чукотка».
Как пояснил исполнительный директор СПК Павел Печенев, основная задача кооператива - освободить хозяйства от не свойственных им функций по вывозу и реализации продукции, поставке техники, ГСМ и т. д.
- Хозяйства должны заниматься непосредственно оленеводством - выпасать оленей, наращивать поголовье стад и обеспечивать округ высококачественным мясом, - отметил он.
В прошлом году СПК «Чукотка» запустил в эксплуатацию новый оленеубойный пункт, расположенный на 94 км трассы Эгвекинот - Иультин. В 2018-м кооператив планирует заготовить здесь 127 тонн оленины, произведённой оленеводами СХП «Амгуэма» и СХП «Пионер». Кроме того, сотрудники СПК задействованы в строительстве убойного пункта на территории г. о. Певек, предназначенного, прежде всего, для нужд СХП «Чаунское», где выпасается самое большое стадо оленей в 28 тысяч голов. Сдача его в эксплуатацию запланирована в августе 2018 года.
Вместе с тем, как отметил Анатолий Тынеру, СПК «Чукотка» в настоящее время по объективным причинам не может обеспечить потребности в сбыте продукции всех оленеводческих хозяйств.
Депутат внёс предложение вернуться к ранее работавшей схеме с участием прежних покупателей - Чукотоптторга и пищекомбината «Полярный», которые имеют современную материально-техническую базу по хранению, переработке и реализации продукции убоя оленей и способны решить вопрос её транспортировки и доведения до конечного потребителя.
Наряду с СПК «Чукотка» эти организации могли бы обеспечить необходимые каналы сбыта для оленеводческих хозяйств.
Серьёзные проблемы оленеводам Чукотки сегодня создаёт дикий северный олень. Не секрет, что в округе ведётся его активная добыча, в результате чего «дикарь» попадает на прилавки, составляя серьёзную конкуренцию более дорогому по себестоимости мясу домашнего оленя.
В качестве одной из мер по решению этой проблемы депутаты предложили внести оленину в список социально значимых продуктов. Это позволит снизить конечные цены на продукцию оленеводческих хозяйств и стимулировать спрос.
Средства есть, не хватает кадров
О ситуации в производственном сегменте оленеводства депутатам доложил начальник регионального Управления сельского хозяйства Сергей Давидюк. По его словам, выходное поголовье оленей в округе составляло на начало года 150,8 тысячи голов. Это примерно соответствует прошлогодним показателям.
- Впервые с 2008 года нам удалось стабилизировать ситуацию и остановить падение поголовья, снижены сверхплановые потери. Если в 2014 году было 26 тысяч голов потеряно сверх плана, то в 2017 году уже 10 тысяч голов. Но и это тоже весьма высокая цифра потерь. Это наши резервы. В среднем товарность производства можно увеличить на 40 %, и на столько же увеличится доход отрасли, - сообщил Сергей Давидюк.
Далее начальник Управления остановился на финансировании оленеводческой отрасли из окружного бюджета. Средства хозяйствам выделяются по целому ряду направлений: на проведение мероприятий по стимулированию производства мяса оленей; на закупку ГСМ и запасных частей для техники; на приобретение и доставку в хозяйства округа племенного молодняка; на проведение противоэпизоотических мероприятий; на обеспечение бригад ветеринарными препаратами и оборудованием; на уничтожение хищников на маршрутах оленеводческих стад; на пошив и приобретение меховой одежды, обуви и меховых изделий; на доставку мясной продукции потребителям.
- С 2013 года для нужд оленеводов было закуплено 185 единиц техники и 47 комплектов средств связи. Приобретены и установлены две перевалбазы для СХП «Канчаланский» и «Амгуэма», - добавил Сергей Давидюк.
Однако господдержка отрасли пока не может снять одного из самых острых вопросов - кадрового. В оленеводстве сейчас трудятся 16,5 % специалистов пенсионного возраста. По данным Управления занятости населения Чукотского АО, потребность в специалистах испытывают все хозяйства.
На сегодняшний день в них есть 95 свободных рабочих мест и вакантных должностей. Причём наиболее дефицитными являются профессии, непосредственно связанные с работой в тундре. Так, предприятиям требуются 57 оленеводов, 19 ветврачей и фельдшеров, 6 зоотехников, 4 водителей вездеходов и тракторов. Потребность в административно-управленческом персонале, как правило, ниже.
Кадровую проблему на примере собственного хозяйства проиллюстрировал присутствовавший на заседании Комитета директор СХП «Канчаланский» Олег Ятынто. По его словам, за последнее время 12 оленеводов «Канчаланского» выбыли по возрасту, в то время как на смену им пришли только два молодых работника.
- Сегодня средний возраст оленевода 48-50 лет. Лет через пять вообще некому будет заменить пастухов в тундре, - резюмировал Олег Ятынто.
Как было отмечено на заседании Комитета, выходом из сложившейся ситуации может стать дальнейшее увеличение размера заработной платы работников оленеводства до среднего уровня по экономике округа, строительство (приобретение) жилья для специалистов, заключение соглашения между оленеводческими хозяйствами и гражданами по целевому обучению с дальнейшим трудоустройством на предприятие.
Иван Омрувье,
«Крайний Север».
* * *
«Дикаря» не стало меньше
Последние научные исследования зафиксировали дальнейший рост численности дикого северного оленя на Чукотке, популяция которого составляет в настоящее время около 100 тысяч голов.
Как сообщил в ходе заседания Комитета Думы Чукотского АО по промышленной и сельскохозяйственной политике начальник Управления по охране и использованию животного мира Александр Фатин, особенно сильно популяция «дикаря» росла на Чукотке в 1990-е годы за счёт миграционных процессов, достигнув к 2001 году 90 тысяч голов.
Последние исследования зафиксировали дальнейший рост численности дикого северного оленя, на основании чего были увеличены лимиты его добычи с 5 тысяч до 11 тысяч голов. Для нужд местного коренного населения охота разрешена круглогодично, что позволяет регулировать его численность. Наибольшая часть квоты приходится на Билибинский и Анадырский районы. В 2017 году было выдано 2700 разрешений на отстрел дикого оленя.
Для сравнения, численность домашнего северного оленя в оленеводческих хозяйствах округа в настоящее время оценивается в 150,8 тысячи голов.
Кстати
Значительное число «дикаря», а также его достаточно интенсивная добыча составляет серьёзную проблему для домашнего оленеводства, поскольку мясо «дикаря» гораздо ниже по себестоимости и фактически может быть реализовано по более низким ценам.
Николай Парфёнов,
«Крайний Север»