(Продолжение, начало см. в предыдущем номере: Глубоководное вторжение)
По информации телеканала «Губерния», китайская сторона, не спросив разрешения у России, «начала строить в устье протоки Казакевичева (теперь Фуюаньская — ред.) глубоководный порт для судов класса река-море». Дноуглубительные работы могут изменить русло Амура, что чревато смещением проходящей по фарватеру госграницы. Кроме того, по мнению коллег, «Китай не имеет разрешения на проход судов по Амуру в Татарский пролив, а стало быть, нет и смысла в строительстве глубоководного порта». По нашим данным, работы ведутся, но в другом месте и с несколько иными последствиями.
Географический ляп
Информацию о том, что Китай уже начал углублять именно Фуюаньскую протоку, нам не подтвердили ни в погрануправлении ФСБ по ДФО, ни в Амурском государственном управлении водных путей и судоходства (ФГУ «Амурводпуть»)! Вот что по этому поводу пояснил первый заместитель руководителя ФГУ «Амурводпуть» Михаил Трегубов:
- О дноуглубительных работах на протоке Казакевичева, о которых говорил телеканал, я ничего не знаю. Если речь идет об углублении речного порта в городе Фуюань, что недалеко от Фуюаньской протоки, то там такие работы действительно ведутся. Этот порт сегодня настолько мелководный, что даже небольшие пассажирские суда принимают на плавучие сооружения, а грузовые суда вообще приходится разгружать не у причала, а на рейде. Более того, там даже нет причала для обработки грузовых судов. Поэтому углубление порта — это жизненная необходимость для КНР.
Видимо, правильнее говорить о дноуглубительных работах не в «устье» (у протоки не бывает устья) бывшей протоки Казакевичева, как сообщила «Губерния», а у Фуюаня. Это самый ближайших к Хабаровску китайский город (по реке до него всего чуть больше полусотни километров), стоит, как и наш город, на правом берегу Амура. По отношению к Хабаровску Фуюань находится выше по течению, а чуть ниже от него начинается Фуюаньская протока. А работы идут на ее нулевом километре.
Напомним, вода в протоке Казакевичева бежит от правого берега Амура по направлению к Уссури, сливаясь с которой в районе поселка Казакевичево образует уже протоку Амурскую. Последняя, протекая мимо Южного округа Хабаровска, впадает в Амур чуть ниже затона - почти напротив хабаровской площади Славы. Проще говоря, у Фуюаня протока Казакевичева начинается, а не заканчивается.
Восточная хитрость
Как пояснил нам г-н Трегубов, «строительство более глубоководного порта идет ниже по течению от нынешнего пассажирского порта города Фуюань». Но ведь этот город стоит на берегу Амура - пограничной реки. Стало быть, данный процесс Китай должен был согласовать с нашей стороной. Если верить телесюжету, такого согласования не было.
Но, возможно, все не так просто. Ведь если работы идут фактически не в русле Амура, а в том месте, где от него отходит теперь уже китайская Фуюаньская протока, то, выходит, наши соседи не обязаны спрашивать у нас разрешения на такие работы. Протока Казакевичева, повторим, - сегодня внутренние воды КНР, где они сами себе хозяева и могут копать сколько угодно. В строительство глубоководного порта Китай вкладывает, по словам источника, серьезные финансы, и результат, конечно, будет.
Судоходный путь
Не исключено, что китайцы действительно намерены принимать там суда смешанного плавания типа «река-море». Ведь такие теплоходы заходят в грузовой порт Хабаровска, а от него до Фуюаня рукой подать. Опять-таки суда этого класса могут ходить только по Нижнему Амуру - Средний и Верхний участки великой реки для таких теплоходов мелковаты.
Вместе с тем, построив такой порт, китайская сторона вряд ли начнет добиваться разрешения выходить по Амуру в Татарский пролив и близлежащие моря. В телесюжете «Губернии» утверждалось: «Китайские власти неоднократно поднимали вопрос о том, чтобы Россия разрешила их судам беспрепятственный проход по Амуру до Охотского моря, но пока получали отказ».
Однако, как заявил нам Михаил Трегубов, сегодня Китаю вовсе не надо добиваться такого разрешения. Оно у него есть - по договору еще от 21 декабря 1957 г. между СССР и КНР.
- В этом документе, который пока никто не отменял, прописано, что стороны договорились о том, чтобы на всем протяжении судоходных рек Амур (включая, расположенное на территории СССР нижнее течение реки Амур, вплоть до устья, то есть до Николаевска), Сунгари, Уссури, Аргунь, Черный Иртыш, и на озере Ханка торговое судоходство для обеих договаривающихся сторон было свободным и возможным в период навигации в любое время суток.
Более того, по словам Трегубова, в феврале 2008 года вышло постановление правительства РФ № 85, которым фактически ужесточаются требования к соблюдению того соглашения. В этом документе четко и ясно прописано, что запретов на хождение судов по Амуру быть не должно.
Соседское положение
Понятно, китайские суда, входя в наши речные воды, должны проходить погранконтроль, поднимать наш флаг и обязательно брать на свой борт российского лоцмана. И таким образом китайские суда уже давно ходят до Николаевска-на-Амуре и обратно. Правда, случается это очень редко. Например, в этом году, сообщил г-н Трегубов, ожидается всего два рейса. Один будет в ближайшее время, другой в октябре. Китайское судно будет вывозить из северного Хэйлунцзяна в южные провинции крупногабаритное неделимое оборудование для электростанции, которое не проходит ни по железной дороге, ни по автотрассе. «Они спустят этот груз на баржах по Сунгари до Фуюаня, а там перегрузят на морской судно, которое пойдет до Николаевска, и далее по морю на юг Китая», - сообщил чиновник. По его словам, такие рейсы китайцам пока экономически не выгодны.
Но может потому и невыгодны, что за хождение по нашим внутренним водам китайцы должны платить в нашу казну? И не только за лоцманскую проводку, но и за то, что пользуются нашей рекой.
Но если наши соседи не очень хотят платить за то, чтобы их суда ходили по нашему Нижнему Амуру (например, потому, что это для них дорого), то не дешевле ли им будет для перевозки своих грузов зафрахтовать суда река-море Амурского пароходства?
- Мы просчитывали фрахт российского судна, и он выходил очень приличным, китайцы на такие расходы не пойдут, - рассказал г-н Трегубов. - У них ведь совершенно другие расценки и рабочая сила дешевле. Конечно, может быть, Китаю будет и выгодно возить грузы по Нижнему Амуру на своих судах. Но дело в том, что такого большого количества груза, о котором они говорят, я ни разу не видел. Во всяком случае активных перевозок пока с их стороны не было, были только прожекты. Например, они предлагали: давайте мы перевезем по Амуру 300 тыс. тонн своей кукурузы, 500 тыс. тонн риса. Но это не пошло дальше стола переговоров. Чтобы такие перевозки были прибыльными, нужен большой теплоход грузоподъемностью 10 тыс. тонн, но он не пройдет в Фуюань из-за мелководья. Поэтому они активно пользуются для перевоза на юг страны автодороги и железнодорожный транспорт.
Кстати, что касается прохода мимо Хабаровска, который разрешили китайским судам после обмеления протоки Казакевичева, тут пока действует другое соглашение — от 1987 г. А по нему китайским судам почему-то разрешен не только беспрепятственный, но и, можно сказать, бесплатный и бесконтрольный проход мимо Хабаровска в Уссури и обратно. Следуя таким маршрутом, насколько нам известно, китайские суда в нашу казну ничего не платят. Не проходит они и пограничный досмотр, правда, наши пограничные корабли сопровождают их в пути.
Сегодня китайская сторона разговаривает с нами как сильный партнер со слабым. Косвенно тезис этот подтверждается и словами Михаила Трегубова: «Если мы сейчас ведем дноуглубительные работы на Среднем Амуре (кстати, заранее запланированные и согласованные с нашими соседями), то в обязательном порядке информируем об этом китайскую сторону. Встречаемся с ними и обговариваем работы на каждом участке. Прежде чем поставить земснаряд на какой-то объект, мы официально оповещаем КНР, называя участок, указываем, какой земкараван (вспомогательный флот) там будет присутствовать».
Как бы то ни было, увеличение портовых возможностей Фуюаня должно подстегнуть и развитие соседских отношений. Важно, чтобы развивались они не в ущерб нам.
Ирина Харитонова,
«Хабаровский Экспресс», № 37
-------
Мнение
Замдиректора Института водных и экологических проблем РАН Алексей Махинов:
- Для чего КНР нужен глубоководный порт близ Хабаровска? Понятно, со строительством глубоководного порта в Фуюане правая часть китайского берега начнет активно развиваться. Они станут покупать и осваивать наши месторождения, более активно вывозить грузы. Китайцы сейчас все больше интегрируются в нашу экономику. И в этом я не вижу ничего страшного. Это нормальные процессы.
--------
В самом низу
Очень крупные морские суда, по словам специалистов, в любом случае не смогут войти в Амурский лиман.
Дело в том, что ниже Николаевска есть так называемый лимитирующий участок, где может пройти судно с максимальной осадкой не более 4,3 м. Кроме того, на Нижнем Амуре тоже есть лимитирующие участки, где в период мелководья не пройдет судно даже с осадкой 3 м.
Получается, если китайцы хотят, чтобы их морские суда ходили до Фуюаня, они должны углублять нашу часть Амура и не на одном десятке участков. Хабаровские специалисты по судоходству заявляют: «Если китайская сторона в этом заинтересована, пусть заказывает нам эти дноуглубительные работы, платит деньги, и мы сделаем».