Прокуратура ЕАО
Прокуратура ЕАО
Год назад сменилось руководство главного надзорного органа области - прокуратуры ЕАО. Ровно год мы все наблюдали за тем, как, в связи со сменой руководителя, меняется сам главный надзорный орган области. И так наблюдали, и этак, анализировали, взвешивали, очень хотели увидеть перемены, даже иногда убеждали себя в том, что почти уже их видим, ну почти, и они вот-вот станут явью для всех!
 
Нет, мы не наивничали и не ошибались. Просто очень устали за длительный период сидения госпожи Дьяконовой на должности прокурора области от абсолютной глухоты главного надзорного органа и надеялись, что такого больше в нашем регионе не будет.
 
Итак, руководитель сменился, но так называемая команда осталась прежней. Все те же лица, все те же привычки, все те же целеполагания, и все чаще можно наблюдать стремление оградить от неприятностей высокопоставленных чиновников и «избранных» граждан. С одной стороны - вроде бы мы видим активную деятельность по защите прав граждан, с другой - еще более активную защиту граждан, занимающих руководящие должности в регионе. С одной стороны - утверждение главенства закона путем выявления административных правонарушений, с другой - глухота и слепота по отношению к уголовным преступлениям коррупционной направленности.
 
За прошедший год мы обращались в прокуратуру области не меньше десяти раз с просьбой провести проверку по имеющимся, на наш взгляд, фактам таких преступлений. Каждый раз нас выслушивало руководство, давало поручение провести проверку все тем же лицам, все той же команде, а потом мы от этой команды с трудом добивались а иногда и не добивались, официального ответа.
 
Но если ответ все-таки приходил, мы из него, как правило, узнавали, что «все в порядке в нашем королевстве», а мы - журналисты ничего не понимаем в законодательстве, законов читать не умеем и вообще лезем не в свое дело.
 
Команда! Это десятки людей в синих мундирах с погонами, состоящих на вполне приличном государственном содержании, которое формируется из налогов, уплачиваемых простыми гражданами страны. То есть мы с вами оплачиваем их деятельность, направленную не на защиту наших интересов, а на защиту интересов высокопоставленных чиновников и «избранных» граждан?
 
Не знаю, как другие, а я с этим не согласна. За последние почти четыре года у нас в редакции скопилась объемистая пачка ответов от представителей этой команды - от заместителя прокурора области Колесникова А.В., от начальника отдела прокуратуры области Болгова Д.В., от начальника отдела прокуратуры области Перебейноса Е.А., от прокурора города Якунина Р.Ю.
 
Какие-то напечатаны на одной страничке, какие-то - на двух, а какие-то и на десяти. Но суть их не в напечатанном тексте, а в ненапечатанном подтексте, который, после прочтения, становится понятен любому: «Отстаньте от нас! Ни с какой коррупцией мы бороться не собираемся! Напротив, мы будем ее защищать. А если вы не отстанете, мы будем бороться с вами!»
 
И борются!
 
В 2017 году некая госпожа Басова, взлетев на недосягаемую, как она думала, высоту (она была назначена заместителем председателя правительства ЕАО по здравоохранению и начальником управления здравоохранения), одним росчерком своего пера попыталась уничтожить Теплоозерскую районную больницу.
 
Она заявила, что эта больница вообще не нужна, сократила количество отделений в ней, что привело, соответственно, к увольнению врачей, в том числе врача акушера-гинеколога, врача ультразвуковой диагностики, хирургов, медсестер, акушерок и т.д. Медики, оставшиеся без работы, вынуждены были уехать в другие города и населенные пункты. Еще немного, еще хотя бы месяц такого руководства госпожи Басовой, и уехали бы все!
 
Только настойчивость нашей редакции спасла эту больницу от уничтожения. Нам удалось донести данную проблему до президента РФ, нам удалось убедить совместную рабочую группу Минздрава РФ и Центрального штаба ОНФ посетить Теплоозерскую больницу, встретиться с ее коллективом, разобраться в ситуации.
 
В результате рабочая группа, в составе которой были заместитель Министра здравоохранения РФ, три депутата Государственной думы РФ, два эксперта ЦШ ОНФ РФ, пришла к выводу о том, что эта больница должна быть сохранена, что руководство области должно оказать ей всяческое содействие в решении организационных вопросов, а также поддержать финансово, помочь вернуться к нормальному функционированию.
 
То есть люди специально летели восемь часов из Москвы до Хабаровска, а, прилетев, пересели из самолета в микроавтобус и еще четыре часа ехали до Телоозерска, чтобы помочь спасти эту больницу.
 
Проходит год. Девятого октября на сайте прокуратуры области появляется информация следующего содержания:
 
«Прокуратура добивается устранения нарушений в деятельности ОГБУЗ «Теплоозерская центральная районная больница»
 
Прокуратура Облученского района провела проверку исполнения законодательства в сфере здравоохранения в ОГБУЗ «Теплоозерская центральная районная больница».
 
Установлено, что ОГБУЗ «Теплоозерская центральная районная больница» не укомплектована медицинским персоналом, а именно врачом терапевтом стационара, врачом акушером-гинекологом, врачом ультразвуковой диагностики, двумя врачами хирургами, врачом анестезиологом-реаниматологом, что, в свою очередь, является нарушением требований Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением правительства РФ от 16.04.2012 № 291.
 
В связи с выявленными нарушениями закона прокурором района Иваном Левченко в отношении юридического лица - ОГБУЗ «Теплоозерская центральная районная больница» возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ (осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
 
Постановлением мирового судьи Облученского судебного участка ОГБУЗ «Теплоозерская центральная районная больница» признано виновным в совершении данного административного правонарушения и ему назначено наказание в виде предупреждения.
 
Кроме того, решением Облученского районного суда ЕАО удовлетворены требования прокуратуры района к ОГБУЗ «Теплоозерская центральная районная больница» об обязании провести мероприятия по укомплектованию недостающим медицинским персоналом штата районной больницы.
 
Фактическое устранение нарушений находится на контроле прокуратуры района».
 
Как назвать эту информацию? Может быть, «Нарочно не придумаешь»?
 
А ведь заместитель прокурора области А.В. Колесников, как я поняла, представляет возбуждение дела об административном правонарушении больницы и решение Облученского районного суда, как с ума сойти какую победу прокуратуры в решении проблем областного здравоохранения!
 
Хотелось бы уточнить: победу над чем и над кем? Над разгромленной госпожой Басовой Теплоозерской районной больницей, которая почти для четырнадцати тысяч жителей обслуживаемой ею части Облученского района является единственным медучреждением, оказывающим им помощь? Или над совместной рабочей группой Министерства здравоохранения РФ и Центрального штаба ОНФ РФ, представители которой продолжают категорически настаивать на сохранении этой больницы и на оказании ей помощи областным управлением здравоохранения?
 
Руководство управления здравоохранения, а именно сменивший Басову господин Жуков в течение этого года должен был приложить максимальные усилия к тому, чтобы восстановить уничтоженные Басовой отделения больницы, решить проблему с кредиторской задолженностью медучреждения, а также с возможностью вновь установить нормальные зарплаты врачам, среднему медперсоналу, что позволило бы рассчитывать на возвращение уволившихся сотрудников - и хирургов, и врача акушера-гинеколога, и врача УЗИ, и т.д., или на приглашение новых врачей-специалистов.
 
Теплоозерская больница могла самостоятельно решить все эти вопросы? Конечно, нет! Она входит в зону ответственности господина Жукова? Конечно, да! Прокуратура ЕАО, а именно господин Колесников потребовал от господина Жукова предпринять все возможные действия для приведения Теплоозерской больницы в соответствие с установленными нормами? Предполагаю, что, конечно же, нет! А возбуждение прокуратурой дела об административном правонарушении и решение Облученского суда усугубит и без того тяжелое положение Теплоозерской больницы? Конечно, да!
 
Так кого или что победила прокуратура, наказав Теплоозерскую больницу? Замечу, что ситуация с отсутствием большего числа врачей-специалистов уже давно имеет место в ОГБУЗ «Областная больница». Причем, «выдавливались» врачи из больницы сознательно бывшим ее руководством. Жалобы по этому поводу поступали в прокуратуру города и прокуратуру области. А здесь-то где победа? Где обращения в суды с требованием укомплектовать штаты областной поликлиники и стационара больницы? Где наказание виновных в сложившейся в ОГБУЗ «Областная больница» ситуации с кадрами?
 
Были обращения в прокуратуру сотрудников больницы и по поводу многочисленных закупок областной больницей без проведения аукционов. Конкретно: закупки продуктов питания для стационара, закупки лабораторных услуг и для стационара, и для поликлиники.
 
Наконец, было обращение по поводу грубейшего нарушения бывшим главным врачом больницы «Коллективного договора» посредством незаконного введения в штат должностей с высокой заработной платой. Причем, он это сделал исключительно из личной заинтересованности.
 
И по сегодняшний день этот бывший главный врач занимает незаконно введенную им должность, получает, как утверждают сотрудники больницы, зарплату более ста тысяч рублей в месяц, а прокуратура на это обращение до сих пор ответа не дала. Видимо, считает, что это нормально, когда за незаконную должность - зарплата в сто и более тысяч рублей, а за законно занимаемые должности врачи и медсестры получают меньше двадцати тысяч рублей в месяц.
 
Зато и.о. заместителя прокурора города Биробиджана А.С. Карасенко ответил на обращение по поводу нарушений организации заключения контрактов на закупку продуктов питания следующим образом: «Проверкой установлено следующее. Закупки на поставку продуктов питания осуществлялись областным государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Областная больница» в рамках конкурентных процедур Федерального закона … № 44-ФЗ…».
 
То есть сами сотрудники больницы, имеющие отношение к закупкам продуктов, утверждают, что конкурентные процедуры не проводились при закупках на сумму, не превышающую сто тысяч рублей, а и. о. заместителя прокурора города пишет: проводились!
 
Особо хочу отметить отсутствие ответа на обращение по закупкам лабораторных услуг. В течение одного месяца бывший главврач областной больницы умудрился заключить с онкодиспансером чуть ли не десять договоров на оказание лабораторных услуг, каждый - на сумму, не превышающую сто тысяч рублей.
 
Причем, некоторые договора, указанные в счетах на оплату, датированы одним и тем же числом. То есть, законодательство о госзакупках, если я правильно понимаю, здесь и рядом не стояло. Но, судя по всему, в этой ситуации, в отличие от ситуации с Теплоозерской больницей, команда из людей в синих мундирах не стремится одержать победу.
 
Вот таким образом, я думаю, медленно, но верно, воспитывается отношение общества к Закону. Уважать Закон? А как, если мы не наблюдаем уважения к Закону со стороны главного надзорного органа?
 
Примеры: за хищение двух-трех ампул с наркотическим препаратом в любом другом регионе в обязательном порядке был бы наказан не только похитивший их врач, но и его непосредственные руководители, которые в соответствии с Приказом Минздрава РФ должны нести личную ответственность за отсутствие с их стороны контроля.
 
А что у нас? Все эти люди по-прежнему, как говорится, «в шоколаде», продолжают занимать высокие должности и получать слишком высокие зарплаты. Ну, похитил их подчиненный, благодаря неисполнению ими прямых должностных обязанностей, пятьдесят одну ампулу наркотического препарата! Ну и что? Им же за это все равно ничего не будет.
 
Ну, умерли в больнице десять человек! Ну и что? Они же были душевнобольными. В любом другом регионе главный врач такой больницы ответил бы за каждого умершего по полной программе. А наша «местная легенда» - ухоженный, при галстучке, в телевизоре интервью дает про какие-то новые технологии. Потому что он - «избранный»? Две недели под его чутким руководством мучительно умирала роженица! А он - в телевизоре, при галстучке!
 
Уважение к Закону? Откуда оно появится в обществе, которое так долго все это наблюдает?
 
В нарушение приказов Министерства здравоохранения России назначаются на должности люди, не имеющие специального образования! В нарушение Закона «О противодействии коррупции» и Указа Президента РФ назначаются руководители, не прошедшие согласования в установленном Законом порядке. Уважение к Закону? Да, бросьте!
 
Местная власть откровенно нагло «вытирает ноги» о Закон! И ее никто не останавливает, в том числе и люди в синих мундирах, потому что она - власть! Убогонькая такая, неприятная неумеха-попрошайка - в московских кабинетах, а здесь, в своих кабинетах - раздутая от ощущения собственной значимости до неимоверных размеров!
 
Она просто плюет на Закон и грабит инвалидов, проживающих в ЕАО, отбирая у них льготы. А прокуратура легонько так намекает ей: мол, не права, нарушаешь… И все. Грабеж продолжается уже второй год, инвалиды все больше и больше погружаются в непроглядную нищету и умирают, так и не дождавшись торжества Закона.
 
Она в три-четыре раза занижает нормативы в Территориальной программе госгарантий оказания медицинской помощи населению, по сути, лишая его этой помощи, а прокуратура подает иск в суд, выигрывает его и… опять терпеливо ждет, когда власть оспорит решение суда в вышестоящей инстанции. Не настаивает на исполнении судебного решения, не привлекает власть к ответственности за неисполнение, а просто ждет, прекрасно понимая, что даже в Верховном Суде РФ власти не удастся оспорить решение.
 
Но изюминка в том, что пока власть будет оспаривать судебное решение в различных инстанциях вплоть до Верховного Суда РФ, нормативы в Территориальной программе госгарантий будут оставаться заниженными в три-четыре раза! Все это долгое время население будет недополучать положенные ей по Закону бесплатные медицинские услуги, но ведь прокуратура вроде как защитила права граждан ЕАО. Не на деле, а на бумаге, декоративненько так, но защитила. Нам от этого должно стать легче? В наших душах от этого должно стремительно расти уважение к Закону?
 
Год назад сменилось руководство главного надзорного органа области - прокуратуры ЕАО, но так называемая команда осталась прежней. Все те же лица, все те же привычки, все те же целеполагания, и все чаще можно наблюдать стремление оградить от неприятностей высокопоставленных чиновников и «избранных» граждан.
 
Закон на территории нашей области уже почти сведен к декоративному украшению рабочих столов представителей этой команды. Печально и даже немного страшно. А дальше что? Окончательная ликвидация Закона, как понятия, на территории ЕАО и официальное введение в действие особого кодекса для «избранных»?
 
Елена Голубь,
«Газета на Дом», №41