Басова Е.А.
Басова Е.А.
2017 год, конец июня. В отставку с поста начальника управления здравоохранения правительства ЕАО и по совместительству заместителя председателя правительства ЕАО по здравоохранению уходит, вернее, бежит госпожа Басова. Бежит в другой регион, в город Комсомольск-на-Амуре, потому что иного выхода у нее просто не было. Девять месяцев она «царствовала» в сфере областной медицины. Девять месяцев страха, отчаяния и массового оттока из медучреждений наших медиков.
 
Должна признать: это - дама с уникальными способностями. Девять месяцев - срок рождения новой жизни, и нами он обычно воспринимается символически, как появление, созидание чего-то нового.  А госпожа Басова по истечении этого символического для нас срока оставила после себя, образно выражаясь, пепелище! Согласитесь, это надо уметь!
 
«Сокращение» - это был девиз ее «царствования». Сокращение штатов больниц и амбулаторий, сокращение самих больниц, амбулаторий и медицинских центров, резала по живому, резала, не задумываясь о последствиях. Подозреваю, что она вообще способностью задумываться не обладает, поэтому резала в угоду начальству, которое, в свою очередь, по-детски радовалось возможности сократить финансирование сферы здравоохранения.
 
Сами медики называют девять месяцев правления госпожи Басовой периодом безумия, безудержного и неизлечимого, а бесславный финал ее правления - счастливым избавлением от этого безумия. С момента увольнения Басовой прошли один год и три месяца. Признаюсь, об этой даме мало кто из жителей ЕАО вспоминал. Забыли, как страшный сон. Не скажу, что с трудом, скорее, с удовольствием.
 
А вот доктор экономических наук, он же - губернатор, судя по всему, тосковал. Такого кадра ценного лишился! Она с сумасшедшей энергией бросалась делать не только все, что он просил, но и то, о чем он мечтать не мог. Она готова была, как я понимаю, вообще всю областную медицину отменить, лишь бы губернатор Александр Борисович денежку сэкономил! Не краснея, отправляла в Москву отчеты с фиктивной статистикой, лишь бы Москва похвалила губернатора Александра Борисовича! Она даже морг в г. Облучье попыталась закрыть с целью сэкономить деньги на его ремонт! Ну как это могло не нравиться бережливому нашему доктору экономических наук Александру Борисовичу? Как? Ведь даже ему в голову не приходило, что можно экономить деньги не только на живых, но и на мертвых!
 
И вдруг (о Боже мой!), какая оплошность! Увлекшаяся безграничной властью и абсолютной уверенностью в безнаказанности (кто ж ее накажет? Она ж - все для блага губернатора!), потерявшая ощущение берегов госпожа Басова откровенно нарушает закон!
 
Наплевав на антикоррупционное федеральное законодательство, сия дама издает приказ, которым пытается легализовать свои же незаконные действия.
 
Напомню: она сочиняет «Дополнительное соглашение № 6» к Тарифному соглашению региональной программы госгарантий оказания бесплатной медицинской помощи на 2017 год, которое позволяет областной больнице и детской областной больнице без проведения аукционов выбирать себе учреждение для оказания лабораторных услуг, а своим приказом № 79-ОД Басова, как говорится, вводит в действие это «Дополнительное соглашение», устанавливая таким образом приоритет не только в оказании лабораторных услуг, но и в определении тарифа на оказание этих услуг лаборатории онкодиспансера, главным врачом которого она была до назначения на должность начальника управления здравоохранения.
 
Убеждена, что не ошибусь, назвав издание этих двух документов - «Дополнительного соглашения» и приказа - чистой воды коррупцией! Закон категорически запрещает подобные действия.
 
Почти сразу после этого в нашем еженедельнике вышла публикация «Прокуратура, суд, тюрьма?». А через некоторое время редакция получила ответ от начальника отдела прокуратуры области Дениса Болгова, в котором он подтверждает незаконность изданных Басовой «Дополнительного соглашения» и приказа № 79-ОД, но решение по этому делу элегантно перекладывает почему-то на местную антимонопольную службу. После этого госпожа Басова увольняется и бежит в Комсомольск-на-Амуре, а местная антимонопольная служба, как я понимаю, благополучно «зарывает дело в песок». Замечу, что если бы антимонопольщики действовали строго по закону, они вынуждены были бы инициировать возбуждение уголовного дела в отношении именно госпожи Басовой. А поскольку речь идет о коррупции и больших суммах денег из Фонда обязательного медицинского страхования, проплаченных без аукционов, срок наказания резвой госпожи Басовой по статье «Превышение полномочий» мог исчисляться долгими годами - до десяти лет лишения свободы. Но мы же говорим о местном УФАС, а от него мы ничего иного и не ожидали.
 
Зато мы ожидали, что через некоторое время вновь услышим о госпоже Басовой. И наши ожидания оправдались.
 
Ничего, скажу я вам, не меняется в сфере здравоохранения Еврейской автономной области со сменой руководителей этой сферы! Все остается по-прежнему: коррупция - царица ЕАО! Подозреваю, что возглавляет ее, видимо, доктор экономических наук, губернатор Александр Борисович, а реализует на практике сменивший госпожу Басову начальник управления здравоохранения правительства ЕАО и заместитель председателя правительства ЕАО по здравоохранению в одном лице, еще один ученый - кандидат медицинских наук Жуков Валерий Александрович.
 
Ровно месяц назад он направил главного врача областного онкологического диспансера Рашиду Малину в Москву на учебу. По словам сотрудников управления здравоохранения, он вообще к ней очень хорошо относился, хвалил за работу. До ее возвращения в Биробиджан, в пятницу пятого октября, в редакцию поступила информация о том, что из «МДЦ» уволилась Басова. Седьмого октября - в воскресенье Рашида Малина прилетела из Москвы и уже в понедельник утром - восьмого октября - вышла на работу. В этот же день ей позвонили и сообщили, что ее ждет Валерий Александрович.
 
Как я понимаю, ничего не подозревавшая Рашида Малина поспешила в управление здравоохранения. Дальше, как сообщили источники из этого управления, происходило следующее: Валерий Александрович предложил ей написать заявление об увольнении по собственному желанию, не предъявив ни претензий к ее работе, ни обращений или жалоб пациентов на возглавляемое ею медицинское учреждение. Причем потребовал, чтобы заявление было написано немедленно, в его присутствии, и чтобы в нем была указана дата увольнения - восьмое октября. О положенной ей, как любому гражданину Российской Федерации, двухнедельной отработке он якобы даже слышать не хотел. Мол, увольняйтесь немедленно, прямо сейчас. А еще сотрудники управления намекнули, что Валерий Александрович якобы даже угрожал Малиной уволить ее по какой-то статье, если она сама не уволится немедленно.
 
Замечу, что наша редакция не считает Рашиду Малину идеальным главным врачом онкодиспансера, мы знаем, что претензий к ней и другим сотрудникам учреждения у пациентов было много. Однако речь - не о Малиной, а  о том, что такой смелости в вопросе увольнения главного врача мы даже заподозрить в Жукове не могли, учитывая, что главного врача областной больницы Гасиленко, на чьей совести смерть роженицы, смерть десяти подопечных психоневрологического интерната, незаконное введение в штат должностей с высокими окладами, закупка лабораторных услуг и продуктов питания без аукционов и многое другое, он целый год не решался уволить, очень боялся, что тот на него в суд подаст и ему - целому заместителю председателя правительства ЕАО -  придется в суде доказывать свою правоту, тратить время и драгоценные нервы. А он, как я понимаю, свое здоровье очень бережет и ценит, в отличие от здоровья и жизни подопечных психоневрологического интерната и роженицы. В связи с этим такое, по моему мнению, откровенно наглое и чересчур смелое увольнение Малиной сначала очень сильно удивило.
 
Но мы тут же вспомнили об увольнении из «МДЦ» госпожи Басовой, и все сразу встало на свои места. Если я правильно понимаю, доктор экономических наук Александр Борисович Левинталь настойчиво попросил кандидата медицинских наук Валерия Александровича Жукова срочно освободить место главного врача онкодиспансера для его ценного кадра - сбежавшей год и три месяца назад от возможного уголовного преследования госпожи Басовой. Глубоко убеждена, что это - плановое мероприятие, а запланировано оно было ровно год и три месяца назад! Подозреваю, что в этом плане есть еще один пункт: водрузив госпожу Басову на место главного врача областного онкодиспансера, переместить ее через некоторое время снова на место начальника управления здравоохранения и заместителя председателя правительства ЕАО по здравоохранению, то есть на место Жукова. И мне почему-то кажется, что Жуков про этот пунктик губернаторского плана пока не догадывается. Но это - мои предположения, мое мнение.
 
А теперь перейдем к конкретике, суть которой - коррупция. Думаю, всем известно, что есть такой Федеральный закон «О противодействии коррупции» 273-ФЗ.
 
Статья 12 данного Закона называется «Ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора».
 
Читаем данную статью:
«1. Гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
 
1.1. Комиссия в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязана рассмотреть письменное обращение гражданина о даче согласия на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) на выполнение в данной организации работ (оказание данной организации услуг) на условиях гражданско-правового договора, если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, а также проинформировать гражданина о принятом решении…».
 
Есть еще один Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 03.08.2018 г.) "О государственной гражданской службе Российской Федерации":
 
«Статья 8. Должности гражданской службы
Должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации - законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность».
 
Ну и, наконец, существует реестр должностей государственной службы. Цитирую выдержку из Указа Президента РФ от 31.12.2005 N 1574 (ред. от 19.07.2018) "О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы", касающуюся территориальных органов власти:
«Ведущая группа должностей:
Заместитель руководителя территориального органа
Заместитель представителя федерального органа исполнительной власти
Заместитель уполномоченного федерального органа исполнительной власти
Начальник отдела территориального органа
Заместитель начальника отдела территориального органа»
 
То есть, приведенная выше статья 12 Закона «О противодействии коррупции» (№273-ФЗ) имеет к госпоже Басовой прямое отношение, поскольку она замещала две должности государственной службы: заместителя председателя правительства ЕАО и начальника управления здравоохранения, которые входят в Реестр, утвержденный Указом Президента РФ.
 
А это значит, что антикоррупционное законодательство позволяет Басовой меньше чем через два года быть назначенной главным врачом ранее подведомственного ей онкодиспансера только при одном условии: если это назначение будет согласовано с Комиссией при правительстве ЕАО, обязанность которой - при назначении людей на должности не допускать конфликта интересов.
 
А теперь внимание, уважаемые читатели! Уже в прошлую пятницу - двенадцатого октября - заявление Басовой о приеме с двадцать девятого октября текущего года на должность главного врача онкодиспансера лежало в отделе кадров управления здравоохранения со всеми, как говорят, согласованиями. В этот же день мы изучили находящийся в открытом доступе список членов упомянутой Комиссии и выборочно созвонились с некоторыми из них. На наш вопрос, имело ли место заседание Комиссии по вопросу согласования госпожи Басовой на должность главного врача онкодиспансера, они все без исключения ответили: нет.
 
Получается, что Жуков Валерий Александрович принимает на работу Басову в обход федерального законодательства? Более того, получается, что согласование Комиссии и протокол ее заседания, если они есть, не могут быть подлинными? Скорей всего, эти документы (повторяю: если они есть) поддельные или «состряпаны» на скорую руку путем опроса отдельных членов Комиссии по телефону? А это также при решении вопроса о конфликте интересов является недопустимым.
 
Но даже если бы эта Комиссия провела заседание по данному вопросу, результатом заседания должен был быть отказ Басовой в назначении, поскольку плоды ее бурной деятельности в должности начальника управления здравоохранения областная медицина пожинает до сих пор.
 
Привожу пример: на сегодняшний день общий долг ОГБУЗ «Областная больница» составляет порядка пятидесяти пяти миллионов рублей. Эту сумму озвучил новый главный врач на очередном больничном совещании. Часть данного долга, и, уверяю вас, далеко не самая маленькая, - деньги, не уплаченные за оказанные лабораторные услуги. Не последнюю роль в появлении и затем росте этого долга, судя по всему, играли сочиненные госпожой Басовой «Дополнительное соглашение № 6» к Тарифному соглашению региональной программы госгарантий и приказ 79-ОД. Еще раз напоминаю: эти два документа позволили больнице осуществлять закупки лабораторных услуг без проведения аукционов, что лишило больницу возможности экономно расходовать деньги, выбирая поставщика услуг с более низкими тарифами.  Но в то же время с помощью этих двух документов госпожа Басова предоставила преференции медучреждению, которым руководила до назначения на должность начальника управления, - областному онкодиспансеру, оградив его от какой-либо конкуренции и предоставив ему возможность устанавливать тарифы на свои лабораторные услуги такие, какие он считал выгодными для себя.
 
Это, как я понимаю, - и грубейшее нарушение Федерального закона №44-ФЗ, и нарушение статьи 10 Федерального закона №273-ФЗ «Конфликт интересов», которая гласит:
«1. Под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий)».
 
А заинтересованность была, и, уверена, очень-очень большая. Дело в том, что, будучи главным врачом онкодиспансера, Басова закупила лабораторное оборудование, рассчитанное на объемы исследований, значительно превышающие объемы, необходимые не только онкодиспансеру, но и всем больницам области вместе взятым. (Видимо, «мания величия» уже тогда где-то рядом с ней суетилась).
 
Чтобы хотя бы частично оправдать такую покупку и окупить затраты на нее, надо было взять на себя оказание лабораторных услуг для начала главным медучреждениям области. Но победить на аукционах онкодиспансер вряд ли мог, поскольку расходные материалы для этого оборудования слишком дорогие и закупать их надо было в большом количестве. Это делало тарифы лаборатории диспансера не конкурентоспособными. А госпожа Басова незадолго до своего увольнения отчиталась в Министерстве здравоохранения РФ о том, что лаборатория онкодиспансера полным ходом обслуживает областную больницу, детскую областную больницу и областную поликлинику, чего на самом деле в тот момент не было. Что она сказала бы министерскому начальству, если бы они узнали, что их обманули? Во-о-от!!! А усидеть в кресле большого начальника и оставаться самым ценным кадром для губернатора Александра Борисовича очень хотелось. Нет, не помочь областной больнице сэкономить деньги ФОМС на оплате лабораторных услуг, не обеспечить высокое качество исследований, не сократить, заботясь о посетителях областной поликлиники, очереди на сдачу анализов, а усидеть в кресле! Ради этого она превысила свои полномочия.
 
Все, сказанное мною, не трудно доказать, но только, конечно, при желании.
 
У начальника отдела областной прокуратуры Дениса Болгова, проводившего летом 2017 года проверку изложенных мной фактов в публикации «Прокуратура, суд, тюрьма?», видимо, такое желание не появилось. А может быть, его желанию воспрепятствовало бывшее руководство прокуратуры.
 
На желание местных антимонопольщиков препятствовать коррупции во властных кругах ЕАО, к сожалению, вообще рассчитывать не приходится. В результате мы сегодня имеем беспрецедентную ситуацию: человек, который всего один год и три месяца назад бежал из города от возможного уголовного преследования по ст. 286 «Превышение должностных полномочий», уже через неделю может выйти на работу в качестве главного врача онкодиспансера. Почему? Потому что коррупция - царица ЕАО, и господин Жуков, осознав это, с удовольствием возглавил ее в сфере здравоохранения? А губернатор Александр Борисович испытал безграничное удовлетворение от такого глубокого понимания его кадровой политики господином Жуковым, а также от стремления Жукова безоговорочно выполнять все «хотелки» Александра Борисовича, вопреки российскому законодательству?
 
«Неотвратимость наказания» - как часто мы слышим это словосочетание, но как редко наблюдаем его в действии! Особенно, если дело касается высокопоставленных чиновников. Убеждена, что «Дополнительное соглашение № 6» и подписанный лично Басовой приказ № 79-ОД являются безоговорочными доказательствами совершения ею очень серьезного уголовного преступления, имеющего коррупционную составляющую. Но ей дали возможность быстро сбежать, а нам - быстро о ней забыть. Результат: она как ни в чем не бывало сначала возвращается в Биробиджан, а уже через год снова пытается занять руководящую должность, откровенно подтверждая тем самым, что коррупция - царица ЕАО!
 
Не удивлюсь, если, вернувшись в онкодиспансер, она начнет свою деятельность с любимого ею «сокращения». И потекут драгоценные кадры (врачи, медсестры) не в медучреждение, а из него. Может быть, тогда прокуратура все-таки согласится с тем, что о неотвратимости и своевременности наказания жители области должны не только часто слышать, но также часто наблюдать их в действии.
 
Елена Голубь,
«Газета на Дом», № 40  17 октября 2018 г.,
Биробиджан