Заседание рабочей группы по вопросу так называемой реорганизации Музея современного искусства наконец состоялось 27 мая. Я попросил разрешения присутствовать на нем.  
 
Председатель Заксобрания ЕАО Любовь Павлова: - Первым обратился Андрей Борисович Голубь с просьбой создать рабочую группу для того, чтобы обсудить проблему, которая возникла в нашей области, и найти ее решение. Затем в адрес Законодательного Собрания поступили обращения от профессионального сообщества -Союза художников ЕАО, от председателя Общества фотоискусства ЕАО, от руководителей двух музеев - художественного и краеведческого, которые просили не допустить реорганизации музея. В связи с этим была создана рабочая группа из двенадцати человек. В нее вошли пять депутатов Законодательного Собрания ЕАО, от правительства ЕАО - Елена Петровна Балтыбаева, Александра Николаевна Филиппова, приглашали мэра Биробиджана, но он не пришел и поручил представлять город Петрушковой Наталье Викторовне, пригласили директоров Музея Современного искусства и Областного краеведческого музея, председателя Союза художников ЕАО и председателя Общества фотоискусства ЕАО… Елена Петровна, расскажите нам о своей позиции по данному вопросу.
 
Я бы мог передать выступление начальника управления культуры правительства ЕАО Елены Балтыбаевой, кардинально его сократив, чтобы не утомлять читателя. Но мне очень хочется, чтобы читатель сам узнал и оценил человека, который руководит культурой и искусством в нашей области. Замечу, что свою речь она читала по бумажке. Передаю эту речь дословно, почти без купюр.
 
Е. Балтыбаева: - Итак! Основные виды деятельности музеев в Российской Федерации закреплены Федеральным законом № 54-ФЗ от 1996 года «О музейном фонде и музеях Российской Федерации» и включают хранение, выявление, собирание, изучение музейных предметов и музейных коллекций, также их публикацию. В 92-м году у нас появляется закон «Основы законодательства русской Федерации о культуре» (Такое название РФ я слышал впервые. А вы? Прим. автора), где за органами государственной власти - субъекта - закрепляются полномочия, да, о том что все, так сказать, реорганизации, ликвидации учреждений - это полномочия субъекта, и также создание условий для проведения независимой оценки качества оказываемых услуг организациями культуры, и очень важный пункт: обеспечение условий доступности для инвалидов государственных музеев…э-э, в государственных музеях. Есть еще один регламентирующий деятельность музеев приказ Минкультуры № 842 «Об утверждении единых правил организации, формирования учета, сохранения и использования музейных коллекций в музеях Российской Федерации», в котором тоже, так сказать, очень много прописано то, что должно быть. В январе 2018 года Министерство культуры выпускает методические рекомендации по разработке стандарта качества услуг государственных учреждений культуры. И, в соответствии услуг заявленному стандарту, ну, собственно, должно позволить органу учредителю принять объективное решение о результатах исполнения заданий. Что прописано в требованиях?  
 
Первое: а мы начнем с того, что музей у нас организован был в 1989 году. Да? А мы сейчас имеем в виду 2018 год. Итак, требование. Согласно пункту, извините, 5.1, требование к зданию и месту оказания государственных услуг: музей должен быть размещен в специально предназначенном здании. Второе: здание должно быть оснащено источниками естественного и искусственного освещения, обеспечивающего выполнение санитарных требований (СанПин здесь указан). Третье: система отопления и вентиляции, обеспечивающие выполнение санитарных требований к микроклимату, эксплуатации зданий учреждений социального обслуживания граждан так же обязано быть. Несоблюдение температурного режима в данном случае за последние пять лет привело, вернее, к тому, несоблюдение режима за последние пять лет привело к тому, что за последние пять лет не заключено у нас не было ни одного договора о предоставлении картин, или каких-то других экспонатов из государственных музеев, но не по причине руководства, а по причине просто отсутствия условий. Затем также в обязательства выставляется противопожарная охранная система и оборудование. Сам зал не оснащен, в данном случае Музея современного искусства, не оснащен пожарными охранными системами. Пульт управления находится на вахте городского Дворца культуры. Кроме того, отсутствует система пожаротушения. Музей, ну, собственно, в соответствии, должен быть обеспечен помещениями для обслуживания пользователей служебными, санитарно-бытовыми, административно-хозяйственными и укомплектован необходимой мебелью. Что мы сегодня имеем? Арендуемое помещение в 200 квадратных метров находится на втором этаже городского Дворца культуры. Из них только 170 квадратных метров используются под выставочную площадь. В связи с отсутствием… а, я уже говорила, в выставочном зале естественного освещения, не соблюдение температурного режима, э-э, у нас не экспонировалось за последние годы ни одной привезенной коллекции картин. И сегодня мы имеем возможность знакомиться, э-э, там, выставки проходят там с работами местных художников, из соседних регионов, только, там, в рамках международных пленэров мы можем увидеть какие-то такие работы, привезенные из других территорий. И то - они носят узкий, скажем так, однодневный характер. Для населения доступность коллекции, которая находится в фондах Музея современного искусства, в виде постоянных экспозиций отсутствует. В лучшем случае, раз в два-три года жители могут видеть такие коллекции, как «Ветхий завет глазами современных художников», «Художники Дальнего Востока» в рамках празднования юбилейных дат и международных фестивалей. Так…
 
Итак! Как следствие, из-за отсутствия осуществления вот… и, собственно, неосуществ…, нет, неправильно, в следствии отсутствия условий, э-э-э-, для функционирования нормальной деятельности музея, э-э-э, у нас снизилось количество посещений в два раза. Если в 2015 году число посещений составило 6,3 тысячи человек, то в 2018 показатель упал и составил 3,3 тысячи человек…
 
Видимо, то, что за три года из области уехало несколько тысяч человек, для госпожи Балтыбаевой большой секрет. Она даже сама не поняла, что сказала. Именно в 2015 году наша область попала в руки господина Левинталя. И вот вам результат! Но, продолжим:
 
- Полностью отсутствуют условия свободного доступа в Музей современного искусства для людей с ограниченными возможностями, что является прямым нарушение Федерального законодательства. Изучив региональный опыт, следует заметить, что сегодня в современном пространстве обособленными учреждениями в данном направлении являются музеи, несущие архитектурную ценность, или в качестве исторического культурного наследия существуют. Перспективным направлением совершенствования структуры и сути музеев является на сегодняшний день, и это - практика регионов, создание централизованных музейных систем по профильному или территориальному признаку, включающих музеи определенного региона…
 
Присутствующие сначала все это слушали, потом скучали, не понимая, зачем им эта информация и какое отношение она имеет к вопросу, ради решения которого они собрались, потом стало проявляться легкое нетерпение. Но госпожа Балтыбаева продолжала бодро докладывать:
 
- Что такое централизованная музейная система? Она имеет, как правило, следующую структуру: головной музей. В нашем случае мы предлагаем сделать Областной краеведческий музей головным музеем. И филиалы. Это самостоятельные экспозиции в отдельных зданиях, чаще всего, в музеефицированных, памятниках истории культуры они проходят. Но может, имеет место быть и художественный выставочный зал. В целях сохранения деятельности учреждения, необходимости существования данного направления популяризации художественного наследия, мы считаем необходимым принятие решений по реорганизации Музея современного искусства в филиал Областного краеведческого музея с названием «Художественный выставочный зал».  
 
Проблема отсутствия у многих учреждений культуры собственного звания, то есть здания, озвучивалась не раз на различных уровнях и при личной встрече губернатора Александра Борисовича с Министром культуры Мединским, обсуждался вопрос о создании центра культурного развития в нашем субъекте, включающего в себя площади как для выставочных залов, так и для фондов наших музеев. В рамках реализации национального проекта «Культура» на Федеральном уровне разрабатываются восемь Федеральных проектов культурного развития, для каждого Федерального округа - свой… Если говорить также о перспективах создания централизованной музейной системы, с 2017 года у нас также прорабатывается вопрос об открытии еще одного филиала - музея толерантности. Вся документация была направлена в Москву она там, где-то в разработке. Он также сможет отразить многонациональный аспект региона.  
 
Словосочетание «музей толерантности», как я понял, присутствующих слегка удивило. Вроде бы в России особой популярностью не пользуются либеральные ценности, относящиеся к толерантности? Гей-парадов почти не бывает, однополые браки тоже не в чести. А многонациональность? Так она присуща всей стране. А если учесть, что представителей титульной нации в ЕАО осталось разве что только на титул, на что нам этот музей толерантности, извините? И при чем здесь он? Мы же - про художественный музей! Но Елена Петровна читала и читала:
 
-  На сегодняшний день государственное задание Музея современного искусства составляет два миллиона семьсот пятьдесят две тысячи рублей. Согласно штатному расписанию, в учреждении восемь с половиной штатных единиц, а занято там шесть ставок. По итогам реорганизации предполагается высвобождение двух с половиной ставок: директора, главного бухгалтера, рабочего и уборщика… Экономия средств составит в 2020 году один миллион шестьдесят четыре тысячи триста семьдесят девять рублей, в 2021 году -один миллион триста пятьдесят три тысячи… Ну, вот, вкратце…
 
То есть в 2021 году они еще пару ставок сократят? И кто останется в музее? Бабушка у входа, и все?
 
Л. Павлова: - Я вас правильно поняла? Если вы сделаете такую реорганизацию, то вообще освободите помещение Дворца культуры и музей куда-то переедет?
 
Е. Балтыбаева: - Вообще я считаю, что именно это надо сделать. Потому что даже существуя, как художественный выставочный зал, мы в любом случае не уходим от проблемы доступной среды. А это - Федеральный закон. Поэтому я уже предлагала Борису Юрьевичу рассмотреть вопрос, возможность перемещения коллекции и размещения ее в фойе филармонии, чтобы это было доступно… И поэтому для того, чтобы периодически вывешивать коллекции (Прямо как подушки на балконе. Прим автора), там охрана будет вводиться с 1 июля…
 
Л. Павлова: - Вы сказали, что посещаемость музея в 2015 году была большая, в 2018 - в два раза меньше. Поучается, что в 2015-м музей соответствовал требованиям, а в 2018 - уже не соответствовал?
 
Е. Балтыбаева: - Я начала с причины с главной, что сегодня он не соответствует по всем федеральным стандартам, что у него должно быть свое здание, что должна быть доступность.
 
Л. Павлова: - Причину огласите. Причину снижения посещаемости в два раза.
 
Е. Балтыбаева: - Причины разные, но здесь мы будем углубляться в деятельность учреждения… Ну, как это сказать, поскольку время идет вперед, и я так думаю, что мы должны своих детей настраивать на другой уровень…
 
А. Голубь, депутат Заксобрания ЕАО: - Елена Петровна! А областная филармония, краеведческий музей, областная библиотека соответствуют федеральным стандартам? Там есть доступность для людей с ограниченными возможностями?
 
Е. Балтыбаева: - По крайней мере, они входят в программу «Доступная среда»…
 
А. Голубь: - То есть я в инвалидной коляске смогу подняться в читальный зал областной библиотеки?
 
Е. Балтыбаева: - Ну, конечно. Там есть пандус.
 
А. Голубь: - Нет, подождите. Там пандус есть на первом этаже. А читальный зал на втором.
 
Е. Балтыбаева: - Есть лифт.
 
А. Голубь: - Лифт -в филармонии! А краеведческий музей как я могу посетить?
 
Т. Косвинцева, директор Областного краеведческого музея: - Краеведческий музей? Если инвалид, - то только на первый этаж. У нас подъемников на второй этаж нет.
 
А. Голубь: - Вы не соблюдаете федеральный стандарт?
 
Т. Косвинцева: - У нас в здании не предусмотрены подъемники.  
 
А. Голубь: - А областная библиотека соблюдает федеральный стандарт?
 
Е. Балтыбаева: - То же самое: только первый этаж. (Кстати, так же, как и в ГДК, где находится художественный музей. Прим.автора).
 
А. Голубь: - И вы предлагаете пойти дальше? Краеведческий музей с областной библиотекой тоже переместить в филармонию? Тогда и посещаемость будет выше и у краеведческого музея, и у библиотеки?
 
(Ответа не последовало. Прим. автора).
 
А. Голубь: - У меня еще вопрос: а по строительству специального здания, сооружения для музея заявку мы отправляли в Москву? Просили выделить средства на строительство этого здания? Музей с 1989 года ждет. Я правильно понимаю?
 
Б. Косвинцев, директор Музея современного искусства: - Да.
 
А. Голубь: - Вам обещали еще тридцать лет назад отдельное здание. Так?
 
Б. Косвинцев: - Да, прежние губернаторы обещали.
 
А. Голубь: - Правительство области что сделало для того, чтобы новое здание появилось?
 
Е. Балтыбаева: - Ну, вы плохо меня слушали, Андрей Борисович.
 
А. Голубь: - Повторите, пожалуйста.
 
Е. Балтыбаева: - Александр Борисович встречался с Министром культуры Мединским, где обсуждался вопрос создания центра культурного развития. На сегодняшний день восемь федеральных проектов находятся в разработке. Проекты центров культурного развития. В 2022 году они будут приняты и с первого января 2023 года мы можем взять их за основу и строить центр культурного развития.
 
А. Голубь: - Я бы тогда предложил, Елена Петровна, вернуться к этому вопросу в 2023 году. Я говорю о судьбе музея, о его структуре и т.д. Пока здания нет, говорить не о чем.
 
Е. Балтыбаева: - Знаете, за несоответствие Федеральному закону будете отвечать не вы, Александр Борисович, а учредитель. (Я так понимаю, это оговорка по Фрейду. Из зала аккуратно поправили: Андрей Борисович. Прим. автора). И прокуратура будет задавать вопросы не вам.
 
А. Голубь: - Да, да, я понимаю, поэтому надо и областную библиотеку, и краеведческий музей немедленно переводить тоже в филармонию!
 
Е. Вепренский, председатель Общества фотоискусства ЕАО: - … Вот Елена Петровна говорит, что по стандарту в музее должен быть естественный свет. Я вообще во многих музеях был, но что-то ни в Третьяковской галерее, ни в Эрмитаже…
 
Е. Балтыбаева: (перебивая) - Есть!
 
Е. Вепренский: - Есть? Что-то не помню. Я даже в Лувре был. Нет в Лувре доступа естественного света в залы. И еще: а если вы переместите художественный музей в фойе филармонии, там будет микроклимат, о котором вы говорите, необходимая влажность?
 
Я - не художник, но должен поддержать Ефима Вепренского. Я тоже не видел, чтобы, например, в Русском музее Санкт-Петербурга картины висели в зале с окнами. Картины, как правило, берегут от доступа солнечных лучей, чтобы они не выгорели, не поблекли. Но… начальнику управления культуры правительства ЕАО, наверное, виднее, как и где должна висеть живопись…
 
Е. Балтыбаева: - Еще раз: речь о том, что юридическое лицо - «Музей современного искусства». К нему предъявляются требования, как к государственному учреждению… Речь идет именно в данном случае об ответственности учредителя и руководителя, я не знаю, почему он этого не понимает, учреждения. Это первое. Второе: … я так полагаю, что функции художественного выставочного зала ограничивают лишь только отсутствие ставки директора, отсутствие, ну там, техперсонала… То сегодня, я так полагаю, все заявления, которые были, напрямую направлены на то, чтобы сохранить ставку директора….
 
Е. Вепренский: - … Я десять лет поднимал вопрос о переводе Музея современного искусства на первый этаж ГДК в помещение с отдельным входом. Десять лет!.. Но управление культуры никак не может договориться с мэрией о том, чтобы часть самодеятельных коллективов перевести из здания ГДК в здание филармонии, потому что в филармонии есть свободное место и нет ни одного профессионального коллектива сегодня. Есть у нас профессиональные коллективы?
 
Е. Балтыбаева: - Три!
 
Е. Вепренский: - Так же, как вы недавно сказали про пять НКО. А одно из НКО - «Виртуозы музыки», и я что-то ни одного их концерта не видел за два года… И еще: я не знаю, что там в Москве обсуждают. Я знаю, как у нас к культуре относятся. Я думаю, что у нас правительство ни сегодня, ни вчера и не позавчера Музеем современного искусства не занималось, как и строительством нового здания для него... Я, как работник культуры с высшим образованием, не знаю, как можно совместить в одном здании краеведческий, художественный музей и, как сказал губернатор, еще будут дети танцевать!..  
 
Губернатор так сказал? А казачий хор там петь не будет? Нет? Жаль! Прошу прощенья у Ефима Вепренского за то, что перебил. Эмоции, знаете ли…
 
-  Если во Владивостоке создают культурно-образовательный комплекс, то там сегодня - филиал Мариинского театра, филиал Третьяковской галереи…
 
Е. Балтыбаева: - Это федеральные учреждения. А мы сейчас говорим про региональные. Не надо путать одно с другим…
 
Т. Косвинцева: - Елена Петровна.! Вы говорите про санитарные нормы, но, если коснуться краеведческого музея, там санитарные нормы не выдерживают никакой критики. У нас, простите, в туалете стоят шкафы с экспонатами, потому что нам их негде хранить. У нас существует проблема хранения музейных фондов. У меня сотрудники сидят в бывшем коридоре! Когда на улице жара, там вообще невозможно работать! У нас отсутствует доступность для инвалидов на верхние этажи. Но даже если мы купим подъемники, наше здание их не выдержит. Получается, нас тоже надо куда-то выселять?
 
Е. Балтыбаева: - … Послушайте, мы сегодня держимся за 150 квадратных метров и фондом в 500 экспонатов? И вы хотите меня убедить, что это - музей?
 
Б. Косвинцев: - Вы не владеете достоверными цифрами.
 
Е. Батыбаева: - Я владею цифрами. Я изучила все, что вы мне пишете, все ваши доклады. У меня нет специалистов по музеям, поэтому я сама изучила. У меня было глубокое погружение лично, и поэтому на сегодняшний день он не соответствует ни по каким параметрам Музею современного искусства!
 
Б. Косвинцев: - Ну и где ваша роль, как начальника управления культуры?
 
Е. Балтыбаева: - Будет, когда будет построено здание…
 
Ну что тут можно сказать? Если я правильно понимаю, госпожа Балтыбаева, как начальник, начнет исполнять свои прямые обязанности только когда кто-то добьется выделения денег из Москвы, и еще кто-то построит здание. Я - не против. Но тогда она должна уйти в долгосрочный отпуск за свой счет. Зачем ей платить зарплату, если она не исполняет своих прямых обязанностей? Вот и экономия будет. И значительно больше, чем на музее!
 
Т. Косвинцева: - Елена Петровна, в фойе филармонии нельзя размещать экспонаты музея, которые стоят на учете в Федеральном реестре…
 
Е. Балтыбаева: - Фонды переписываются с разрешения Минкульта и переносятся совершенно спокойно.
 
С. Тонких, депутат Заксобрания ЕАО: - А вы когда узнали, что надо строить новое здание?  
 
Е. Балтыбаева: - Когда пришла два года назад…
 
С. Тонких: - Это у Косвинцева должны быть претензии к вам, почему здание не строится, а не у вас к нему. Вы на каком основании проявляете к нему такое отношение?.. Зачем вы врете здесь?.. Говорите правду!.. Если вас поставили в такие условия, что вы хотите уничтожить музей, который создавали, кстати, не вы, скажите правду! Вы что рассказываете нам здесь всякую ерунду? Не надо! Я правду знаю, почему вы хотите уничтожить музей и убрать Косвинцева с должности директора! Читайте газеты, читайте интернет!
 
Е. Балтыбаева: - Ага, грязную прессу я не читаю.
 
С. Тонких: - Почему - грязную? Там журналисты от своего имени пишут! Если бы это была грязная пресса, вы бы уже давно потащили их в суд!
 
Е. Вепренский: - Мне кажется, что у нас акценты неправильно расставлены. Вот Елена Петровна, наоборот, должна защищать этот музей!
 
Л. Павлова: - Я с вами согласна.
 
Е. Балтыбаева: - Поскольку я здесь представляю учредителя, я действительно правильно, на мой взгляд, расставляю приоритеты. Так вот эти две с половиной ставки я хочу направить в филармонию и создать… профессиональный коллектив, сделать таким, как надо.
 
В. Коровин, председатель РО «Союз художников России» в ЕАО:  
 
- Я представляю народ, который состоит в Союзе художников. Это общее мнение, и я его хочу озвучить. Значит так: про санитарные и пожарные нормы тридцать лет молчали. Вдруг всплывает сегодня: ай-я-яй, надо музей убирать из ГДК! Далее: я знаю, что в фондах музея есть картины, можно сказать, великих людей: заслуженного художника РФ Смирнова, заслуженного художника РФ Юхнина, Фирера и т.д… По качеству работ наши местные художники сегодня стоят практически на таком же уровне, как и представители Хабаровского краевого отделения Союза художников. Хотя бы даже по уровню попадания на российскую выставку в процентном отношении на Дальнем Востоке мы выше всех. А это заслуга разве не музея? Музей современного искусства отправлять в филармонию - это не реорганизация, я считаю, а дезорганизация. Причем, это вредительство самое натуральное, потому что никак невозможно музейные фонды хранить в прихожей филармонии. Там за них никто не будет отвечать. Поэтому как-то не серьезно все это выглядит: миллион с копейками экономии за год? А там ли мы ищем эту экономию? Еще раз повторю: тридцать лет музей соответствовал всем требованиям, а теперь не соответствует?
 
Б. Косвинцев: - Тридцать лет существовали, существуем и, я боюсь, что будем существовать так же и еще столько, потому что ваши маниловские планы построить новое здание… Дай Бог, чтобы это свершилось. Я об этом тоже мечтаю. Но если говорить о сегодняшнем дне, у нас все проверки были: Роскультнадзор, Роспотребнадзор, пожарные. Все - в пределах нормы.  Мы продолжаем работать, каждый месяц меняем выставки… В этом году исполняется не только 85 лет нашей области, но и семьдесят лет с того времени, как уничтожили ГОСЕТ - Государственный еврейский театр, и в библиотеке весь еврейский фонд уничтожили, сожгли. При всей славности истории нашей области есть и такие позорные страницы. И не дай Бог, чтобы сейчас мы вписали еще одну позорную страницу…
 
Н. Петрушкова, заместитель мэра Биробиджана по социальным вопросам:
 
- Можно сказать? На мой взгляд, проще и целесообразней обосновывать необходимость вступления в Федеральную программу, если на территории имеется два музея с уже достаточно богатой историей. Это более весомый аргумент для включения нас в Федеральную программу.  
 
А. Филиппова, заместитель председателя правительства ЕАО : - Наверное, управлению культуры надо еще раз вернуться к этому вопросу, к более принципиальному его рассмотрению. Реакцию населения мы увидели. Наверное, надо прислушаться к мнению коллег, которые столько лет работают в этой сфере и, возможно, пока отложить этот вопрос…
 
Неожиданный поворот, да? Особенно для госпожи Балтыбаевой. Ее напрягало начальство по поводу музея. Как я понимаю, заставляло все это с музеем делать. И вдруг само пошло на попятный? Ай, да госпожа Филиппова! Ай, да Александра Николаевна! Теперь она - герой! А ее подчиненная Балтыбаева - враг культуры?  
 
Л. Павлова:- Итак, мы пришли к тому, что надо остановиться, надо подумать, и если такая ситуация возникла, мы должны обращаться к мысли, которую озвучил Президент: когда возникает спорная ситуация - прислушивайтесь к людям, к народу.
 
С. Бурындин, депутат Городской Думы: - Я думаю, что каждый должен заниматься своим делом. Вот директор музея должен заниматься экспозициями в музее, а учредитель должен делать все для того, чтобы культура развивалась. Одного обращения к Мединскому мало. Проект 2023 года? Ну мы прекрасно понимаем, что такое в нашей стране - перспектива четырех лет. Может, будет, а может, все поменяется. Поэтому если мы ставим задачу развития музея, то должны на всех уровнях постоянно этот вопрос будировать. Тогда он может решиться. А делать заложником ситуации директора музея и музей - этот путь ни к чему не приведет.
 
Так закончилось заседание рабочей группы. Но, как мне кажется, история с Музеем современного искусства еще не закончилась. Зная, кто сидит в сером здании правительства, предполагаю, что музей они в покое не оставят. Поэтому и общественности, и депутатам Законодательного собрания, на мой взгляд, успокаиваться рано. Война за наши души все еще продолжается.
 
Сергей Бурындин,
«Газета на Дом», 29.5.19