Руководство дальневосточной транспортной милиции выступило с резкой критикой реформы структуры МВД, в ходе которой может быть ликвидирована система независимых УВД на транспорте. По мнению главы ДВ УВДТ генерал-майора Александра Кема, передача функций транспортной милиции региональным УВД, что подразумевает декабрьский приказ главы МВД, приведет к разрушению эффективно действующей системы предупреждения и раскрытия преступлений на транспорте. С таким мнением согласны железнодорожники и ряд ключевых российских министров. Совместными усилиями они хотят добиться, чтобы на заседании правительства 25 января вопрос о сохранении структуры милиции на транспорте был решен положительно.
Вчера начальник Дальневосточного УВД на транспорте (УВДТ) генерал-майор милиции Александр Кем, подводя итоги работы подразделения за минувший год, подверг критике реформу МВД, предполагающую фактическое упразднение транспортной милиции как самостоятельной структуры. Напомним, указ о начале очередного преобразования МВД до 2012 года подписал 24 декабря 2009 года президент России Дмитрий Медведев. Документ, помимо прочего, предусматривает расформирование в центральном аппарате МВД двух департаментов, в самом указе не названных.
Как пояснил вчера Александр Кем, вышедший 31 декабря приказ министра внутренних дел Рашида Нургалиева называет в числе сокращаемых подразделений в том числе и департамент обеспечения правопорядка на транспорте (ДОПТ), осуществляющий координацию деятельности транспортной милиции. «Сам департамент предполагается ликвидировать, а наши функции на местах — передать в УВД субъектов», — добавил генерал-майор Кем.
Перспективы расследования преступлений при ликвидации линейного принципа подчинения транспортной милиции Александр Кем обрисовал на конкретном примере. По его словам, сейчас ЛОВДТ на железнодорожной станции «Хабаровск-1» обслуживает участок ДВЖД от Бикина до Архары, то есть ведет свою деятельность на территории трех субъектов РФ. «Если пассажир поезда, следующего из Хабаровска на запад, обнаруживает, что у него при посадке украли личные вещи, он обращается в милицию. Реально это сделать в Биробиджане — уже в ЕАО. При существующей системе в поезд садится посадочная группа, опрашивает людей, ведет работу по раскрытию преступлений», — пояснил Александр Кем. «Что будет, если систему поменять? Сотрудник милиции обязан зарегистрировать преступление и отправить материалы по месту его совершения. В Биробиджане дежурный принимает заявление и сдает в канцелярию. Через день-два пакет прибывает в Хабаровск. О каком раскрытии преступления здесь можно говорить? И это только пример соседних субъектов.
А если поезд следует из Москвы в Нижний Новгород, через 13 регионов?» — задался вопросом глава ДВ УВДТ, констатировав, что «никто такие кражи раскрывать не будет».
Еще сложнее, по его словам, будет ситуация с грузами. «Представьте, что с западной части страны прибывает вскрытый контейнер, в котором чего-то не хватает. Он-то даже рассказать ничего не может. Материалы будут передаваться по Транссибу хоть вплоть до точки отправления», — заявил генерал-майор Кем.
По словам главы ДВ УВДТ, также совершенно непонятно, кто в случае реформы будет контролировать деятельность групп по сопровождению поездов. «Мы просто получим так называемых Евсюковых в поездах. Сотрудники региональных УВД, сопровождающие составы, будут оторваны от мест базирования. В поезде всегда найдется, что выпить, чем закусить, оружие у них при себе. Боюсь даже прогнозировать к чему это может привести», — сказал Александр Кем.
Большие проблемы, по мнению генерал-майора Кема, в конечном итоге возникнут в обеспечении досмотра в аэропортах и т.д. «Тот, кто это придумал, о пассажирах думал меньше всего, и вообще имеет слабое представление о нашей работе. С нами, естественно, никто не советовался.
Я считаю, что эта реформа только ради реформы», — резюмировал глава дальневосточного УВДТ.
На пресс-конференции вчера присутствовал возглавлявший в 1997-2008 годах ДВ УВДТ, а ныне заместитель начальника ДВЖД Сергей Кирилюк. Он напомнил, что в советские времена транспортная милиция, независимо существовавшая с 1919 года, также была ликвидирована, однако затем ее пришлось воссоздать. «Невозможно заменить чем-то наш линейный принцип. Я не могу назвать ни одной причины того, что транспортная милиция себя изжила. Мне кажется, это очередная системная ошибка, поспешный шаг. Если решили модернизировать МВД, транспортную милицию нужно именно модернизировать, а не уничтожать», — заявил господин Кирилюк.
Впрочем, окончательного решения о ликвидации транспортной милиции еще не принято. Как пояснил вчера Александр Кем, 25 января данный вопрос будет вынесен на рассмотрение правительства России. «Определенные шаги в направлении сохранения существующей системы предпринимает совет ветеранов нашего департамента — довольно влиятельная сила в МВД (13 января ветераны дальневосточного УВД на транспорте обратились с открытым письмом к президенту Дмитрию Медведеву. — „Ъ“). Есть ряд крупных министров, которые заинтересованы, чтобы транспортная милиция сохранилась. Я лично говорил с главой Минтранса Игорем Левитиным, он был шокирован и сказал (дословно): «И я, и Владимир Якунин (президент ОАО „РЖД“ — „Ъ“) пойдем к президенту и премьеру и будем доказывать необходимость существования транспортной милиции».
Связаться с начальником УВД Хабаровского края генерал-майором Алексеем Лапиным „Ъ“ вчера не удалось. Источники в УВД, близкие к руководству, комментировать возможные преобразования, касающиеся транспортной милиции, отказались «до полного прояснения ситуации».
Дмитрий Щербаков,
Коммерсантъ(Хабаровск) № 8 (4306) от 20.01.10.