Переночевав у студентов на квартире, рано утром я собирался выдвигаться в Ош. Это второй по величине город Киргизии, расположенный на юге страны, с населением почти 300 тыс. - полхабаровска. Но добираться туда непросто. Вообще перемещаться по Киргизии непросто - страна горная. Мне даже предлагали лететь в Ош на самолёте. Лететь всего 40 минут, но из соображений экономии я отказался.

Я запланировал день на дорогу до Оша, которая занимает 12 часов на автомобиле. Туда даже рейсовые автобусы не ходят, поскольку дорога опасная, состоит из извилистых серпантинов по крутым горным склонам. Один перевал имеет высоту более 3 тыс. метров и пересекает границу снегов. Горы настолько огромны, что не влезали в кадр, пока мы по ним ехали. Но зрелище стоило утомительной поездки.

Я потерял полдня, пока разобрался, как надо выезжать в Ош. Сперва думал, это можно сделать по приложению "InDriver", которое здесь более в ходу, чем "блаблакар", но путал режим межгорода с внутригородскими поездками и не мог понять, почему водители отменяют мой заказ. Через какое-то время один из водителей мне уважительно сообщил по "WhatsApp", что я всё неправильно делаю. Я стал попробовать в режиме межгорода назначать поездку, но никто не откликался.

Пришлось выдвигаться на автовокзал и решать этот вопрос там. Мне уже было всё равно, по какой цене, лишь бы уехать в Ош сегодня. Подходя к автовокзалу, я повстречал одного водителя - тот спросил у меня, куда мне надо ехать. Услышав про Ош, он посадил меня в свою машину, откатил на стоянку, попросил подождать его здесь, а сам ушёл решать мой вопрос. Долго его не было, он вернулся и передал меня водителю-чеченцу. Цена, правда, оказалась немаленькая. Он предложил ещё другой вариант: ехать вечером на микрике. Дешевле, но ехать всю ночь. Я торопился и согласился на первый вариант. Только бы не ехать ночью. Хочу нормально выспаться. Сторговаться я не смог - не умею.

Мы ещё долго не трогались. Здесь такой порядок: водитель набирает пассажиров и только потом выезжает. Это может затянуться на много часов. Уехали мы во второй половине дня. Обошлось это мне почти по самолётной цене эконом-класса (впрочем, я бы однозначно превысил лимит самолётного багажа), что в три раза дороже обычной таксы. Позже оказалось, что первый водитель меня перепродал второму, взяв себе немалую часть суммы за проезд.

Мысленно отвязавшись от лишней растраты, я расслабился. Наконец-то выехали. Там уже ждут меня в православном храме.

Поведение автомобилей на дорогах в этой стране особенное. Здесь какие-то свои правила. Шоссе разделено на негласные три полосы: правая, по которой мы едем, встречная левая и центральная, по которой ездит, кто хочет. Центральная часть дороги предназначена для обгона, и какой-нибудь шустрый, кто постоянно топит, прямо так и едет постоянно по центру, иногда уворачиваясь вправо.

Дорога в Ош непредсказуемая. Зимой время поездки может увеличиться из-за пробок. Если вдруг кто-то попадёт в аварию на перевале, это станет большой проблемой. Оттащить машину почти что и некуда - кругом крутые склоны. Так мы и петляли по горам, временами медленно продвигаясь в колонне. Проезжали тоннели и специальные "гармошки" - крыши над трассой на лавиноопасных участках. В одном месте сердце ушло в пятки, когда машина пошла юзом на скользком участке.

Прибыли глубокой ночью. Водитель оставил мне свою визитку на случай, если я поеду обратно, и сказал, что назад повезёт дешевле. С адресом вышла неточность, но православный храм здесь один. Ошибки быть не могло. Сперва я обошёл его, пытаясь сообразить, где вход в ограду, потом нажал на кнопку звонка.

Вышел сторож. Не тот, кого предупредил настоятель. Он выслушал сперва с подозрением, но затем провел в комнату ночлега, коротко объяснил, где что находится, и оставил меня до утра.

Утром я вздохнул легко. Провести ночь в помещении храма, будучи желанным гостем, это то, что было сейчас нужно после непростой дороги. Снаружи доносились детские голоса - воскресная школа начинала свою работу.

Принимали меня прекрасно. Кормили в своей столовой. Очень было вкусно, душевно, доброжелательно. Концерт провели в актовом зале для педагогов и школьников. Русских в городе всё меньше с каждым годом - уезжают в Россию. Теперь уже смешанный национальный состав учеников. А когда-то, говорят, этот город был преимущественно русским.

Пробегал Ош в свободное время. Ноябрь месяц на юге Киргизии - как в Хабаровске конец сентября. Деревья ещё только сбрасывают листву. А где-то ещё плодоносят. Во рту пересыхало - сказывается засушливость. Говорят, здесь иной раз месяцами ни капли дождя. Кому-то нравится такой климат, и есть приезжие из России. Но в основном, конечно, идёт постоянный отток русских.

Народ на юге мерзлявый. Даже в Казахстане. Глядя на мой летний прикид, многие переживали, не замерзаю ли я. Хотя при плюс 15 я вовсе не чешусь никак утепляться. Это даже комфортно для забегов. Но для местных, которые уже надевают куртки, мой внешний вид вызывал беспокойство. Одна молодая киргизка на блокпосту интересовалась, есть ли у меня с собой какие-нибудь лекарства - переживала, что могу заболеть.

Старички выглядят бодро. Национальная идентификация часто выражена в повседневной одежде - особенно у женщин. Некоторые мужчины носят национальный колпак. Всё это вызывало у меня уважение. У них есть что-то своё. А у нас как будто ничего своего уже не осталось.

Они не утрачивают признаков национальности, культуры, традиций, несмотря на тесную связь с Россией, куда нередко вынуждены обращаться за помощью. Многие ездят в Россию на заработки, а иные охотно перебираются на ПМЖ куда-нибудь на Дальний Восток. Если спросят меня, из какого я города, я отвечаю, что из Хабаровска. Далее - удивление: "О, я там служил!" Или: "О, у меня там брат служил!"

Пробегая по магазинам в Оше, разговорился с одной пожилой русской дамой. Свидетельница Иеговы. Еле отвязался.

Забирался на местную священную гору. На голых скалах с полированными камнями, по которым прошли немало туристов и паломников, расположена смотровая площадка, с которой как на ладони предстаёт город в сизом смоге. Высокая плотность малоэтажных домов - характерная черта пригородных районов города Средней Азии.

Особенность флоры, которая бросилась в глаза - высокие вытянутые деревья, похожие на метёлки. Ещё по дороге в Ош меня просвещали попутчики: "Это азиатский тополь."

Ош будто лет на 20 отстал от российских городов. Больших новостроек почти не видать. Все крупные здания главным образом построены в советское время. Но при том это активно растущий город, а не депрессивный, как в нашей стране какой-нибудь промышленный загибающийся городок с пережитками архитектурного социализма. В пригород я не забегал, но с горы хорошо видно крыши малоэтажных домиков, которые жмутся одна к другой в хаотичной ориентации.

Киргизы - весёлые люди, с которыми было забавно ехать. Если бы ещё уметь с ними торговаться... Когда я обмолвился об этой проблеме на концерте своим зрителям, по залу прокатился добродушный едва сдерживаемый смешок. Есть у нас такое. Привыкнуть надо. И то не все могут.

Настоятель храма в городе Джалал-Абад, куда я поехал после Оша, сказал про это дело, посмеиваясь: ''Мне совесть не позволяет! Если я иду куда-нибудь на рынок, то обязательно беру с собой кого-то из местных. Иначе не сторгуюсь."

Но сказать по правде, ездовые расходы с учётом накруток на европейскую физиономию у меня примерно сравнялись с российскими ценами. Может, немножко больше. Однако щедрые пожертвования, которые мне выдали в небогатых православных храмах, покрыли все расходы. В Киргизии я вышел в ноль.

Когда наконец-то нашёл своих в чужом Кыргызстане, посыпались предложения выступить там-то и там-то. Предлагали посетить интернат, выступить для инвалидов, но время не позволяло. Я выбрал соседний город Джалал-Абад, куда звал настоятель местного храма - единственный концерт, который я мог позволить сверх намеченного графика.

Южные страны и регионы довольно непредсказуемы в планировании чего-либо. Надо просто ехать туда с запасом времени, а далее рулить на месте.