Беспрецедентное в истории Якутии решение об обращении к президенту страны с требованием прекратить уголовное преследование в отношении журналиста принято собранием общественности республики 13 октября.
Собрание, на котором присутствовали представители общественных организаций - «Женщины - против преступности», «Общественная организация детей-инвалидов», «Саха-общественный центр», «Союз коммунистической молодежи», клуб «Мир увлечений», Совет ветеранов г. Якутска, народные депутаты, журналисты, юристы, депутаты сельских поселений, представители муниципалитетов, деятели культуры, ветераны МВД - также приняло решение провести пикет перед зданием МВД с требованием прекратить уголовное преследование Виктории Габышевой.
Помимо всего, решено провести на самом высоком уровне расследование обстоятельств ранения Якова Стахова, а также проанализировать всю деятельность генерала Стахова в должности министра внутренних дел РФ по РС(Я).
Кроме того, вчерашнее собрание общественности решило обратиться и к президенту Якутии Егору Борисову с письмом о содействии прекращению преследования Виктории Габышевой.
По информации, озвученной на собрании общественности, против Виктории за две последние недели в ГОМ 2 было подано 8 (!) заявлений на возбуждение уголовного дела! В результате одно уголовное дело уже возбуждено, четыре - на стадии рассмотрения. По трем заявлениям в возбуждении уголовного дела отказано.
«За 11 лет моей профессиональной журналистской деятельности, - сказала в своем выступлении перед собранием общественности Виктория Валентиновна, - на меня было подано три иска о возбуждении уголовного дела. А за последние две недели - восемь. Пусть эти иски поданы от разных лиц, но лично я то, что происходит со мной, расцениваю как давление на меня со стороны МВД, в первую очередь, психологическое».
Напомним читателям предысторию дела.
На брифинге от 2 апреля 2008 года первый замминистра ВД Николай Вагин сообщил, что министр получил огнестрельное ранение. А в 2009 году Виктории попали документы Республиканского ГУ Бюро Судмедэкспертизы Минздрава РС(Я), из которых выходило, что Стахов был ранен не огнестрельным оружием. Ранение у него «нанесено колюще-режущим орудием». Между тем, на упомянутом брифинге Вагин даже уточнял, что пуля была выпущена из оружия модели «Карабин».
По материалам Бюро СМЭ и была подготовлена статья «Пуля-дура, нож-молодец».
Из выступления Виктории Габышевой на собрании общественности:
- Такой материал я просто не имела права замалчивать. Если бы Стахов не отреагировал таким образом на мою статью (а именно не стал бы развивать версию огнестрельного ранения, вовлекая в нее безвинного Петра Старостина), то о ней быстро забыли бы.
Фигура Петра Старостина, одинокого человека, злоупотреблявшего спиртным, покончившего жизнь самоубийством, по моему мнению, была найдена как наиболее подходящая для подтверждения версии об огнестрельном ранении Стахова. Версия, будто покойный ныне Петр Старостин стрелял в министра, справедливо была расценена родственниками как клевета.
(От автора: честь и достоинство покойного человека были оценены в 50 тысяч рублей. Для сравнения: свои честь и достоинство министр оценил в 1 миллион рублей).
Яков Стахов нигде официально не заявлял, что в него стрелял именно Старостин. Но он и не опроверг эту версию, когда она была подана в одном из печатных изданий как официальная версия МВД.
Мы сами переговорили с людьми, на чьи слова ссылалось МВД в своей официальной версии, и получили от них написанные собственноручно, заверенные в установленном порядке заявления о том, что Петр Старостин не мог быть причастен к этому преступлению.
Верховный суд РС(Я) отменил решение первой инстанции и оставил иск брата Петра Старостина к министру Стахову о защите чести и достоинства без рассмотрения.
Из пресс-службы МВД в газету «Ваше право» приходил Дягилев, требовал, чтобы мои статьи отслеживались, так как в них выражена явная антимилицейская направленность. После чего я опубликовала это письмо со своими комментариями. В результате на газету была наложена информационная блокада. Наша газета ни у одного сотрудника милиции не могла взять комментарии.
В настоящий момент у меня появились другие материалы, в которых отражена коррупционная составляющая в деятельности генерала Стахова. Очень серьезные материалы, подкрепленные документами.
В ответ Стахов предпринял ответные действия. Я полагаю, что по его поручению некие исполнители внимательно просмотрели все выпуски газеты «Ваше право» и инициировали иски о возбуждении уголовных дел.
Причем, согласно предшествующей судебной практике, подобные иски являются частными и рассматриваются в мировом суде. А тут все иски были поданы в ГОМ.
Меня удивляет, что Стахов в своем собственном иске теперь оспаривает вовсе не происхождение своего ранения. Значит, именно с этим фактом он согласен.
В своем иске к журналистке Стахов оспаривает слова «оклеветал и опорочил имя безвинного человека, навесив на него серьезное преступление» (в статье «Министровы штаны не на все стороны равны»), а также фразы: «Глава ведомства, призванного вести борьбу с преступностью, сам дискредитировал свое имя, чем, несомненно, «снизил уверенность жителей республики в защищенности от преступных посягательств», «Выдает бытовое ранение за огнестрельное, получает за это незаслуженную страховку и замалчивает другое преступление - клевету на неповинного человека (в статье «Кто дискредитировал имя главы ведомства. Тайна штанов министра -2») .
К слову сказать, Эвено-Бытантайское собрание депутатов также обратилось к Президенту РФ, министру ВД РФ Рашиду Нургалиеву, а также в адрес Генеральной прокуратуры РФ с протестом против действий Стахова, в защиту журналиста Габышевой.
На собрании прозвучали также предложения разместить обращение общественности в Интернете, на сайте Президента России Дмитрия Медведева. А к обращению приложить обзорную аналитику по всем фактам нарушений и преступлений, совершенных сотрудниками милиции за время пребывания Якоба Стахова на посту министра МВД республики.
Марина Станицкая, специально для ИГ «В Якутии.ру»
«В Якутии.ру» следит за развитием событий.
15.10.10