|
Ольга Невельская родилась в Петровском зимовье на Амуре в 1854 году, вышла замуж за морского офицера Леонида Сорохтина, уехала из России и жила во Франции, работала журналисткой.
К сожалению, печатного перевода книги – биографического очерка об адмирале Геннадии Ивановиче Невельском (1813-1876) – с французского языка, действительно, не существовало, хотя в коллекции материалов по истории русского флота Российского государственного архива Военно-Морского флота (см. РГАВМФ. Ф. 315. Оп. 1. Ед. хр. 657. Л. 186) хранится рукопись биографии адмирала на русском языке. В настоящее время этот источник входит в электронный ресурс Сахалинской областной библиотеки (но в рукописи опущены «письма с дороги» супруги Невельского – Екатерины Невельской, события Крымской войны на Тихоокеанском побережье, переговоры Путятина с Китаем, ошибка Миддендорфа и др.).
Также, «Вестник иностранной литературы» в номере за апрель 1895 года перевел и опубликовал, но в сокращенном варианте воспоминания дочери Г.И. Невельского (адаптированный перевод, при котором из текста-оригинала исключается все лишнее, по мнению переводчика, для сокращения объема текста-перевода).
Историк Галина Ивановна Дударец, автор многих книг об исследователях Сахалина отметила, что в мемуарах дочери Невельской, переведенных Хабаровским РГО на русский язык она нашла много дополнительно интересных деталей, хотя именно она ранее занималась этим французским изданием.
К примеру, дочь адмирала сообщает, что Невельской родился 24 ноября 1813 года (а не 23 ноября, как по официальной биографии), она рассказывает об отце Невельского – Иване Алексеевиче и дяде Петре Тимофеевиче Полозове, который отчасти заменил рано умершего родителя. Очень подробно излагается поездка семьи Невельского на Амур и жизни в Петровском зимовье в заливе Счастья по письмам Екатерины Невельской, в девичестве Ельчаниновой. Приводятся и воспоминания самого адмирала Невельского, рассказывается о роли в освоении Амура генерал-губернатора Н.Н. Муравьева.
Напомним, открытия, сделанные Г.И. Невельским: о судоходности Амура, о том, что устье Амура доступно для входа морских судов, а Сахалин – остров, Татарский рукав/залив стал Татарским проливом.