Орочи. Фото С. Балбашова. |
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-127969-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-127969-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
|
Мне не раз задавали вопрос, зачем на выпуск газеты впустую трачу личные деньги, если самим орочам судьба своего народа давно уже безразлична? С таким выводом я не согласна! Скорее, судьба этого народа безразлична тем, кто обязан сделать все возможное, чтобы остановить вымирание, исчезновение орочей с лица Земли. Так получилось и с газетой: первые номера «Сэнкэ» в 2005 году я привезла в правительство Хабаровского края. Там кивнули, мол, хорошее дело, но чтобы поддержать, увы, не получилось…
И все-таки, газета «Сэнкэ» выходит. Нужна ли она? Сделайте вывод сами. Не так давно прочитала письмо ороча, в котором он сравнивает несравнимое: сколько осталось тигров, а сколько орочей. А мы с вами задумывались над этим? Действительно, сегодня много уделяется внимания сохранению тигров, проводятся различные встречи международного уровня, ведется сбор денег. Животных нужно беречь и я двумя руками только «за»! Но я и за то, что нужно беречь и уважать людей. «По данным переписи 2002 года, на планете Земля осталось 686 орочей. Не трудитесь считать, нас намного меньше, чем тигров!» - пишет человек.
Данные переписи 2010 года будут ещё более удручающими. Знает ли об этом Виктор Иванович Ишаев, ставший в номинации «Лучший Губернатор – 2008» лауреатом премии Витуса Беринга «За большой вклад в развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»? Не имеет права не знать!
В январском выпуске «Сэнкэ» прозвучал призыв: «Мы должны быть вместе! Мы обязаны быть против нищеты! В каких условиях живут семьи коренных народов? Почему орочи вымирают? В чем нуждаются? И что мы можем сделать для них, пока еще не поздно?!»
Утрачены и традиции, никто из живущих в Ванинском и Совгаванском районах орочей не знает своего родного языка. К счастью, сохранился орочский разговорник, который 20 лет назад составила учительница из села Уська-Орочская Галина Сергеевна Абрамова (Тиктамунка). Редакция со страниц газеты обратилась к администрации Ванинского района с пожеланием издать разговорник, чтобы он был у каждого ороча, в школах, в местных музеях, у каждого желающего, у гостей и туристов, приезжающих в Ванинский район. Тут же последовал отклик – в марте разговорник будет издан. Кроме того, впервые за 6 лет администрация поддержала газету «Сэнкэ» и оплатила типографии печать январского выпуска…
Но все это пока еще такой мизер. Необходимы здесь и сейчас конкретные меры, которые, хочется надеяться, начнут принимать губернатор Хабаровского края, и полпред в ДФО. Их поддержка орочскому народу нужна как воздух!
Татьяна Седых,
редактор газеты «Моё побережье».
п.Ванино Хабаровский край
-----------
Справка
ОРОЧИ, народ на Дальнем Востоке (Хабаровский кр.). Живут по рекам Татарского
прол., преим. по р. Тумнин с притоками и по р. Хунгари (приток Амура), в кон. XIX в. – в нек-рых сел. по Амуру, у оз. Кизи и др. Числ. О. в 1897 – 551 чел., по переписи населения 2002 – 0,9 тыс. чел.
По антропологич. признакам тяготеют к сев. варианту байкальского типа
сев.-азиат. расы. Язык относится к юж. подгруппе тунгусо-маньчжурской гр.
алтайской семьи языков. В прошлом различались диалекты – тумнинский,
хадинский, хунгарийский. Под влиянием соседей, особенно в 1960–1980-е гг.,
орочский яз. постепенно утрачивается. В 1959 родным его считало 50,5% О., в
1989 – 17,8% (рус. яз. назвали родным 82,2% О.). Письменности на яз. О. не
создано.
В вопросе о самоназв. О. нет определенности. О. их издавна именовало коренное
население Амура – ульчи и нанайцы, а позднее, в XIX в., и русские. Этот же
этноним был внесен в 1930-е гг. в офиц. паспорта О. В лит-ре (С.К. Патканов) на
основании переписи 1897 отмечалось, что единого самоназв. у О. не было, они
именовали себя по назв. родов и местностей. Позднее было выявлено бытование у
них самоназв. нани (здешние жители) – как у нанайцев и ульчей. По утверждению
самих О., этот этноним «принесли» с Амура их соплеменники, длит. время жившие
среди амурских аборигенов. Однако оно не получило широкого распростр. среди
О. осн. ареала – живущих по рекам Татарского прол.
Формирование О. как этноса происходило на склонах Сихотэ-Алиня, на терр. от
зал. Де-Кастри на севере до р. Ботии на юге. В этом длит. процессе принимали
участие элементы разл. этнич. происхождения – субстратного (нивхские, айнские и
др.), эвенкинского и др., появившихся на этой обширной терр. в разл. историч.
эпохи. От нек-рых из этих этнич. компонентов остались следы в языке, культуре,
родовом составе О. Существенны были и более поздние связи с эвенками, а также
постоянные, исконные взаимосвязи с амурским аборигенным населением –
ульчами, нанайцами, негидальцами, удэгейцами.
Терр., занимаемая О., была чрезвычайно обширна: в кон. XIX в. расстояния между
ареалами приморской гр. О. (тумнинской, коппинской и др.) и амурской
составляли сотни километров. Постоянные селения О. в XIX в.: св. 30 в басс.
Тумнина и по побережью Татарского прол., в т.ч. Ботчи, Хади, Дюанко, Датта,
Уська, Хуту-дата, Мули-дата, Хунда, Акур-дата. В кон. XIX в. переселившиеся на
Амур О. основали там стойбища Педа Кеути, Гауни, Ангаи, Очи, в нач. ХХ в.
частично осели в ульчских сел. Карпачи, Больби, Ферма, Вайи, Гери. В тот же
период гр. О. переселилась с притоков Тумнина, Акура и Мули на р. Хунгари, где
основала стойбища Укут, Илика, Поди, Мончи, Удоми.
В кон. XIX – нач. ХХ в. небольшая гр. О. переселилась на Сахалин в окрестности
поста Дуйского; т. о. сложились 5 терр. групп О.: амурская, хунгарийская,
тумнинская, приморская (хадинская) и коппинская. В дальнейшем (особенно во
2-й пол. ХХ в.) число поселений О. сократилось.
Северная энциклопедия. Northern Practical Dictionary. Сост. Е. Р. Акбальян. - М.: Европейские издания - Paulsen&Северные просторы, 2004. - 1200 с., ил. (Международному 10-летию коренных народов мира посвящается)
.