Нур-Магомед Джанмирзаев
Нур-Магомед Джанмирзаев

Находкинский бизнесмен Нур-Магомед Джанмирзаев удваивает вознаграждение за информацию о сыне, пропавшем без вести в ноябре 2009 года. Теперь предоставивший достоверные сведения о судьбе Омари Джанмирзаева получит 2 миллиона рублей.

 

История тридцатилетнего предпринимателя из Находки Омари Джанмирзаева уже не раз освещалась на страницах «Новой газеты», в частности Артемом Иутенковым и Борисом Резником. Этот молодой человек отнюдь не был паинькой: живя в гражданском браке с дочерью отставного полковника ФСБ Александра Крюкова, человека в Находке весьма влиятельного, младший Джанмирзаев не просто участвовал в подконтрольном тестю бизнесе (компаниях «Воэкс» и «Мол-центр», где первая занималась внешнеэкономической деятельностью, а вторая — строительством), но и был вхож в тесный круг находкинских силовиков. И это обстоятельство делало Омари Джанмирзаева «авторитетным», могущим «решать вопросы».

 

И хотя его отец Нур-Магомед Джанмирзаев, также хорошо известный в Находке бизнесмен, этого не одобрял, его сын отстаивал свою самостоятельность и сомнительный авторитет, водя дружбу не только с силовиками, но и с криминальным элементом, который в Находке, как и повсюду в России, давно влился во властные и правоохранительные структуры. Достаточно лишь отметить, что, к примеру, зять генерала ФСБ Юрия Алешина, руководившего спецслужбой сперва в Находке, а затем и во всем Приморском крае, был осужден в составе т.н. банды Вэпса и провел за решеткой более 5 лет — что нисколько не помешало успешному браку с дочерью чекиста и стремительной карьере в бизнесе.

 

Такая ситуация формировалась в Находке годами, и в начале двухтысячных в портовом городе фактически «правили бал» финансово-промышленные группы, контролировавшие многие сектора теневого рынка: контрабандные поставки автомобилей, запчастей и резины, ширпотреба и продуктов питания, экспорт леса и рыбы с морепродуктами, рынки и строительство. Связи в таможне, прокуратуре, структурах МВД (включая бывшее УБОП) и ФСБ позволяли задействованным в этих схемах предпринимателям чувствовать себя уверенно и не опасаться преследования по закону. Внутренние «разборки» конечно же были, но речь шла не о пресечении бизнеса в целом, а лишь о его переделе. И Джанмирзаев-младший был в этой среде как рыба в воде, он был «свой»…

 

…Но лишь до тех пор, пока у него не случился серьезный конфликт с тестем, отставным чекистом. Конфликт был, как говорят, сугубо бытовым и внутрисемейным, но довольно быстро вышел за чисто семейные рамки. И вчерашние друзья-партнеры от Омари тут же отвернулись, превратившись в откровенных недругов: дважды на Омари Джанмирзаева покушались — один раз пытались похитить, в другой раз стреляли. Ему стали предъявлять претензии и «по понятиям», и по закону, пытаясь привлечь к уголовной ответственности по разным надуманным поводам и его самого, и его отца. Быстро осознав, что в Находке, где правоохранительные структуры в тесной связке, защиты ему не найти, Омари стал искать «крышу» на уровне окружных структур — главка МВД и управления ФСБ в Хабаровске.

 

Омари Джанмирзаев
Омари Джанмирзаев

Тамошние оперативники оценили предоставленный им шанс и Джанмирзаева-младшего «поставили на связь», сделав осведомителем: тот обладал информацией о состоянии дел в Находке, представляющей оперативный интерес как в плане раскрытия экономических преступлений, так и в плане «крышевания» и получения влияния на теневой бизнес. Но мало кому удается успешно служить двум господам, и на стыке интересов МВД и ФСБ Омари Джанмирзаев «прокололся»: с его помощью оперативники ФСБ задержали с поличным на получении взятки и вскоре осудили бывшего начальника тыла ГУ МВД по ДВФО полковника Иванова, что вызвало серьезное недовольство со стороны бывшего начальника ГУ МВД генерала Феликса Василькова. И тот, как утверждали в своих заявлениях родители Омари Джанмирзаева после его пропажи, якобы раскрыл Омари как агента. Тем самым подставив его под «разборки» недавних партнеров по бизнесу, в том числе и контрабандному (см. Пара баранов и бесплатный «мерс»; а также О баранах и генералах- врез. Дбр-ДВ).

 

Генерал-лейтенант Юрий Алешин - бывш. нач ФСБ по Приморью, ныне начальник организационно-аналитического отдела ФСБ РФ и по словам Джанмирзаева "друг Ишаева".
Генерал-лейтенант Юрий Алешин - бывш. нач ФСБ по Приморью, ныне начальник организационно-аналитического отдела ФСБ РФ и по словам Джанмирзаева "друг Ишаева".

В середине 2009 года в адрес Джанмирзаева стали поступать уже неприкрытые угрозы и тот обратился с заявлениями в ФСБ России и в прессу — пошел ва-банк, рассказав журналистам телеканала РЕН-ТВ о рейдерских и контрабандных схемах в Находке, а также о роли силовиков (включая генерал-лейтенанта ФСБ Юрия Алешина) в покровительстве этих теневых схем. Через месяц после встречи с журналистами Омари Джанмирзаев бесследно исчез среди бела дня в Находке: сказав друзьям, что идет на важную встречу с каким-то «большим человеком», вышел из автомобиля без документов, денег, кредиток и ключей от дома и машины, с одним лишь мобильным телефоном, по которому и связывался с этим «большим человеком».

 

Более Омари никто не видел ни живым, ни мертвым. Еще через месяц, в конце декабря 2009 года, после настойчивых жалоб родителей Омари Следственным комитетом по Находке было возбуждено уголовное дело по ст. 105 УК РФ («Убийство»). Однако следствие по данному делу за полтора года не дало положительного результата — несмотря на то что расследование дела, опять же после многочисленных жалоб, было передано в Следственный комитет по Приморскому краю.

 

В Находке между тем активно муссируются слухи о том, что Омари Джанмирзаева никто не похищал и не убивал, а просто он сам скрывается. То его якобы видели в окрестностях Находки на каком-то черном джипе в компании неких чеченцев, то его видели живым и здоровым в Дагестане, откуда родом его отец, Нур-Магомед Джанмирзаев. Именно эти слухи и подвигли Нур-Магомеда Джанмирзаева вновь обратиться в СМИ и удвоить сумму обещанного вознаграждения за достоверную информацию о судьбе сына. Джанмирзаев уже не верит в то, что его сын жив, но хочет знать хотя бы, где его останки, чтобы предать их земле. И заявляет о готовности выплатить 2 миллиона рублей тому, кто укажет ему местонахождение его сына Омари, живого или мертвого.

 

Старший Джанмирзаев, кстати, сам десять лет назад переживший покушение, невольно стал фаталистом: напрочь разочаровавшись в способности правоохранительных структур раскрыть дело о безвестной пропаже его сына, он уповает теперь лишь на судьбу и готов сотрудничать хоть с самим дьяволом. А когда ему пеняют, что Омари был тесно связан с криминалом, за что, дескать, и поплатился, старший Джанмирзаев парирует, что если его сын нарушал закон, то его следовало привлекать к ответственности законными методами. На деле же вышло так, что, пока Омари Джанмирзаев вел свои дела (включая и темные!) с силовиками и лидерами оргпреступности Находки, претензий к нему не было — ни со стороны стражей закона, ни со стороны друзей и партнеров. А стоило ему «отбиться от стаи» и начать предавать гласности известную ему информацию о криминальном бизнесе и его силовой «крыше», как парень исчез, и розыск за полтора года не дал результатов…

 

Именно отсутствие официальной информации от государственных структур наряду с распускаемыми слухами подтолкнуло Нур-Магомеда Джанмирзаева удвоить сумму обещанного вознаграждения. Он — обеспеченный человек и готов купить ту информацию, которую не может (или не хочет?) добыть официальное следствие. Контактные данные Нур-Магомеда Джанмирзаева имеются в редакции.

 

Булавинцев Виктор,

«Новая газета» во Владивостоке», № 97, 11.08.11

http://novayagazeta-vlad.ru/97/Rassledovanie/Slovoottsa

.