Нарушения федерального законодательства выявила в центральной районной больнице Солнечного прокуратура, рассмотрев требования медперсонала о безотлагательной корректировке условий труда в соответствии с программой «Модернизация здравоохранения Хабаровского края на  2011-2012 гг».

 

МУЗ «Солнечная ЦРБ» кипит
МУЗ «Солнечная ЦРБ» кипит

 

ЦРБ ПРОТЕСТУЕТ

 

Местной власти при прямом содействии регионального Минздрава пришлось срочно реагировать на протест персонала муниципального учреждения,  направившего наболевшие вопросы в аппараты Дмитрия Медведева и  Вячеслава Шпорта. В начале 2012 года по поручению губернатора в поселке Солнечном  побывала начальник отдела экономического планирования и прогнозирования краевого минздрава Ирина Слободянюк, анализируя  в течение 3 дней  тревожную ситуацию  и одновременно проводя разъяснительную работу среди районных коллег.

 

Однако, по убеждению работников МУЗ «Солнечная ЦРБ», недоразумений и казусов  в ходе последних федеральных реформ  накопилось слишком много, чтобы даже самый грамотный правительственный чиновник за несколько суток наладил нормальную лечебную работу. Корреспондент «Приамурских Ведомостей» вместе с депутатами краевой Законодательной Думы Сергеем Ящуком и Вадимом Воеводиным, в свою очередь,  побывал на собрании  возмущенного трудового  коллектива.

 

Как выяснилось, финансовые  документы ЦРБ, предоставленные в распоряжение редакции, вполне удовлетворительны лишь на бумаге, фиксирующей  бухгалтерские отчеты о прошлогодних начислениях почти 5 миллионов рублей на зарплату персоналу районной больницы. Только на момент собрания в конце зимы большинство местных медиков буквально бедствовало. У санитарок с заработком до 6 тысяч рублей был повод нервничать, влезая в долги и   дожидаясь с конца прошлого года реальных выплат по программе модернизации.

 

Кроме того, собравшиеся в один голос требовали отставки начальника районного отдела здравоохранения Н. Н. Смирнова,  критиковали «марионеточное управление» своего молодого главврача больницы В. А. Мамошина, вызванного в прокуратуру для возбуждения административного дела о нарушении трудового законодательства. К  5 его замам у коллектива особый счет. По мнению медиков ЦРБ, вместо  организации лечебного процесса на 110 койках ЦРБ, многочисленная группа больничных управленцев ориентировала  свои основные функции на  тотальную  слежку за  подчиненными в режиме хронометража.

 

Хирург Кожушков: «И это капремонт операционной»?
Хирург Кожушков: «И это капремонт операционной»?

Ярлыка «штрейкбрехера» удостоился  и  профсоюзный деятель В. А.  Жуков, не отражающий, по единодушному убеждению коллектива, интересы коллег, большинство которых  вышло из состава так называемого  профкома. Депутат Сергей Ящук тут же посоветовал собравшимся избрать более эффективного лидера и при необходимости добиваться справедливости  бессрочным и бескомпромиссным протестом.

 

Однако медики вспомнили прошлогоднюю публикацию «Приамурских Ведомостей»  о работнице Амурской неотложки. В процессе противостояния районным властям врачу и правозащитнику Светлане Беляевой  пришлось уволиться со станции скорой помощи, а затем спасать  в одиночку через суд свою честь и карьеру. На роль «профсоюзного камикадзе» после этого прецедента на периферии Приамурья уж мало кто претендует.

 

По полной программе досталось на собрании в преддверии 4 марта и печатному органу районной администрации, без особых объяснений  отказавшему в освещении протестов медиков. Но данный  момент критики районная прокуратура не поддержала, напомнив заявительнице Клавдии Давыденко о праве газеты самостоятельно определять судьбу информации, «…не относящейся к категории обязательных сообщений».

 

НАКАЛ ПОД БЕЛЫМ ХАЛАТОМ

 

Однако, надеясь на  гласность краевого СМИ, врачи ЦРБ продемонстрировали автору этого репортажа, кроме прочего, явно сомнительное качество недавно завершенного ремонта помещений стационара. На него, кроме средств, предусмотренных краевым источником  финансирования, районная власть «зачем-то ухлопала» из крайне дефицитного местного  бюджета  более 5 миллионов рублей (примерно 10 %  от денег, направленных в 2011 году на развитие медицины всего района).

 

Вульгаризм  «ухлопала», прозвучавший в эмоциональном комментарии старейшего работника больницы Ивана Кожушкова, автор материала не стал заменять иным словом, так как он наиболее ярко демонстрирует труднопроходимые полы операционной, закрашенные половой краской, ржавую сантехнику, старую кафельную плитку в процедурных и  древние коммуникации отопления советского образца под современными пластиковыми подоконниками.

 

Однако люди в белые халатах продолжают ждать адекватной правовой оценки не только заказчикам и исполнителям сомнительного капремонта. Самым первым в повестке дня медперсонала больницы по-прежнему стоит вопрос о достойном  заработке. Впрочем, строки из открытого обращения во все инстанции власти, подписанные  подавляющим большинством трудового коллектива ЦРБ, сполна резюмируют каждое из выступлений врачей, медсестер и санитарок.

 

«…Общественные акции наших медиков – явление редкое. Надо чем-то особенно довести их. Ситуация в районном здравоохранении усугубляется масштабной нехваткой специалистов. В поликлинике отсутствует окулист, кардиолог,  онколог. На всю ЦРБ – 1 гинеколог, 2 хирурга  ЛОР на 0,25 ставки. Не хватает 2 терапевтов. Отсюда бесконечные очереди к местным врачам и изматывающие население поездки в краевой диагностический центр Комсомольска-на-Амуре.

 

Программа модернизации обернулась для нас обманом. В положении о новой системе оплаты труда медиков значатся оклады в размере не ниже 4 611 рублей, а фактически они составляют  4 100 – у врачей, 3 100 – у медсестер и 2 600 – у младшего медперсонала. Причем, данная ситуация сложилась только в Солнечном районе. Почему нас так унижают? Врачу за 1 категорию доплата составляет 450 рублей. Например, врач с 35-летним стажем получает на ставку 11 тысяч 100 рублей, и это вместе с «северными». Если вычесть из этой суммы коммунальные платежи, что остается на жизнь?

 

А что делать медсестрам – высококвалифицированным специалистам или младшему медперсоналу,  получающему в 2 раза  меньше врачей, да еще и при задержках выплат?  Сколько можно надеяться на их доброту при выхаживании тяжелобольных? Сейчас не война и никто не имеет право заставлять людей так тяжело работать сутками напролет за гроши? После разделения здравоохранения на федеральное, региональное и муниципальное мы даже не знаем – с кого спросить за это несоответствие?

 

Многие надежды мы возлагали на главу района, но  13 февраля, когда инициативная группа от ЦРБ пришла к нему на прием, А. А. Огурцов даже не захотел нас выслушать, чтобы попытаться  разрешить многие проблемы на местном уровне. Ведь на реализацию программы по модернизации здравоохранения только для нашего района на 2011 год выделено 6 миллионов 754 тысячи рублей. Как отчитались перед краем начальник районного отдела здравоохранения Н. Н. Смирнов  и главбух С. Н. Филиппова, по данной программе в ЦРБ профинансированы 59 врачей, 126 специалистов  среднего и 38 человек младшего медперсонала.

 

Откуда же такое большое количество работников в нашей больнице? Зачем штатные расписания и тарификационные списки относить к «секретным документам»? Может быть, в ведомость вписываются «мертвые души» и создается неограниченное количество ставок для «приближенных»? Вывод однозначен:  надзорным органам необходимо провести более глубокую проверку финансово-экономической деятельности руководства районного отдела здравоохранения».

 

ХИРУРГ БЕЗ ПРОСВЕТА

 

Между тем, министр здравоохранения Хабаровского края Александр Витько, лично изучив ситуацию в Солнечном, дал  медперсоналу ЦРБ обнадеживающие ответы по некоторым наболевшим вопросам. Например, правительственные эксперты признали факт систематических нарушений при оплате труда:  в индивидуальных расчетных документах, выдаваемых на руки работникам, дополнительные начисления просто растворялись в общей зарплате, а не обозначались отдельно, как того требует ТК РФ. Министр также отметил, что до конца 2011 года в протоколах, предоставляемых в бухгалтерию для расчета, не отражена оценка деятельности специалиста. Эта системная ошибка уже устранена.

 

Александр Витько, подтвердив нынешнюю укомплектованность  штатов учреждений здравоохранения Хабаровского края лишь на 62 процента, информировал о разработке специальной целевой программы, предусматривающей заключение особых договоров со студентами медвуза. После выпуска они будут направляться в  определенные заранее районы 27 региона, где им гарантируется служебное жилье, выплата подъемных, а детям молодых врачей  - место в детсаду.  

 

Проблемы  дефицита кадров, привлекательности профессии медика, действительно, обострены сегодня в Солнечном районе до предела по многим причинам.  В этом убедился наш собкор, беседуя после общего собрания трудового коллектива ЦРБ с самым высокооплачиваемым врачом Солнечного района - 30-летним Родионом Лексау. Авторитетный хирург,  у которого, несмотря на возраст, более 10 лет медицинского стажа, без утайки раскрыл секрет своего высокого заработка в нынешних условиях.

 

- В январе моя зарплата, действительно, превысила 60 тысяч рублей, - констатирует высококлассный специалист отделения общей хирургии. – Но для этого мне пришлось фактически работать целый месяц за троих, без выходных, поселившись в стационаре. Плюс 13 ночных дежурств. Плюс отдаленные командировки по бамовской ветке, куда мы регулярно выезжаем на раздолбанном УАЗе для обслуживания сельского населения. При начислении моей показательной зарплаты были учтены «северные» и  «районные» коэффициенты, профессиональный стаж и 25 % «за вредность». Кстати, завтра в 7 утра я снова уезжаю в командировку, а заведующий  отделением Сергей Шукан заступит на  5-суточное дежурство.  

 

Периферийные учреждения  Солнечного района уже наяву переживают настоящий кадровый коллапс. Например, из 5 интернов профильного выпуска медвуза, который заканчивал Лексау, только двое остались в хирургии, остальные ушли в частный  бизнес. Как известно, в учреждения Хабаровского края в последнее время вообще перестали приходить молодые хирурги. В таком экстремальном рабочем режиме, как Шукан и Лексау,  практически не общаясь с семьей, спасать тяжелых пациентов согласен не каждый даже за 60 000 рублей.  

 

- Отпугивают будущих докторов от  поликлиник и стационаров многие нововведения аппарата Татьяны Голиковой, - считает немолодой уже хирург Иван Кожушков,  возглавлявший  МУЗ «Солнечная ЦРБ» в самые нелегкие для российской медицины времена.

 

– Скажем, стимулирующая надбавка полагается за лечение инфаркта миокарда, а ножевое ранение и пневмония почему-то не стимулируются! Кто и в каком московском кабинете это придумал? А как реагировать на самую свежую директиву  минздравсоцразвития, определившую для участкового педиатра  норматив - 5 224 посещения больных детей в год!? Нельзя не согласиться с оценкой, которую дал  федеральным реформаторам осенью прошлого года 7-й Пироговский съезд, собравший лучших врачей из 59 регионов. Делегаты, как сообщили федеральные СМИ, пришли к единому знаменателю: «модернизация российского здравоохранения в ее нынешнем варианте обречена на провал».  Но если местная власть все же намерена выдержать очередное испытание реформами, ей не стоит «темнить» за спинами наших медработников. Ведь ни один закон или нормативный акт не отменяет ни клятвы Гиппократа, ни уважения к нашей профессии.

 

Юрий Ковалев (фото автора)

.