Молодой рабочий Дмитрий Макар подписал ученический договор с авиационным заводом. Но в вместо профессиональной учёбы его зачастую заставляли убирать снег на территории. В конце концов он написал заявление об увольнении. Теперь завод требует с рабочего через суд 42 тыс. рублей за его «учёбу»! Прошло уже три судебных заседания…
В советское время Комсомольск-на-Амуре был промышленным центром Дальнего Востока. Сегодня многие предприятия города исчезли, знаменитый судостроительный завод больше не выпускает подводных лодок, «Амурметалл» загружен менее чем на треть от своих возможностей. Единственное предприятие, где коллектив составляет около 12 000 человек и не прекращается производственный процесс - авиационный завод имени Ю.А. Гагарина. Но в условиях современной России, желание собственников средств производства извлекать сверхприбыли, приводит к неким формам эксплуатации рабочих.
Сейчас на многих предприятиях трудовые договоры заменили на гражданско-правовые. Суть в том, что при заключении гражданско-правового договора наемный работник теряет целый ряд гарантий, который дает ему трудовой договор. Это выплата заработной платы не реже двух раз в месяц, как известно, по гражданско-правовому договору деньги выплачивают за объем работ. Это и использование отпусков с сохранением рабочего места, с выплатой отпускных - важнейшая гарантия нашего трудового законодательства. Это и оплата расходов при направлении в командировку, сохранение места работы и отпуска при совмещении работы с обучением. Выплата выходного пособия при расторжении трудового договора. По гражданско-правовому договору наёмный работник теряет также гарантии по оплате больничного листа...
Так вот, в городской комитет КПРФ обратился молодой рабочий Дмитрий Макар, который подписал ученический договор с авиационным заводом имени Гагарина. Этот договор открыто нарушает права работника. Период обучения не включается ни в общий трудовой стаж, ни в стаж работы на заводе, в трудовую книжку не вносятся сведения об обучении и получении квалификации. Понятно, что без такой записи работник нигде не сможет устроиться по специальности. В договоре есть пункт, согласно которому человек не имеет права его расторгнуть, и обязан проработать на предприятии не менее трех лет. Таким образом, нарушаются гражданские права наёмного работника.
Если ученик отказывается приступить к работе, он по условиям договора должен возместить все затраты, которые предприятие понесло на его обучение. В данном же случае молодому человеку должны были прочитать сорок часов лекций, но, как выяснилось в ходе судебного разбирательства, этого не было.
Его наставник, студент-заочник технического университета ушел сначала в отпуск, чтобы сдать сессию, а потом собирался в очередной отпуск. Таким образом, Дмитрий Макар вместо профессионального обучения, значительную часть времени занимался неквалифицированной работой, убирал снег на территории завода. В конце концов, ему это надоело, он написал заявление об увольнении, где причиной ухода указал не выполнение условий договора предприятием. И предприятие подало на него в суд с требованием вернуть деньги, затраченные на обучение. Человек проработал немногим больше трех месяцев, получал лишь стипендию в размере шести тысяч трёхсот рублей, а с него требуют вернуть предприятию 42 тысячи!
Нам пришлось разбираться с этим делом в суде. Прошло уже три судебных заседания. Мы обязательно расскажем, чем закончится судебный процесс авиастроительного предприятия против рабочего. Но таких договоров тысячи и, наш случай, наглядно показывает, в каких условиях находятся наёмные работники. Поэтому современную Россию и называют олигархической республикой.
Вадим Воеводин,
депутат Законодательной думы Хабаровского края
«КМС-Лайф», 01.07.12