5 сентября 2012 года в рамках Недели саммита АТЭС во Владивостоке состоялся брифинг Министра экономического развития Российской Федерации Андрея Белоусова, посвящённый началу встречи министров иностранных дел и министров торговли АТЭС.

 

А. Белоусов
А. Белоусов

Андрей Белоусов сообщил, что в ходе встречи министрам предстоит рассмотреть ряд актуальных вопросов повестки дня, в том числе основные итоги работы АТЭС в 2012 году, а также обсудить перспективы и цели работы форума на следующий год. В первый день встречи министры обсудили приоритетные задачи председательства Российской Федерации в АТЭС в 2012 году, в частности вопросы продовольственной безопасности и список экологических товаров и услуг, пошлины на которые должны быть снижены до 2015 года до уровня в 5 процентов.

 

* * *

 

Андрей Белоусов: Здравствуйте, уважаемые дамы и господа! Сегодня, только что завершился первый день министерской встречи. По сути, мы вышли на финишную прямую к встрече лидеров. Обсуждалась достаточно широкая группа вопросов, но наибольшие дискуссии и, пожалуй, наибольшие результаты были достигнуты по двум группам вопросов.

 

Первая группа вопросов - это вопросы продовольственной безопасности. Большая активность участников совещания связана с тем, что продовольственные рынки входят в очередную зону нестабильности, это связано с небывалой засухой в Соединённых Штатах. Цены на продовольствие уже начали движение вверх, и, конечно, это активизировало внимание министров к этим проблемам.

 

Если суммировать результаты, которые были достигнуты, они сводятся к тому, что было признано, кроме достаточно стандартных вещей, о которых мы договаривались раньше в Казани, что ключевой вопрос решения продовольственной безопасности - это инвестиции, стимулирование, поддержка инвестиций в сельское хозяйство.

 

Сегодня была отмечена очень важная тема - ограничение протекционизма, прежде всего в части борьбы с ограничениями экспорта продовольствия, поскольку реакция многих экономик на продовольственный кризис ограничит вывоз продовольственных товаров из них. Это было признано негативным, и министры практически единодушно призвали с этим бороться.

 

Второй момент, который был сегодня признан, это решающая роль транспарентности рынка продовольствия, информационный обмен, в том числе обмен информацией по состоянию рынков продовольствия в более или менее оперативном режиме.

 

Третий момент - это необходимость поддержки инвестиций не только в сельскохозяйственное производство, но также в инфраструктуру, особенно в хранение и необходимость создания резервных фондов продовольствия. Это, если предельно суммировать, - то, что касалось вопросов продовольственной безопасности.

 

Вторая тема, которая вызвала достаточно бурные дискуссии, - вопрос о перечне экологических товаров. Напомню, что речь идёт о списке экологических товаров, пошлины по которым должны быть снижены до 2015 года до уровня 5 процентов и ниже. Соответствующее поручение дали лидеры экономик для проработки на министерских встречах.

 

Я должен сказать, что подобный список отрабатывается в течение уже порядка 10 лет на целом ряде международных площадок, в том числе в рамках ВТО. Безрезультатно.

 

Здесь, в АТЭС, за год был сформирован список из 20 позиций, причём я абсолютно уверен, что это не предел. Сегодня было подвергнуто критике со стороны ряда развитых экономик то, что этот список слишком короткий, и было принято решение завтра вернуться к этому вопросу, а до завтрашнего дня эксперты ещё поработают и расширят этот список. Я уверен, что список будет расширен, резервы на самом деле есть.

 

Вот это основные достижения сегодняшнего дня. Я считаю, что достижения достаточно неплохие, мы, как я уже сказал, выходим на финишную прямую и завтра продолжим дискуссию за круглым столом. Пожалуйста, вопросы.

 

Вопрос: Андрей Рэмович, скажите, пожалуйста, по вопросу инвестиций в сельское хозяйство: есть ли какие-то оценки? Какой необходим объём капиталовложений, чтобы решить если не все, то большинство проблем и развивать отрасль?

 

Андрей Белоусов: Вы знаете, оценки такие делались, и делались многократно. Я сейчас вам не могу назвать точные цифры, но могу привести пример России.

 

У нас по динамике инвестиций в сельское хозяйство отрасль стала одним из лидеров, и буквально за последние 10 лет практически с нуля объём капиталовложений в отрасли увеличился до уровня, примерно сопоставимого с инвестициями в электроэнергетику, то есть очень большой объём. На самом деле речь идёт о том, что появились практически целые отрасли внутри сельского хозяйства, такие, например, как сфера первичной переработки. Она возникла практически с нуля. Возник целый ряд крупных хозяйственных комплексов в птицеводстве, свиноводстве. Сейчас даже в производстве говядины создаются крупные комплексы. Сельское хозяйство в России стало инвестиционно привлекательной отраслью.

 

Вопрос: Скажите, пожалуйста, с вашей точки зрения, какую практическую пользу от обсуждаемых на форуме АТЭС вопросов могут получить другие участники Таможенного союза, то есть Казахстан и Белоруссия?

 

Андрей Белоусов: Польза очень большая и достаточно очевидная. В чём состоят, по сути дела, практические результаты саммитов АТЭС? Кроме решений конкретных вопросов это ещё и формирование инфраструктуры и взаимодействия, такая, я бы сказал, эшелонированная и многоуровневая система взаимодействия по разным вопросам, по разным направлениям.

 

Это крайне важно - дополнить интеграционные процессы на евразийском пространстве, заняться формированием таких взаимодействий, поскольку Азиатско-Тихоокеанский регион - это, во-первых, практически 60 процентов мирового ВВП, 57 процентов, если говорить точнее, и 40 процентов прямых иностранных инвестиций и 40 процентов мирового населения. Это так или иначе самый быстроразвивающийся регион мира, и выстраивание такого рода взаимодействия, по сути, означает ускорение роста, становится очень важным фактором ускорения роста на евразийском пространстве.

 

Вопрос: Андрей Рэмович, эффективность транспортных коридоров, в том числе для продовольствия на территории Российской Федерации, тормозят, в числе прочих факторов, сложные таможенные процедуры и отсутствие инфраструктуры. Не получится ли так, что партнёры по АТЭС устанут ждать, пока Российская Федерация упростит процедуры, создаст благоприятные для инвесторов условия, и пойдут в обход, например, через Китай, а мы останемся с разговорами о нашей транзитной привлекательности?

 

Андрей Белоусов: Вопросы о транспортно-логистических цепочках мы будем обсуждать как раз завтра. Что касается сложности таможенных процедур, то есть такая опасность, она осознанна, и сейчас, я бы сказал, предприняты достаточно энергичные усилия для того, чтобы изменить ситуацию.

 

Я имею в виду прежде всего одну из инициатив в рамках национальной предпринимательской инициативы. Собственно, первая инициатива была связана с улучшением таможенного администрирования, с задачей выйти к 2018 году - по качеству таможенного администрирования, по скорости оформления таможенных документов, по количеству самих документов, по стоимости этих процедур - на одно из лидирующих мест в мире, то есть войти в первую двадцатку.

 

Это всё не пустые пожелания, под это разработана конкретная дорожная карта с конкретными мероприятиями, она утверждена Правительством и сейчас начала выполняться.

 

Вопрос: Сравнивая сильные позиции США в сфере соглашения о свободной торговле, каковы позиции России в этой области? В начале этого года Китай снизил свои темпы экономического роста до 7,5 процента, и многие говорят, что Азиатско-Тихоокеанский регион требует нового экономического мотора. Вы согласны с этим? И другие участники саммита согласны ли с этим?

 

Андрей Белоусов: Я должен сказать, что сегодня 35 экономик выступили с предложениями к России о создании зоны свободной торговли. Есть ряд экономик, где переговоры ведутся достаточно интенсивно, одна из них - это Новая Зеландия. Есть ряд экономик, с которыми созданы исследовательские группы, причём по некоторым работа практически завершена. Например, это Вьетнам, и можно ожидать, что в ближайшее время уже начнутся переговоры о создании зоны свободной торговли.

 

Россия подходит к формированию зон свободной торговли исходя из двух принципов. Принцип первый состоит в том, что это благо, что снижение протекционизма во внешней торговле является долговременным фактором ускорения экономического роста, это первое. И второе, что любые соглашения о свободной торговле должны выстраиваться на основе баланса интересов.

 

Одним из существенных преимуществ России является ёмкость российского рынка. Россия по ёмкости внутреннего рынка - один из мировых лидеров, и очень многие экономики считают привлекательным снизить таможенные барьеры для того, чтобы получить доступ на эти рынки. Безусловно, абсолютный доступ на российский рынок имеют и члены Таможенного союза - Казахстан и Белоруссия, собственно, в этом смысл договорённости.

 

Что касается других экономик, то снижение таможенной защиты и выстраивание отношений в рамках соглашений о свободной торговле выстраиваются с учётом баланса интересов. Прежде всего у нас, как вы, наверное, знаете, вступило в силу соглашение о свободной торговле со странами СНГ. У нас Украина была третьей страной, которая подписала это соглашение, оно ратифицировано и вступило в силу. А теперь, как я уже сказал, есть 35 экономик, которые предлагают нам это сделать.

 

Скорость решения этих вопросов существенным образом зависит от баланса интересов, от того, какие позиции, какие преимущества получат российские производители и по части товаров, и особенно по части инвестиционных проектов от таких соглашений.

 

Что касается необходимости ускорения роста. Мы, вообще, смотрим с оптимизмом на китайскую экономику. Мы считаем, что китайская экономика продолжит динамичное развитие. Пока особого замедления темпов экономического роста в Китае не наблюдается, и мы считаем, что Китай является одним из основных наших партнёров, и намерены укреплять взаимодействие с Китайской Народной Республикой в рамках баланса интересов.

 

Вопрос: Помимо экологических товаров какие ещё были затронуты вопросы, касающиеся либерализации торговли, и какие были результаты этого обсуждения?

 

Андрей Белоусов: Я должен сказать, что ещё один вопрос, который был затронут и был поддержан, - это вопрос о так называемой модельной главе АТЭС по транспарентности. Собственно, вопрос транспарентности - это вопрос о публикации нормативных актов, которые влияют на торговлю до их вступления в силу. Очень важная позиция: Россия взяла на себя подобного рода обязательства в рамках присоединения к ВТО, и должен сказать, что далеко не все экономики сейчас присоединились к подобного рода соглашениям.

 

Россия выступила с инициативой о том, что такого рода модельное соглашение, шаблон должен быть принят в АТЭС. Сегодня эта тема обсуждалась, и большинство выступило в её поддержку. Там есть некоторые разногласия, но я думаю, что к встрече лидеров эти разногласия будут сняты.

 

Вопрос: Андрей Рэмович, вы сказали, что некоторые экономики хотят ограничить экспорт продовольственных товаров. Я хотела бы уточнить, о каких именно экономиках вы говорите и о каких продовольственных товарах, и какова позиция Российской Федерации по этому поводу?

 

Андрей Белоусов: Вы знаете, я бы сказал так, что мне не хочется сейчас называть конкретные экономики, но вообще говоря, это очень распространённое явление.

 

В последнее время в условиях кризиса, к сожалению, наблюдается рост протекционизма - протекционистские меры оцениваются сейчас где-то в районе примерно 3-4 процентов мировой торговли, они захватывают. Эта тенденция отмечается в том числе и в рамках Всемирной торговой организации.

 

Что касается продовольствия, то существует закономерность, что с усилением кризиса, кризисных явлений - к сожалению, это показывает предыдущий продовольственный кризис - такая тенденция начинает проявляться. Она затрагивает целый ряд экономик.

 

Вопрос: Сегодня Китай - первый торговый партнёр Российской Федерации, но структура российско-китайской торговли ещё не построена до конца. Как вы думаете, вступление России в ВТО поможет изменить эту ситуацию?

 

Андрей Белоусов: Я думаю, что само по себе вступление Российской Федерации в ВТО эту ситуацию существенно не изменит, потому что корни подобного рода несбалансированности структур лежат значительно глубже, и они касаются структур наших экономик. Над тем, чтобы выровнять структуру товарооборота, нам предстоит долго работать, но такая задача поставлена. Наряду с увеличением оборотов внешней торговли есть такая задача, как улучшение его (товарооборота) структуры. Это долговременная задача, но она вполне решаема совместными усилиями.

 

Вопрос: Как мы знаем, Азиатско-Тихоокеанский регион - это, может быть, самый экономически динамичный регион в мире, но до сих пор мы не наблюдали этого в Приморье и Хабаровском крае. Почему до сих пор не было динамизма, и какой ваш прогноз на будущее?

 

Андрей Белоусов: Задача, поставленная руководством, - создать центр экономического развития на Дальнем Востоке - была поставлена несколько лет назад. Возможность для решения есть, учитывая богатейшие природные ресурсы Дальневосточного региона, а то, что она решается и имеет все шансы быть решённой, вы можете посмотреть, просто поглядев на место, где вы сейчас находитесь: два года назад здесь было чистое поле. Не было ни автомобильной дороги, которая ведёт от терминала, где вы приземлились на остров Русский, не было самого терминала в аэропорту, не было моста на остров Русский, я уж не говорю о том, что не было всех зданий, которые здесь построены. За два года здесь было построено около 1 миллиона квадратных метров - это целый город, который будет заселён студентами и преподавателями. Такого рода темпы и масштабы свидетельствуют, на мой взгляд, о неплохих шансах.

 

Вопрос: Андрей Рэмович, ещё один вопрос, который касается инвестиционного сотрудничества. Были ли здесь уже какие-то встречи с бизнесом, которые представляют участников АТЭС, и высказывали ли они желание участвовать в конкретных инвестиционных проектах и, возможно, в рамках приватизации?

 

Андрей Белоусов: Но я должен сказать, что основные встречи с бизнесом состоятся 7-го числа, послезавтра. Я знаю, что практически все руководители крупных компаний намерены сюда прибыть. Интерес достаточно большой, и я уверен, что здесь будет достаточно интересно.

 

Что касается приватизации, то вы знаете, что интерес к этой теме очень большой. Мы движемся. Как раз вчера состоялось, наконец, подведение итогов конкурса по продаже «Апатита». Могу сказать, что «Фосагро» выиграл этот конкурс.

 

Вопрос: «Всекитайская правовая газета». По моей информации, Игорь Шувалов сказал, что у России нет подтверждения инициативы, которую выдвигала Америка в прошлый раз, в ноябре прошлого года, насчёт создания Транстихоокеанского партнёрства. Что побудило Россию поменять свою позицию? В мае я прочитал информацию о том, что Шувалов подтвердил, сказал, что будет продолжать эстафету от Соединённых Штатов Америки. В конце августа он уже по-другому выразил свои мысли, дипломатически. Спасибо.

 

Андрей Белоусов: На самом деле позиция не менялась. Просто когда была заявлена эта позиция, многие комментаторы сделали вывод о том, что это произойдёт едва ли не в текущем году в рамках председательства России в АТЭС. Это вопрос достаточно сложный и длительный, поэтому что касается общего курса, он остаётся неизменным, но скорость движения, естественно, здесь будет медленнее, чем это комментировалось.

 

Вопрос: Вы уже затронули темы ВТО и Китая, но ещё хотелось бы узнать более конкретно, каким образом скажется членство России в ВТО на развитии торгово-экономических отношений между Россией и Китаем? А второй вопрос уже более макроэкономический: что вы считаете самыми серьёзными рисками для устойчивого развития мировой экономики - и экономики Азиатско-Тихоокеанского региона и, соответственно, для российской экономики?

 

Андрей Белоусов: Что касается влияния присоединения России к ВТО на наши взаимоотношений с Китаем, то мы исходим из того, что это влияние будет позитивным, прежде всего потому что снижается - причём уже снизились, я могу сказать, потому что первый этап такого снижения был 1 сентября, то есть несколько дней назад, - снижаются торговые и таможенные барьеры и, безусловно, повышаются возможности роста товарооборота между двумя экономиками. Это первое.

 

Второе - Россия становится более транспарентной, более понятной для инвесторов, в том числе и для китайских инвесторов. Китайские инвесторы очень активны, участвуют во многих программах, инвестиционных проектах на территории Российской Федерации, в том числе и крупнейших проектах, связанных с созданием российского фонда прямых инвестиций. Например, там представлены крупнейшие китайские фонды. Поэтому здесь, в этом плане мы считаем, что влияние это будет позитивным.

 

Что касается рисков в развитии экономики. Я отношусь, наверное, к тому меньшинству, которое считает вероятность наступления второй волны кризиса существенно меньше 50 процентов. Связано это с тем, что если вы сравните ситуацию в мировой экономике, скажем, сегодня и то, что происходило в 2008 году, вы увидите, что в целом ряде центров экономического развития, таких как Соединённые Штаты Америки, Китай, никаких особо угрожающих явлений не наблюдается. Да, есть долговой кризис в целом ряде стран Европы, есть существенное замедление развития Еврозоны, которое во многом связано с политикой стран этого региона по бюджетной консолидации. Существенно сокращается государственный спрос, это ведёт к замедлению темпов экономического роста. Но в общем это не свидетельство, что всё это сможет перерасти в какую-то полномасштабную рецессию.

 

На мой взгляд, если мы говорим о долговременной перспективе, то наибольшие риски связаны с существенной дифференциацией экономик по уровню их развития. И как раз выравнивание уровня экономического развития, появление возможности у участников мировой экономики, расширение возможности доступа к технологическим ресурсам, к образовательным ресурсам, к природным ресурсам - это как раз задача, которая стоит в том числе и перед АТЭС. Собственно, работа АТЭС в значительной мере связана с тем, чтобы обеспечить такой доступ, снять барьеры, которые ещё имеются у разных экономик, препятствующие доступу к этим ресурсам. Если это будет успешно и сбалансировано, то я считаю, что возможности для выхода на долговременный устойчивый рост в принципе достаточно позитивны. Спасибо!

 

АТЭС-2012, 05.09.12

http://rus.apec2012.ru/news/20120905/462920528.html

.