Новые горизонты приоткрыл нынешней осенью муниципалитет Комсомольского района жителям трех сел на берегу Амура. Главный районный архитектор, прибыв на публичные слушания в отдаленный сельский клуб, почти час зачитывал положение о территориальном планировании Ягодного, Черного Мыса и Шелехово до 2030 года. Однако бурная реакция зала, где присутствовал наш собкор, обозначила более насущные задачи местного самоуправления. Их решения сельчане не намерены ждать более трех пятилеток.
Картина сельского будущего неотделима от карты сегодняшней |
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-127969-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-127969-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
|
«Я СРАЗУ СМАЗАЛ КРАСКУ БУДНЕЙ…»
Проект генерального плана застройки сразу трех населенных пунктов Приамурья не хуже стихов Маяковского способен настроить слушателей на самый оптимистический лад. Ведь в сельском административном центре Ягодном на ближайшие 18 лет предусматривается и малоэтажное строительство, и развитие частного сектора, и увеличение жилищной обеспеченности до 23 квадратных метров на одного ягодненца. Запланировано и расширение промзоны почти в 1.5 раза, и возведение спортивного комплекса, и формирование коммунально-складской инфраструктуры для развития малого и среднего предпринимательства.
Не забыли авторы проекта и про цивилизованный пляж на юго-западе Ягодного, не обошли вниманием вопроса озеленения улиц, создания парков отдыха и объектов досуга, освобождения жилой части поселка от полигона твердых бытовых отходов и стихийных мусорных свалок. Разработчики документа также акцентировали внимание ягодненцев на предстоящей реконструкции канализации и модернизации очистных сооружений. Проект предполагает, кроме прочего, и дальнейшее развитие лесоперерабатывающего производства – базовой компании Ягодненского сельского поселения.
Главный архитектор района Сергей Перфильев, периодически отрываясь от зачитывания масштабного доклада, изобилующего большими цифрами, внушительными намерениями и специальными терминами, особо отмечал на карте Ягодного конкретные точки, где в обозримом будущем должны появиться очередные объекты образования, современные здания социального, коммунально-бытового и культового назначения, а также административно-деловой центр. Намечено и значительное расширение больничного стационара с двумя своими бригадами неотложки в связи с большим удалением от Комсомольска-на-Амуре.
Не меньше сюрпризов, согласно стратегическому генплану развития Ягодненского поселения, уготовано до 2030 года и малым деревням-спутникам. Например, в селе Черный Мыс предусмотрено новое строительство, и не только жилое. В южной части этого небольшого населенного пункта проектируется спортивный комплекс совместно с парковой зоной отдыха и пляжем.
А в Шелехово, где большая часть индивидуальных хозяйств превратилась за последние десятилетия в заброшенную территорию, авторы долгосрочного проекта рассчитывают создать зоны оздоровления и коллективного садоводства. Смелые мазки муниципальных стратегов подытоживает обширный рекреационный комплекс: площадка для экстремальных видов спорта, благоустроенные по самым современным образцам базы для лыжников и рыболовов-любителей.
КАКОЙ ГЕНПЛАН БЕЗ ДЕНЕГ?
Правда не совсем четко, как сразу отметили сметливые участники публичных слушаний, просматривается в генплане главный вектор, а именно конкретные этапы строительства полноценной дороги от федеральной трассы «Комсомольск-на-Амуре – Хабаровск» до Николаевска-на-Амуре. «Видать, писали проект не для дилетантов из глубинки, а для людей, как говаривали персонажи Н. В. Гоголя, «высоко просвещенных и глубоко посвященных», - заметила во время мероприятия в клубе местная учительница.
Скажем, «проектный планировочный каркас», как гласит обнародованное Положение о территориальном планировании до 2030 года, формирует некие загадочные для сельских обывателей «транспортные оси». Зато понятно иное: местная автобусная линия предусмотрена на регулярном маршруте длиною 25 километров, а попросту говоря – все по той же грунтовке типа «стиральная доска» меж тремя деревнями.
При внесении дополнительных предложений в проект генплана не обошлось без острых вопросов по поводу газификации жилья. Как выяснилось, немало адресатов Ягодненского поселения, в том числе и обитатели «благоустроенного сектора», пока только мечтают о голубом топливе. Планированием лишь намечен очередной этап дальнейшего разветвления газопроводов высокого давления от ГРС.
Хотя, как заметили сельчане, высокопоставленные чиновники ДФО уже рапортовали СМИ о благах, которые, мол, принесла всем жителям Ягодного долгожданная газовая труба. Не все так просто и с переоборудованием котельных с дизелей на газ. По заявлениям коммпетентных экспертов, дешевле снести все старое оборудование и построить новое, чем оплатить модернизацию, связанную с заменой энергоносителей.
Главный архитектор района также заявил о сохранении электроснабжения поселения от существующей дизельной электростанции, но при этом признал высокий износ местных сетей – более 70 %. Только слушатели в связи с этим не получили от представителя муниципальной власти четкий ответ на волнующий вопрос о сроках завершения строительства высоковольтной линии протяженностью 120 километров. Не понравились сельчанам, судя по однотипным выступлениям из народа, и другие запроектированные на бумаге объекты с абстрагированными очертаниями и размытыми сроками введения в эксплуатацию.
- Выделят деньги – сделаем, не выделят – не сделаем, - таково итоговое резюме административного специалиста Сергея Перфильева, которого буквально забрасывали острыми вопросами участники публичных слушаний. – Данное Положение создавалось, прежде всего, для того, чтобы обосновать участие сельского поселения в федеральных и региональных программах, дающих возможность получить в перспективе соответствующее финансирование.
НЕПОДЪЕМНЫЙ КИЛОВАТТ
Необъятны таежные просторы Приамурья, да только поделить и обустроить их, как видно, на нынешнем этапе развития дальневосточной цивилизации не так просто. Поэтому население Ягодного, Черного Мыса, а также соседней по карте Новоильиновки, приветствуя перспективные планы власти, все же особое внимание обращает на сегодняшние проблемы. Например, на «неподъемные» тарифы на тепло и электроэнергию, о которых местные жители недавно в очекредной раз уведомили краевого прокурора и региональную прессу.
«Главные снабжающие коммуникации советские власти успели подвести не ко всем нынешним объектам Ягодного. Жизнеобеспечивающий ресурс, заложенный до начала 90-х, переходя в руки частной компании, исчерпал себя», - считают респонденты из глубинки Комсомольского района.
Действительно, в преддверии публичных слушаний сразу несколько сельских предпринимателей заявили в нашу редакцию о сдерживании их бизнеса со стороны ООО «Шелеховский теплоэнергетический комплекс». Кроме того, сельчане пригласили в Ягодный и правозащитника Олега Панькова, с которым автор материала встретился на пороге сельсовета. Приглашенный комсомольчанин заявил, что намерен вместе с прессой изучать причины торможения малого бизнеса на селе.
Малые предприниматели, которые круглосуточно обеспечивают горячим питанием водителей и пассажиров, следующих по дальнобойной грунтовой трассе Селихино - Николаевск-на-Амуре, попросили заглянуть в поселок Ягодный и репортера «Приамурских ведомостей». Хозяева кафе и торговых точек в один голос сообщают: «Местная компания «Шелеховский теплоэнергетический комплекс» буквально выдавливает нас с торговых мест»!
Журналист попытался восстановить документальную хронологию 12-летней тяжбы, обострившейся нынешней осенью между руководством ООО «ШелТЭК» и встревоженными предпринимателями. Информационный повод для СМИ усилило и местное население, уведомившее краевого прокурора и региональную прессу о «неподъемных» тарифах на тепло и электроэнергию сразу в нескольких поселках у дороги вдоль Амура.
Наш собкор, следуя принципу объективности, выслушал позиции всех сторон социально-экономического конфликта, будоражащего орган местного самоуправления и районную администрацию не первый год.
- Например, для подключения моего магазина к электроснабжению руководитель теплоэнергетического комплекса Татьяна Глазко выставила, кроме прочих, и такое техническое условие: построить силами лицензированного подрядчика высоковольтную линию от подстанции до торговой точки! - возмущен директор местной фирмы «Экспресс» Константин Протасов. – Как вообще после этого можно говорить о поддержке частных предприятий в нашем селе? Ведь у меня, как и у других законопослушных предпринимателей Ягодного, при таком ультиматуме, кроме банкротства, лишь один выход: покупать и запускать собственную электростанцию. Но тогда о развитии малого бизнеса в наших краях и речи быть не может!
Действительно, у деревенского бизнесмена на выполнение подобного условия вряд ли хватит средств, даже если придется надолго залезть в долговую яму. Иные организаторы торговли в Ягодном и соседних населенных пунктах по пути в Ульчский и Николаевский районы уже приобрели собственные источники тока и перешли на автономное электроснабжение. Ведь один киловатт от здешнего продавца электричества, судя по выставленным счетам, обходится сельским предпринимателям почти в 19 рублей.
А хозяйка пекарни Наталья Бобровская еще более шокировала журналиста на пороге сельсовета: «В Новоильиновке стоимость киловатта подскочила с недавних пор до 37 рублей». Сколько будет стоить булка хлеба при таком ценовом запределе – надо считать уже не только экономистам и правительственным экспертам, но и УФАС, и прокуратуре.
КТО ВИНОВАТ В ТАКОМ СОСЕДСТВЕ?
В совершенно непредсказуемой ситуации оказался и бизнес ягодненской предпринимательницы Веры Бернотене. Руководство ООО «ШелТЭК» в жесткой форме предложило ей закрыть существующее кафе для проезжающих и свернуть все строительные планы для создания цивилизованного сервиса на обочине трассы. Во время интервью Вера Григорьевна в первую очередь демонстрирует сооружение водозабора, которое находится в 30 метрах от территории ее предприятия общепита на окраине Ягодного.
- Наша фирма обслуживает здесь водителей, пассажиров и население поселка уже третью пятилетку, - констатирует владелец ООО «Василина» В. Г. Бернотене. – Еще в 1999 году по распоряжению главы поселка с разрешения Комсомольской администрации мне на этом месте предоставили участок под закусочную. Однако в 2001 году директор теплоэнергетической компании Т. В. Глазко, как отмечено в официальных документах, «произвела самовольное бурение водозаборной скважины», спровоцировав таким образом искусственное наложение охранной зоны на мой участок.
Сегодня хозяйка «Закусочной» вновь пытается восстановить справедливость. Она готова забыть факт самовольного бурения скважин и построить рядом новое здание кафе в полном соответствии с законодательством. Кстати, в этот проект учредителями ООО «Василина» уже вложены сотни тысяч заработанных рублей. Но руководитель «ШелТЭК», судя по его официальным ответам, ставит непреодолимые препятствия на пути всех предпринимательских начинаний Бернотене.
Вера Георгиевна в свою очередь напоминает и органу местного самоуправления, и Фемиде, и прессе: «Игнорируется политика государства в отношении малых предпринимателей, закрываются глаза на соответствующие решения судов в мою пользу и муниципальные нормативные акты». Действительно, слова директора кафе подтверждают и вердикты органов правосудия в пользу В. Г. Бернотене, и целый ряд документов, утвержденных ответственными лицами.
Например, еще в начале 2001 года на заседании градостроительного совета администрации Комсомольского района под председательством Я. С. Гринкруга, Татьяна Глазко услышала от главного районного эколога С. А. Шульженко факт: письменное разрешение на бурение ООО «Дальгеобурводхоз» скважины рядом с сельской «Закусочной» отсутствует. Председатель комитета по земельным ресурсам А. Д. Киселев также констатировал: «Выявлен факт самовольного занятия участка».
Договор В. Г. Бернотене с главой района А. В. Коломыцевым об аренде данного участка до 2 декабря 2013 года лишь временно тормозит твердое намерение ООО «ШэлТЭК»: как можно скорее убрать кафе из стихийно возникшей когда-то зоны санитарной охраны (ЗСО). По мнению группы предпринимателей Ягодного это делается, якобы, ради того, «…чтобы убрать с доходного места у дороги всех потенциальных конкурентов, так как Татьяна Глазко уже приобрела площадь под свой торговый комплекс прямо напротив кафе Веры Бернотене и рядом с торговой точкой местного бизнесмена Константина Протасова».
ПОДЗЕМНЫЕ «ТАЙНЫ» ЗСО
Однако у руководства Шелеховского теплоэнергетического комплекса для репортера с диктофоном и фотокамерой - «своя правда».
- Во-первых, у здания, в котором сейчас находится столовая Бернотене, нет фундамента, а значит, как капитальное строение, пригодное для кафе, рассматриваться оно не может, - начинает перечислять причины выдворения малого предпринимателя с давно освоенной территории руководитель крупной компании, действующей вне конкуренции сразу в нескольких крупных населенных пунктах Комсомольского района. – Во-вторых, никто не позволит Бернотене строить рядом с зоной санитарной охраны (ЗСО) капитальное здание, так как тут проходит водоносная жила, а от ее зависит снабжение водой всего поселка.
А в-третьих, как подчеркивает во время осмотра территории раздора Татьяна Глазко, в особо охраняемую землю могут проникнуть горюче-смазочные материалы со стоянки автотранспорта у кафе. Кроме того, специалист ООО «ШелТЭК» по вопросам экологии Людмила Иванова тут же акцентирует внимание краевого СМИ на уличном туалете, а также высказывает предположения о накоплениях особо вредоносного для окружающей среды септика, образовавшегося под «Закусочной».
Представители компании показывает вспомогательные постройки на заднем дворе кафе, которые также являются потенциальными источниками микробного загрязнения. «Нет, никак здесь, в окрестностях водоносного подземного источника нельзя Бернотене продолжать свой бизнес», - резюмирует Татьяна Васильевна и в качестве подтверждения своих выводов вручает корреспонденту «Экспертное заключение по проекту», выданное в прошлом году Комсомольским филиалом ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае».
Однако в этом документе, созданном по заказу Шелеховского теплоэнергетического комплекса, кроме прочего, отмечено: «На площади зоны второго пояса ЗСО расположены гараж ООО «ШелТЭК», производственные здания… Наблюдения за влиянием этих объектов на подземные воды не ведутся». Как выяснилось, отсутствует элементарный мониторинг и за поселковой канализацией, прямо пересекающей территорию водоносного горизонта под землей. Причем на «Плане размещения водозабора», представленном руководством компании, даже признаки этой канализации отсутствуют.
Об этой особо опасной для ЗСО трубе, стареющей со времен СССР, как и о других реальных угрозах снитарной зоне со стороны самого «ШелТЭК» Татьяна Глазко во время интервью умолчала. Зато Татьяна Васильевна до сих пор позиционирует Веру Георгиевну чуть ли не единственной и основной угрозой для водоснабжения поселка. Хотя в непосредственной близости от зоны санитарной охраны находятся не только крупные объекты компании «ШелТЭК», но и, скажем, двухэтажная гостиница «Визит» в формате большого бизнеса. Влияние стоков отеля на окружающую среду, как можно пока только предположить, на порядок сильнее, чем от небольшой придорожной «Закусочной».
Между тем, гонимая хозяйка торговой точки Вера Бернотене намерена строить новое современное здание кафе прямо над канализационной коммуникацией, в надежности которой молчаливо уверено руководство «ШелТЭК». Почему бы тогда и малому предпринимателю не присоединиться на взаимовыгодных условиях к общей трубе? Этот вопрос, как и многие другие проблемы бизнесменов Ягодного, зависают до очередных судов и представлений надзорных органов в воздухе. А из чистого воздуха прибыли не получить.
Юрий Ковалев (фото автора)
«Приамурские ведомости», 17.10.12, 24.10.12
.