Борис Корчевников представил на НТВ фильм «Не верю!» Фото: Дождь |
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-127969-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-127969-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
|
Автором и ведущим передачи оказался Борис Корчевников, которого я хорошо знаю, поскольку он когда-то поступил в мою предыдущую мастерскую в ГИТИСе. Человек он - не без способностей, да еще и вдобавок сын моей давней знакомой Ирины Корчевниковой (когда-то она играла в одном из моих первых спектаклей в студенческом театре МГУ, а потом стала замечательным театральным администратором), поэтому на вступительных экзаменах я к нему с повышенным вниманием отнесся. Но учиться он не захотел, и мои попытки объяснить, что режиссурой нельзя заниматься, лишь изредка забегая на занятия, ни к чему не привели. После второй сессии он был отчислен с формулировкой «за профнепригодность».
Сама по себе эта формулировка ничего не значит: есть немало талантливых людей, к которым она была применена не за отсутствие способностей, а за поиск чего-то нового. И вот передача «Не верю!», из которой я понял, что поиск завел Корчевникова в область политического заказа. Ему поручили защитить РПЦ от инакомыслящих – Познеров, Гельманов, Парфеновых. Сделал он это с характерным для современного ТВ замахом: оказывается, спецслужбы, финансируемые Америкой и Грузией, не на шутку взялись за расправу с русской церковью, чтобы вбить клин в наше монолитное православное общество. Для доказательства этого тезиса автор решил поднять резонансные темы, бросившие тень на кристально чистых деятелей РПЦ.
Вот, к примеру, истории с часами и квартирой патриарха. «Помните эту историю?» - задает вопрос ведущий. И я уже приготовился к разоблачению клеветников, но… Вопрос остался без комментариев. То есть, получалось, что человек истинно верующий сам найдет аргументы, чтобы отмести прочь всякие инсинуации, порочащие имя предстоятеля. Ну а те, кто в вере не тверд, как говорится, обойдутся.
И так была сделана вся передача: надерганные цитаты, непривлекательные ракурсы, кое-как сделанный монтаж, полное отсутствие логики, убогий видеоряд все с теми же пляшущими девушками из Пусси Райот и т.д.
Не хочу лезть в идеологию этого дела. Но констатирую как профессионал: если столь важная и глубокая тема как проблема чистоты веры, единства общества, духовного развития страны отдана на откуп столь непрофессиональным людям, то дела у НТВ, видать совсем плохи.
Авторы так показали людей в рясах, что сколько-нибудь нейтральный человек, до того момент сомневавшийся в нечистоплотности иных функционеров РПЦ, после такой их защиты все сомнения откинет прочь. Вспомнился поэт Бездомный, который, выполняя заказ на создание атеистической поэмы, вместо убедительного отрицания существования Христа, постарался всячески очернить его личность.
Конечно, Корчевников не самый крупный специалист по борьбе с оппозицией – есть акулы покрупнее, типа демагога и лгуна Мамонтова. Кстати, как-то Корчевников мелькнул в качестве участника одной из мамонтовских передач - что же, каждый сам выбирает, в чем участвовать и у кого учиться. И все-таки Боря Корчевников еще достаточно молодой человек. И может быть, он попробует еще раз поступить в какое-нибудь серьезное учебное заведение, что помогло бы ему более грамотно выполнять подобные заказы. Впрочем, вопрос – нужно ли это нашему ТВ?
Сразу после «Не верю!» пошла передача, посвященная крупнейшему культурному событию – встрече Джигурды с его тещей. И здесь я телевизор выключил.
Иосиф Райхельгауз
главный режиссер театра «Школа современной пьесы»
Оригинал -
Блог на «Эхо Москвы», 21.01.13
------------
НТВ нашло врагов РПЦ в лице Гельмана и Украины
Леонид Парфенов, журналист. Фото: ИТАР-ТАСС |
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-127969-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-127969-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
|
«Не верю!», как и «Провокаторы» Мамонтова, начинается нарезкой кадров со срубленными крестами, православными иконами и поп-артом на религиозную тему. Только в отличие от ведущего «России», в фильме Корчевникова почти нет спецэффектов, эффектных змей и зловещей музыки. Затем в кадре появляется настоятель пермского храма отец Борис, усыновивший 120 беспризорников. Внезапно рассказ о монастырской жизни детей прерывается очередной нарезкой кадров с малочисленных атеистических пикетов и акцией Femen, встретивших патриарха Кирилла в Киеве голой грудью.
Снова размеренная жизнь усыновленных детей и питомцев храмового приюта: десятилетний инвалид Паша, у которого только при храме появились друзья, осиротевший лосенок. Трогательные картины детей, животных и церкви снова сменяются на этот раз уже рэп-молебном Леонида Парфенова, с которым Корчевников работал вместе в «Намедни», причем соавторы молебна Ксения Собчак и Вася Обломов так и остаются за кадром, а вот Парфенов появляется еще несколько раз с молебном и рекламой банка. Смысловой ряд богохульников дополняют Pussy Riot в храме Христа Спасителя, экспонаты выставки «Запретное искусство», коллекционер искусства Виктор Бондаренко и блогер Рустем Адагамов.
Среди главных тезисов «Не верю!» - утверждение, что против церкви идет организованная информационная кампания стоимостью в несколько миллионов долларов месяц. Тезис подкрепляют кадры побивания камнями христиан в Индии и Индонезии, интервью и переписка с блогерами, готовыми за плату размещать информацию в своих журналах, комментарии медиамаркетолога Игоря Ашманова, рисующего схему распространения вброса «ядро - стая - тусовка - целевая аудитория». «Ежегодно за веру гибнет 100 тысяч человек», - обрисовывает Корчевников масштабы всемирной антихристианской кампании, вспоминая и о гонениях священников в советское время.
Основными врагами русской православной церкви, как следует из расследования Корчевникова, являются Украина и украинская церковь - «родина информационных вбросов», которая, по мнению автора, хочет обрести окончательную независимость и разорвать духовные связи с Россией, и галерист Марат Гельман - «автор более половины всех информационных вбросов о церкви».
Раскрыв «заговор», Корчевников приводит зрителей к жизнеутверждающему выводу, что поскольку сама история христианства началась с гонений, значит, и эта кампания ее не сокрушит.
Марат Гельман, галерист: «Непонятны кадры с Чаплиным. Так-то все ясно - Гельман, Бондаренко, Адагамов - зло, а все, кто в рясах, - добро. Но Чаплин и там, и там. Может, в этом и был тайный замысел?»
Рустем Адагамов, член КС, блогер: «Посмотрел на новые помои из отхожего места, которое в России называют НТВ. Горжусь, что оказался в одной компании с Маратом Гельманом и Владимиром Познером, людьми, которых я бесконечно уважаю.
Удивлен только одним - из пятнадцати минут разговора с симпатичной рыжей женщиной, которая попросила поговорить об отношениях церкви и общества, в фильм Корчевникова попали несколько ничего не значащих слов. А где же рассказ о моем прадеде, православном священнике Александре Ивановиче Каменском из Белева? Где история, как я с помощью своего блога собрал отцу Владиславу из Белгородской, усыновившему сирот, деньги на новый дом? Отчего же это не попало в дурно пахнущий кусок дерьма, который канал НТВ называет своей продукцией?
Да и слава богу, наверное, потому что негоже марать хорошее с дурным. Бог вам судья, ребята. Он все видит, и воздастся вам».
Леонид Парфенов, журналист: «Боре Корчевникову после воскресного эфира на НТВ.
Все бывшее «Намедни» содрогнулось уже от анонсов. Но что ты на личности перейдешь - не думали. Ни обиды, ни горечи. Только тебя жаль.
Что это за неряшливая, велеречивая чушь, где все до кучи? Думаешь, православный патриотизм искупает убожество журналистики? Так ведь нет. Куда тебя занесло: от рекламы шоколадки, сериала «Кадетство», истории шоу-бизнеса на СТС - до роли мамонтенка? Еще ведь история юмора у тебя должна там выйти с моим участием - это уж ни в какие ворота.
Господи, ну почему именно на тебе мерзость нынешней политико-церковной жизни должна была докатиться даже не до позднего совка, а до конца 40-х годов - когда студенты сообщали куда надо про антинародность своих преподавателей и проч.?
Ну вот и все».
Айдер Муждабаев, заместитель главного редактора «Московского комсомольца»: «А у Аркадия-то Мамонтова серьезный конкурент появился - весьма брехливая Моська выросла. ;-)
Монтаж интервью с Рустемом Адагамовым, ИМХО, побил рекорды профессионального падения. Про остальное даже не говорю. Вечер юмора. Парнишка настолько увлекся, что даже не замечает, каким выглядит идиотом».
Дмитрий Гудков, депутат Госдумы: «Парень угробил свою репутацию, жаль! «Кадет» с НТВ разоблачил в фильме тех, кто за деньги не верит церкви».
Антон Красовский, журналист, бывший главный редактор шоу «НТВшники»: «Посмотрел. Ну я не понимаю, что вы так на Борю-то взъелись? За что уж прям - битой по е*алу, предал учителя, х*е-мое? Никто там никого не предавал, и мне со стороны это уж точно лучше видно. Он просто пытался показать то, что вы, дорогие мои, показываете ежедневно. «Вот, - говорит нам Боря, - есть вы (и вы есть, раз вы все так дружно сплотились против)». «А вот, - не унимается пытливый журналист, - мы (тут показывается начинающий 66-летний отец, е*анутая искусствоведка про ЦРУ и т. д.)». Ничего криминального. По сравнению с Аркадием Викторовичем - просто Diet Coke. И как любой диетический продукт, этот ваш «Не верю!» уныл и пресен. Неубедителен, тускл. От него - одна изжога, никакого прободения».
Иван Давыдов, колумнист, поэт: «Безбожников, язычников, кочевников разоблачил на НТВ Корчевников».
Сергей Митрохин, лидер «Яблока»: «Борис Корчевников взял у меня для этого фильма интервью. Судя по продолжительности нашего разговора, я должен стать главным героем фильма.
Этого, разумеется, не будет. Из более чем часового интервью, дай Бог (заметьте, с большой буквы!), останется минуты две.
Поэтому предлагаю всем желающим ознакомиться с нашим разговором заранее. Во избежание недоразумений.
Потому что, если я кому-то и не верю в этой ситуации, так это в первую очередь НТВ».
Кирилл Фролов, глава Ассоциации православных экспертов: «Антицерковные, антироссийские силы справедливо боялись фильма Бориса Корчевникова. Борис все сделал много лучше, чем я ожидал. С миссионерской точки зрения он победил, образ церкви раскрыл. <...>
Политический анализ внутрироссийских акторов антицерковной кампании превзошел «Анатомию протеста». Ясно показано, что атака на патриарха Кирилла 2012 года (фабрикации про «часы патриарха», «квартиру патриарха» и прочее) началась сразу, вследствие его встречи с Владимиром Путиным 8 февраля 2012 года, где Владимир Владимирович обещал Святейшему серьезно изменить духовно-нравственный климат в стране и сделать православный христианский фактор стержнем и во внешней политике России. <...>
Борис Корчевников нанес сильный удар по антицерковным, антироссийским силам, достиг «перелома в ходе войны», в современном мире информационные войны играют ключевое значение. Итак, эпоха православного отступления окончена. После победы в Сталинградской битве наши деды погнали оккупантов до Берлина. А мы - погоним до Вашингтона!»
Всеволод Чаплин, протоиерей, глава Синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества: «В фильме адекватно отражено настроение нашего общества - не виртуального, в котором доминирует узкая «тусовка» из нескольких крупных городов, а настоящего, которое любит свою церковь, помогает ей, понимает, что ей нужно больше участвовать в общественной жизни.
Силы, которые сейчас выступают против церкви, не случайно испугались и обеспокоились. Они понимают, что если наш народ действительно проснется, будет строить свою жизнь по собственным представлениям о добре и зле, о правде и лжи, то у этих сил никогда больше в истории не будет возможности монопольно пытаться определять будущее страны, без народа, вопреки его воле».
Владимир Вигилянский, протоиерей: «Фильм Бориса Корчевникова «Не верю!» - очень смелая и аргументированная работа. <...> Многим зрителям фильм откроет глаза на происходящее. Человеку церковному и так понятно, что велась информационная война против церкви, но многие нецерковные люди соблазнились массированной пропагандой и считают, что церковь сама виновата.
А в фильме очень четко показано, что пропаганда стоит больших денег, как в данной информационной войне манипулировали общественным сознанием. Я только догадывался, что за этим стоят деньги, а Корчевникову удалось найти конкретные свидетельства. <...>
Протестное движение - движение очень важное и нужное для общества, но после этой информационной войны против церкви у людей к нему нет никакого доверия. Потерять репутацию легко, восстановить ее гораздо труднее. В фильме об этом прямо не говорится, но такие выводы напрашиваются, и я надеюсь, что многие зрители их сделают».
PublicPost, 21.03.13