Контрактники в осаде

Судя по всему, контрактникам на Дальнем Востоке служить не климат

 

31 мая "ЗР" впервые написал о рэкете в Сергеевской дивизии "Пайковые для криминалитета". Статья попала на нужный стол в министерстве обороны России по неведомым нам каналам. Но если б не вмешательство правозащитников из окружного центра и родителей военнослужащих, дело, наверное, так и не получило бы столь оглушительной огласки. В итоге министерская проверка.

Сегодня в Сергеевской дивизии многое делается, чтобы навести порядок. По имеющейся у "ЗР" информации, местные бандиты легли на дно, а что касается "полководцев", замеченные в неравнодушном отношении к зарплатам контрактников, то те сдали "назад". После министерской проверки под некоторыми из них "задымилась" земля. Поверим на слово заместителю министра генералу Панкову, руководившему проверкой соединения и обещавшему во всем разобраться. В свою очередь надеемся, что материалы проверки с оргвыводами станут достояние гласности не только в узком министерском кругу.

Ничего не вижу

Помимо военного ведомства "сергеевскими безобразиями" сегодня вплотную занимается краевая милиция в лице следственного управления УВД Приморского края.

Увы, как сообщают наши корреспонденты из Хабаровска, случай с приморской дивизией не единичный. Через небольшой промежуток времени у нас появились папки под названием "Хабаровск" и "Бикин". В этих городах есть аналогичные части, переходящие на контракт по федеральной программе, и, как оказалось, проблемы в них с военнослужащими-контрактниками один в один повторяют сергеевскую ситуацию.

Но до этого наши публикации были замечены в правлении Хабаровского краевого правозащитного центра. Председатель правления, сам бывший офицер одной из частей Дальневосточного военного округа, Павел Шмаков предоставил копии рапортов и объяснительных записок военнослужащих, пострадавших от военно-правового беспредела в двух хабаровских полках. По сути дела, военнослужащих, у которых заканчивался срок срочной службы, силком загоняли под контракт, а потом контрактники попадали под прицел распоясавшихся в гарнизонах "неформалов".

Вот выдержка из одного обращения в правозащитную организацию родного брата военнослужащего, чью фамилию по понятным причинам мы назвать не можем, но орфографию и стилистику сохранили полностью: "?Мой брат (Ф.И.О) дослуживал срочную военную службу (2 года) в 692512, Приморский край, г. Уссурийск, в/ч 47152, 1МСБ (1МБ), до окончания срока службы осталось около месяца (04.04.2007г.). 01.03.2007 г. их (около 300 человек) перевели в 682971, Хабаровский край, г. Бикин, в/ч 31963, подразделение артиллерийский дивизион. Там их заставляют подписывать контракты на 3 года, со слов брата, в случае отказа - подписи поставят за них (имелись случаи). 06.03.2007 г. мой брат и несколько его сослуживцев оказались в санчасти (по непонятным, но предполагаемым причинам), остальных отправили на полигон, возможно, уже как контрактников, опять же со слов Ф.И.О. Просьба помочь и разобраться в сложившейся ситуации. С уважением, (ФИО), Москва (брат)".

Если таким вот образом части постоянной готовности переходят на контракт, то ясен пень, как говорят курсанты военных училищ, федеральная программа будет выполнена и перевыполнена.

Ничего не слышу

Сложившуюся ситуацию обсудили в Бикинском полку, а также МСП на Красной Речке. А в Хабаровске состоялось целое совещание с привлечением представителей ветеранских организаций, церкви, штаба ДВО, военной прокуратуры и членов местной ячейки партии "Единая Россия"(?!).

Вообще-то собирались по другому поводу - на внеочередном расширенном заседании руководители ветеранских организаций Дальневосточного военного округа должны были обсудить организацию военно-патриотической работы. Благочинность нарушила хабаровская правозащитница Валентина Решеткина - она вслух заявила о вещах, о которых половина из присутствующих, наверняка, слышала и знала.

Правозащитница инициировала проведение совета безопасности при губернаторе Хабаровского края. Копии заявления были направлены для рассмотрения и принятия решения командующему войсками ДВО, военному прокурору и начальнику УВД края. Однако все попытки Валентины Решеткиной достучаться до высоких кабинетов оказались тщетны. Реакция последовала, но иная, чем ожидалось.

Ответом на обращение Решеткиной и послужила вот эта внеочередная "конференция" - здесь ее обращение предали анафеме. Почему убеленные сединами ветераны расценили озвучивание фактов поборов и унижений военнослужащих как оскорбление вооруженных сил, ложь и вымысел? Ведь вскрытые факты показывают: простая замена призывников контрактниками не искореняет "дедовщину" в армии, а порождает новые недуги. И стремление не выносить сор из казармы - здесь плохой помощник.

Да и что в конечном итоге ответить на запрос брата военнослужащего, гниющего где-то в Бикине?

 

"Золотой Рог", №59

 

-------------

Архив:

 

Пайковые для криминала

Армейские контрактники, которым сегодня положены относительно неплохие зарплаты, стали объектом пристального внимания рэкета и... своих начальников

 

Неделю назад на базе мотострелкового полка Сергеевской пулеметно-артиллерийской дивизии состоялся учебно-методический сбор работников военкоматов, представителей частей, до 2007 года переходящих полностью на контракт. Для освещения топового с точки зрения краевого военкомата мероприятия на него был приглашен корреспондент "ЗР".

Однако присутствие журналиста на семинаре ограничилось 30 "дежурными" минутами, когда были озвучены официальные заявления о "новом этапе в развитии Российских вооруженных сил, согласно концептуальным установкам Владимира Владимировича..." и так далее. После чего журналист был выведен из здания дивизионного клуба и даже удален с территории дивизии. Смысл своеобразного гостеприимства оказался прост и понятен - войсковые особисты беспокоились за сохранность государственной тайны.

Журналист "ЗР", как человек законопослушный и, между прочим, в недалеком прошлом кадровый военный, естественно, подчинился, но за порогом части особистская магия потеряла свою силу, и тут-то все и началось. Здешним военным хранить бы другие секреты!.. За воротами удалось узнать кое-что посерьезнее эфемерных военных тайн.

...Весть о том, что в дивизию приехал журналист, разнеслась моментально. Что неудивительно, учитывая всеобщую сотовую "мобилизацию". Военнослужащие, как мы убедились, не отстают от этих процессов. Вот бы где хранителям военных секретов проявить свою принципиальность! Это ж сколько гостайн по линиям сотовых операторов уходят из частей в неизвестно чьи уши?

Так вот, за достаточно небольшой отрезок времени из уст местных военнослужащих, среди которых были и умудренные армейской жизнью офицеры в звании подполковника (!), нам удалось узнать о порядках, царящих в этом не таком уж и далеком гарнизоне. А порядки эти из разряда, как выяснилось, уголовно-административных, о которых многие успели подзабыть.

Но для начала, кто ответит на вопрос, почему возникли трудности с привлечением персонала в военные части постоянной готовности? Откуда идут слухи, что деньги, отпущенные на комплектование частей, дислоцированных в Приморском крае и находящихся в оперативном подчинении Уссурийской 5-й армии, давно кончились, так и недойдя до адресата? Правда ли, что в одной из таких частей, почти 300 контрактников, получив подъемные, разбежались по домам?

По известной причине (см. выше) на последние два вопроса ответ будет очень пространный. "Все это ложь и грязные инсинуации! Трудности возникли со строительством жилья для контрактников, но и они будут вскоре преодолены" - таков полуофициальный ответ. Ладно, поверим. Тем более что возникшая "трудность" конкретизирована: больная тема - жилье.

Но на первый вопрос нам ответили младшие командиры военнослужащих-контрактников. В том же Сергеевском МСП царит, мягко скажем, беспредел. Как иначе назвать то, что не только сергеевские контрактники, купившиеся на сладкий призыв о прекрасной доле (зарплата, жилье, соцгарантии и т.д.), но и молодые офицеры, прибывающие для дальнейшего прохождения службы в это соединение, обложены местными бандитами данью?

Как нам рассказали, одному из командиров рот не так давно было прямо заявлено: "Не будешь платить - мы твою жену...", а дальше понимайте сами!

Все это напомнило историю с бойцами Ростовской дивизии особого назначения "ДОН", понесшей огромные потери в обеих кавказских войнах. Там парней, прошедших чеченское горнило, также попытались грабить местные бандиты. Пока не вмешались ФСБ и прокуратура, солдаты, бившие международный терроризм, находились под прицелом местечкового рэкета.

Но суровый сельский рэкет еще не последняя напасть, которая обрушилась на защитников Отечества.

Оказывается, не только местные бандиты, рассекающие по хутору на супердорогих иномарках, кормятся с "контракта". С болью пришлось выслушивать от офицеров, прибывших на этот сбор-семинар, как некоторые старшие командиры сами не гнушаются отстегнуть себе процент с чужого контракта.

"В этом соединении командиры полков меняются как перчатки. Никто не за что не отвечает, а с меня начальники - требуют 60%, - рассказал подполковник, представившийся Сергеем, "отступных" с контракта только за его возобновление и включение в программу жилищных сертификатов. Иначе, как говорится, вон с пляжа!"

К сожалению, о размерах и порядке этой преступной "подати", взимаемой с контрактников и даже с офицеров, как и то, кто стоит за всем этим рэкетом, за время короткого визита узнать не удалось, поэтому приходится малоприятные вопросы задавать заочно. Первый, - в растерянности, - а куда смотрит гарнизонная прокуратура и в целом местные органы правопорядка? И второй, по Чернышевскому, "что делать?"

На эти вопросы хотелось бы получить вменяемый ответ от военных начальников рангом повыше. Может быть, в округе поймут всю критичность ситуации, в противном случае, если до 2007 года части, кому это положено по федеральной программе, не перейдут на контракт, у самих высших военных должностных лиц могут возникнуть проблемы... С продлением контракта...

 

Юрий Рогов

"Золотой Рог", №42.