|
Подлинные работы участников «Зелёной кошки», книги-альбомы линогравюр (на линолеуме), образцы футуристической рукотворной книги, плакаты городского художника-графика Наумова, газеты и фотографии - все это представлено широкой публике современной России, в Хабаровске, впервые почти за сто лет.
В краевом музее рассказали, что «Зелёная кошка» - как самостоятельное объединение хабаровских художников - сформировалось в конце 1918 года, а в середине 1920-х - распалось. Ядро его составляли Павел Любарский, Петр Львов, Никтополеон Наумов и Жан Плассе. В октябре 1919 года к ним присоединился, будучи проездом, один из основоположников русского футуризма - Давид Бурлюк, позже, в 1920 году эмигрировав в Японию.
Наумов, 1918 г. |
|
Так, хабаровчанин Игорь Наумов, внучатый племянник даровитого художника-самоучки, журналиста и разведчика Никтополеона Павловича Наумова (1891-1928), передал в дар краевому музею во время открытия выставки - две его работы, нарисованные маслом: портреты двоюродного брата, а также своего дедушки - родного брата художника - Александра.
На сегодняшний день известно немного живописных произведений Наумова, что делает их для музейного собрания, конечно, супер бесценными.
Между прочим, картины Никтополиона Наумова (а внучатный племянник называет его Наполеоном!) впервые экспонировались на художественной выставке Красного поезда имени предреввоенсовета Льва Троцкого (историки его прозвали Красный Бонапарт) в 1918 году. Этот состав курсировал по фронтам Гражданской войны и в сферу деятельности бронепоезда Троцкого входила задача доставки подарков воинским частям, отличившимся в боях. В этом поезде и встретились два «Наполеона».
Кроме портретов Ленина и Троцкого, выполненные художником Наумовым по спецзаказу, а также портретов жены и ребенка Троцкого, все они были «переплетены красивой фантазией красок, в некоторых случаях напоминая кубизм», пишут современные критики.
Внешняя роспись вагонов Красного поезда Троцкого также была почти вся выполнена Наумовым по собственным композициям, за исключением нескольких вагонов, которые были расписаны художником-декоратором Безменовым по указаниям Наумова.
Наумов. Старое и новое - Два мира, 1925 |
|
Художнику Наумову также принадлежала серия «Дружеских шаржей», представленных на выставке Красного поезда, «в которых были живо схвачены наиболее характерные черты видных деятелей Дальнего Востока».
В государственном архиве Хабаровского края хранится сборник карикатур Никтополиона Наумова, в котором можно увидеть дружеские шаржи на героев Гражданской войны Серышева, Постышева, Флегонтова, партизанского поэта Георгия Отрепьева. Свои карикатуры Наумов адресовал «на память буржуям, да желтым интервентам, а товарищам народоармейцам для смеху, но не на раскурку».
Наумов трагически погиб на охоте в 1928 году, накануне своего отъезда на учебу в Москву, в ВХУТЕИН (Высший художественно-технический институт).
Искусствовед и преподаватель Российской академии художеств (кафедра русского искусства) Елена Турчинская даже написала целую книгу о деятельности авангардистов Дальнего Востока, в том числе рассказала о хабаровской «Зелёной кошке».
Она и объяснила такое странное название союза хабаровских художников. Оказывается пошло оно от распространенного цвета глаз кошки - зелёного. Хотя в печатном виде - эмблема художников зачастую была не зелёной, а чёрной кошки! Изредка ставили экслибрис на обложке книг простой «зелёнкой».
Как рассказывает Елена Турчинская - «Зелёная кошка» - это была небольшая группа молодых хабаровских художников, выразителей упаднической прослойки мелко-буржуазной интеллигенции, потерявших веру в добрососедские намерения Японии и в Учредительное собрание. Для одних «Зелёная кошка» была отчизной, для вторых - ширмой.
Любарский. Женский портрет, 1919 |
|
Хабаровск, 1919 |
|
Хотя этот союз и был одним из многочисленных творческих собраний, существовавших в республике Советов, создание его в Хабаровске, в период распространения авангарда, стало заметным явлением. Деятельность «Зелёной кошки» была многосторонней, но заключалась, в основном, в организации выставок «нового искусства». Кроме этого, важным делом было издание «от руки» первых художественных и поэтических сборников и изучение традиционного искусства аборигенов.
Основной стиль «Зеленой кошки» - печатная графика. Еще в 1905 году в Хабаровске график и издатель Василий Граженский (1883-1920, убит белогвардейцами на ст. Иман Уссурийской железной дороги) оказал большое влияние на местную литографию и на творчество молодых художников «Зеленой кошки». Этим и объясняется больший интерес хабаровских художников к рисунку, линии и композиции, чем к мазку.
Своим полукустарным характером, «рукодельной внешностью», диковинными иллюстрациями, книги «Зелёной кошки» резко отличались от того, что было тогда на книжном рынке. Несмотря на свою экстравагантную внешность, они имели существенное преимущество: такие книжки создавались быстро и были дешевы в изготовлении. Плохая печать, серые листы оберточной бумаги, «так и хочется завернуть селедочку...»
Каталог «Зелёной кошки», 1919 |
|
Манифест художников |
|
Сегодня до нас дошло всего шесть книг-альбомов линогравюр, оставшихся в целости и сохранности от художников «Зелёной кошки»: «Тетрадь офортов», «Трое», «Проститутка», «Чию Алтай кыжы», «Жертвоприношение» и повесть Арсения Несмелова «Тихвин». Первые две включают в себя произведения Плассе, Любарского, Наумова и Львова. Автором альбомов линогравюр «Проститутка», древних рисунков с алтайской жертвенной посуды «Чию Алтай кыжы», книги «Тихвин» - является Любарский, а «Жертвоприношения» - Наумов.
Выставка работ художников «Зелёная кошка» продлится до 1 апреля.
Константин Пронякин.