Найденная туша напугала геологов
В июне этого года в верховьях речки Малая Филиппова в 8-ми километрах от Черского геологи нашли тушу ископаемого животного. Находку в поселок сразу не отнесли, а хорошо замаскировали и спрятали. Через три месяца, когда на место находки подогнали кран, грузовик и перевезли тушу в поселок, многие в поселке знали, что нашли у них не кого-нибудь, а травоядного шерстистого носорога — уникального, встречающегося чрезвычайно редко представителя древней фауны. Причем нашли не скелет, а практически неразложившуюся тушу. Ее стоимость на международных аукционах может исчисляться даже не сотнями тысяч долларов, а миллионами.
Или жители поселка оглохли и ослепли…
Привезенного носорога положили на хранение в амбаре улусного центра. Без охраны. Далее, по свидетельству единственного очевидца тех событий — сторожа администрации, события вокруг туши носорога развивались следующим образом. Под покровом ночи группа неизвестных лиц подогнала к сараю кран и грузовик, взломала замок и вывезла тушу в неизвестном направлении. Якобы для продажи одному известному московскому бизнесмену. Его имя мы назовем позже.
Удивительное дело. Туша весит тонну. Тайно вывезти такую махину под покровом ночи на территории маленького поселка сложно. Тем более группе неизвестных с большой машиной, которая в небольшом поселке тоже не могла остаться незамеченной.
…или носорога продали сами геологи
По другой версии, похищение было вовсе никаким не похищением. Геологи, не ставя в известность ни научную общественность, ни свое руководство, пообещали тушу по сходной цене французскому ученому и бизнесмену Бернару Буигу. Тот присутствовал на вывозе туши с берега речки и решил ее приобрести.
Глава поселка носорога не выпустил…
По рассказу главы районной администрации Ивана Суздалова, группа с французским предпринимателем во главе спрятала тушу в родовой общине «Чайла», база которой находится в селе Андрюшкино. Глава общины пришел к Суздалеву и честно об этом рассказал. Органы местного ОВД задержали тушу, приостановили сделку, а французский покупатель с сообщниками остался ни с чем и скрылся в неизвестном направлении.
…но и ученым не отдал
С 5 по 12 октября в Нижнеколымский улус выезжали заместитель председателя мамонтового комитета РАН, заведующий Музеем мамонта Института прикладной экологии Севера Петр Лазарев и сотрудник музея Геннадий Боескоров. Они рассчитывали осмотреть и оценить тушу. Но носорога им так и не показали, заявив, что он похищен. По информации, которую им удалось получить от местных жителей, сейчас носорог находится вовсе не в общине «Чайла», а в поселке Анюйск Магаданской области. Тем не менее ученые надеются, что рано или поздно носорога все-таки им отдадут. Не ради коммерческой выгоды, а для научных исследований.
По их словам, научная ценность носорога неизмерима и по степени коммерческой раскрученности аналогичных находок может быть сопоставима разве что с головой юкагирского мамонта.
Было всего две находки неразложившихся туш шерстистого носорога, обе сделаны в Прикарпатье. Однако в отличие от них туша, найденная в Черском (третья по счету), благодаря вечной мерзлоте замечательно сохранилась: в хорошем состоянии передние и задние ноги, голова с фрагментами кожи, внутренние органы и хвост. А если учесть тот факт, что шерстистые носороги обитали на территории Якутии в конце ледникового периода в одно время с мамонтами, то информация, которую он может рассказать ученым, просто бесценна.
— Возможно, позже носорог всплывет где-то на заграничных аукционах, — сетует Петр Алексеевич, вернувшийся в Якутск в расстроенных чувствах. — А если попадет в частные руки, то и не всплывет.
«Мы ее просто спрятали»
Теперь в администрации Нижнеколымского района тот факт, что носорога похитили неизвестные в масках, упорно отрицают. Они уверяют, что с носорогом все в порядке.
— Никто его не воровал, — заявил 1-й заместитель управляющего районной администрации Виталий Соковиков, — первые хозяева его сами и перепрятали. Господа Лазарев и Боескоров приехали чуть ли не с частным визитом, нас не предупредили. Довели ситуацию до абсурда. Теперь наша община работает с московским бизнесменом Шидловским, он решает вопрос о приобретении носорога и официально действует от имени республики.
Так во всей этой истории всплывает имя еще одного главного действующего лица — московского бизнесмена Федора Шидловского. Он долгое время работал в Якутии, занимался ископаемой древней фауной и впоследствии перебрался на постоянное место жительства в Москву. Здесь, на базе ВДНХ, он открыл музей «Ледниковый период», в котором экспонируются останки фауны древних животных — мамонтов, бизонов, лошадей, шерстистых носорогов. Именно поэтому он сразу же проявил самую живую заинтересованность в находке и вылетел на место ее обнаружения — в поселок Черский. Мы связались с Федором Касперовичем через его московский офис.
— Попытка украсть носорога действительно была. Однако сейчас туша находится в полной безопасности, за пределами поселка, у тех людей, которые ее нашли.
— Что вы слышали о французе, якобы купившем тушу?
— Это известный авантюрист Бернар Буиг. Он уже пытался наложить лапу на голову юкагирского мамонта. Не удалось, вовремя его намерения пресекли. Теперь он пытался прибрать к рукам шерстистого носорога. Но в Черском тоже есть Интернет, и там его сразу раскусили. Сейчас туша в надежных руках. Ребята были бы не против получить за свой труд награду. Ведутся переговоры с руководством республики на самом высоком уровне, чтобы эту находку сохранить и выплатить премию тем, кто ее нашел. До 10 ноября этот вопрос должен быть решен. 10-15-го находка будет вывезена. Возможно, в Черский даже президент прилетит.
— Какова ее научная ценность? Может ли она стать успешным коммерческим проектом?
— Этот носорог может принести миллионы долларов. Его можно возить по миру и показывать за деньги, люди будут готовы их платить. Конечно, находок различных древних животных очень много. Тех же мамонтов по нескольку раз в год находят.
Тогда как останки травоядного шерстистого носорога встречаются чрезвычайно редко. А в такой сохранности их вообще всего три в мире. Причем первые два были найдены в Голиции, в нефтяных отложениях. Они непригодны для дальнейшей работы микробиологов, вирусологов. А тут туша, замечательно сохранившаяся в вечной мерзлоте, мягкие ткани в отличном состоянии. Такую находку не российское, а все мировое сообщество ученых изучать будет. Причем можно будет привлечь самых первоклассных ученых. Думаю, что основные исследования всей туши можно провести и в Якутске, а вот к микробиологическим исследованиям привлечь лучшие лаборатории мира. Радиоуглеродный анализ лучше всех делают в Оксфорде, ДНК-экспертизу — в Пенсильвании (США).
— Вы сказали в Черском, что «авторам» находки надо выплатить 5 миллионов компенсации. Откуда такая сумма?
— Как человек, который в этих вещах разбирается и знает ее реальную стоимость, я могу подтвердить эту сумму.
Надежные руки преступной группировки
Тем временем 11 октября в Якутск на имя заместителя министра ВД Николая Вагина от начальника Нижнеколымского ОВД Анатолия Мырсанова поступил рапорт. На бумаге черным по белому указано, что прямое отношение к краже имеет местная преступная группировка, именуемая Ватагинской. Ее лидером якобы является 44-летний житель Черского Александр Ватагин.
По информации местных оперативников, «местный авторитет» обращался к хозяевам находки сразу после того, как ее доставили в Черский. Он подошел к геологам в сопровождении своей «правой руки» Сергея Голубчикова с предложением переправить тушу носорога по выгодной цене в США, однако получил отказ и молча удалился. На следующее утро носорога на месте не оказалось. Сейчас оперативники отрабатывают все связи Александра Ватагина, в том числе заграничные контакты. По этому делу в начале следующей недели в Нижнеколымский улус вылетают два сотрудника Управления по борьбе с организованной преступностью.
«Носорога похитили бандиты»
«ЯВ» удалось связаться и с самим Бернаром Буигом.
— В июне 2007 года ко мне как к представителю Международного мамонтового комитета обратились геологи, которые нашли носорога в Черском. Я предложил создать международную научную программу по исследованию носорога. Причем сразу было оговорено, что все научные работы по изучению носорога будут вестись на базе Музея мамонта и принадлежать находка будет Якутии.
В сентябре мы приехали в Черский вместе с представителем якутской фирмы «Геос» Сергеем Скрипинским. Подчеркиваю: я прибыл туда не как частное лицо, а как представитель трех научных организаций.
Когда мы приехали в Черский, выяснилось, что носорог хранится в не очень пригодном месте. Поэтому мы решили переместить его в другой ледник. Во время погрузки приехал некто Ватагин, который является агентом Шидловского. Он стал говорить о том, что вся эта затея с передачей носорога «науке» ему не нравится и весь палеонтологический «бизнес» принадлежит им. Пока мы переносили тушу на платформу, стемнело. Мы решили закончить все работы утром. Прикрыли носорога брезентом и отправились в гостиницу. Следить за оборудованием и тушей остался охранник склада. Как нам стало известно впоследствии, через полчаса после нашего ухода пришел Ватагин. Он сказал охраннику, что я и Скрипинский разрешили ему перенести тушу носорога в другой ледник.
Утром стало ясно, что носорога похитили. Вернувшись в Якутск, я встретился с вице-президентом Евгенией Михайловой и рассказал о том, что произошло в Черском. Теперь все палеонтологическое сообщество ждет новостей, расследования кражи и, конечно же, возвращения носорога науке.
В заключение
Итак, что мы имеем?
Руководство улуса утверждает, что с ценной находкой все в порядке, а органы правопорядка собирают материал на активно действующую в районе ОПГ. С геологами, которые нашли ископаемые останки, связаться так и не удалось — в Черском их местонахождение держат в тайне. Кто-то, у кого сейчас туша, очень рассчитывает на пять миллионов рублей, о которых им так неосторожно сказал московский бизнесмен-оценщик. В 2003 году вышло постановление республики о вознаграждении за находку шерстистого носорога. В нем прописан размер этого вознаграждения — 1 миллион рублей и ни копейкой больше. Судя по всему, от того, смогут ли стороны сторговаться, и зависит судьба уникального ископаемого. Если его не вывезут из республики раньше.
------
Шерстистый носорог (лат. Coelodonta antiquitatis) — вымерший вид носорогов, обитавший на планете до ледникового периода. Особи шерстистого носорога жили в одиночку, в длину достигали 3,5 метра, в высоту — 1,5-1,6 метра. Особь шерстистого носорога имела два рога, передний — около 1 метра длиной. Из-за глобального похолодания климата шерстистый носорог вымер около 8-ми тысяч лет назад. Наиболее близким из живущих сегодня видов является суматринский носорог.
Татьяна Бриз,
«Якутск вечерний», № 42.