Сергей Феоктистов |
|
В 1939 г. военная служба привела молодого политрука Сергея Феоктистова на Дальний Восток. За плечами были уже педагогический техникум, директорство в сельской школе, Ейское военное училище морских лётчиков, инструкторская служба в Харьковской военной школе лётного мастерства, Московское военно-политическое училище по курсу «Газетное дело».
Со школьной скамьи он сочинял стихи об ударниках I пятилетки, отважных пограничниках и лётчиках, покорителях пятого океана и Северного полюса, о первых Героях Советского Союза и боевых подругах, и постоянно учился в районных литературных кружках и студиях, оттачивал журналистские умения на военных литературных факультетах и семинарах.
Сатирический талант литературного самородка из Подмосковья раскрылся в газете Дальневосточного Фронта «Тревога» (Хабаровск), где богатая творческая платформа и мастерство, патриотизм и боевой опыт фронтового репортёра создали настоящие бриллианты поэзии Восточной войны.
Малые сатирические формы - оружие фронтового корреспондента
«В курганах книг, похоронивших стих,
Железки строк случайно обнаруживая,
Мы с уважением ощупываем их,
Как старое, но грозное оружие».
(В.В. Маяковский. «Во весь голос»).
Железки строк случайно обнаруживая,
Мы с уважением ощупываем их,
Как старое, но грозное оружие».
(В.В. Маяковский. «Во весь голос»).
Первые недели Отечественной войны показали Армии и народу несостоятельность советской военной доктрины «о победе малой кровью на чужой территории».
Великая война советского народа за свою свободу и независимость разворачивалась «от моря до моря» в Европе, а Дальневосточный фронт (ДВФ) от Читы до Посьета был больше, чем от Белого до Черного моря (3400 км). Согласно директиве Главкома СССР И. Сталина, ДВФ должен был сдерживать агрессивные намерения самураев, не раздражать и не побуждать союзника Германии к боевым выступлениям.
В записке командующему ДВФ И.Р. Апанасенко Главком И. Сталин не стеснялся в выражениях: «Страна не может воевать на два фронта. Генштабу нужен Второй фронт в Европе, а не на Востоке страны¸ куда эвакуированы европейские комплексы военно- промышленного потенциала. Если Вы развяжите военные действия на Востоке, я вас завяжу в узел» (74).
У командования Японии были свои планы «освоения советских территорий до Урала - «Кон-току-эн». Для будущих наступательных операции самураи регулярно предпринимали «разведки боем», изучали крепость советских кордонов. Они ежедневно нарушали советские границы «на земле, в небесах или на море»! и готовили бактериологическую войну, чтобы сохранить для Японии инфраструктуры и природные богатства советского Дальнего Востока.
Уникальные дарования и 10 летняя довоенная литературная практика подготовили политрука Сергея Феоктистова к службе боевым и полевым летописцем Восточной войны.
Сельский гармонист - пересмешник Феоктистов стал ведущим литератором фронтовой газеты «Тревога», автором её сатирической страницы «Короткой очередью», участником Хабаровской творческой группы, создающей политические плакаты КрайТАСС «Удар по врагу», редактором и ведущим передач Хабаровского краевого радиокомитета для воинов ДВФ…
После командировки на Фронт военкор выдавал в номер «Тревоги» несколько малых и больших, но всегда оперативных и мобилизующих выступлений разных жанров под знакомыми фамилиями: Сергей Феоктистов и Ф. Сергеев, С. Георгиев и С. Владимиров, С.Ф. и Ф.С. или без оных:
Займись немедля подготовкой - В бою минута дорога! / Штыком, гранатой и винтовкой,
Смекалкой, хитростью, сноровкой / Учись одолевать врага! («Тревога». - Плакат.- 1941).
Действенная и мобильная поэзия корреспондента накоротке соединяла автора и читателя, информацию и эмоции, обладала воодушевляющим и гипнотическим воздействием, снимала депрессию и панику земляков.
Подчиняясь ритмам войны, стихи политрука маршем «уходили на плакат», становились листовкой, строевой песней, звучали лозунгом, насыщенным юмором или сатирой. На фоне сводок Информбюро стихи умели настраивали на военный лад, могли подбодрить и разозлить, и поднять бойцов в атаку: Дни мужества и подвигов настали: В опасности родные берега… Всю силу гнева, ярости и стали / Обрушим беспощадно на врага! За кровь детей враг головой заплатит. Он от священной кары не уйдёт! В атаку, войны! Бойцы великой рати! За Родину! За Сталина! Вперёд!!! («В атаку, воины!» -1941. - август).
«Малые формы» боевой сатиры оперативно отображали динамику и перипетии необъявленной войны с агрессорами, были знаменем и грозным агитационным снарядом, «оперативной силой и разящей картечью всех родов войск», когда в первые месяцы войны главным оружием солдата было мужество, у военкора - только сатирическая шрапнель, начиненная гротеском и сарказмом: Средневековый изувер и оголтелый гад - Он тянет щупальца к Москве, он лезет в Ленинград… / Грозу и тучи над страной МЫ видели не раз, / Но силы нет ещё такой, чтобы сломила нас! (Плакат -1941. - сентябрь).
Оперативные образцы боевой поэзии политрука С. Феоктистова преодолели утилитарную силу «газетного притяжения передовицы», стали вдохновением, достоянием и гордостью мобилизованных дальневосточников. Когда Москва паковала документы и чемоданы, дивизии дальневосточного Фронта мчались курьерскими поездами на Запад, а бойцы под стук колёс повторяли - заучивали «Клятву амурцев»: МЫ тебя отстоим, дорогая Москва! МЫ разделим с тобою и боль, и тревоги! И враги не дождутся японской подмоги - Наш амурский рубеж неприступен, Москва! (Листовка ДВФ. - 1941.- октябрь).
В первый трагический год войны былинные призывы политрука звучали набатом: «Орлицу- мать не выдадут орлята», «Отрубим голову змее…», другие бичующие и командные стихи С. Феоктистова из сборника дальневосточных поэтов «За Родину!» (1941):
«…Закрой дорогу на Москву! Останови врагов! Как мразь, как сорную траву, / Дави поганых псов!» («Товарищ воин!», 1941).
- «Осмеянный и оплёванный образ врага уже не страшен…», - и политрук клеймил звериный облик фашистов сарказмом и уродливыми гиперболами: «Родившись в семье проститутки и вора…» (1941), «Всемирный трепач и слюнявый урод…» (1941) и другие стихи к плакатам. Куплеты и пародии, перепевы, частушки и скетчи - составили скорострельную обойму сатирической поэзии военкора и излюбленные номера солдатской окопной самодеятельности. Самобытный частушечник и остроумный филолог по базовому образованию С. Феоктистов владел этими жанрами с юношеских сельских посиделок, всегда успешно использовал в газетной агитации.
Прямые обращения автора («Боец!», «Друзья мои!» или «Товарищ Воин!» ), приказные строки лозунгов придавали плакатам заповедную мощь, крепили ответственность за судьбу Родины, множили боевую решимость, готовность и силу бойцов ДВФ:
= Ты взял клинок, / Ты стал кавалеристом, - так будь смелей и яростнее льва!
Руби в бою / Проклятого фашиста, Чтоб с плеч его слетела голова! («Прославь оружие своё!» - 1941).
= Сегодня решается наша судьба: Коль враг одолеет в бою, / Отца твоего превратит он в раба, Жену обесчестит твою…
= Повадку вражескую знай! Лови лазутчиков - фашистов! / Безжалостно уничтожай Всех вражеских парашютистов!
Сатирические перепевы довоенных песен передавались по цепи подразделений Фронта бранными пародиями на фашистских героев - от вождей до рядовых. Разящий смех красноармейцев разбивал надежды врагов на лёгкую победу. Новые боевые тексты популярных песен «Три танкиста» и «По долинам и по взгорьям» превращали их в боевые марши, «в ударные штыки амурских дивизий под Москвой»: «Кто сердцем смел, тому в бою, / Коварный враг не страшен. / Любую гадину - змею / Раздавит сила наша!» («Красноармейская - Дальневосточная», 1941. - Муз. Г. Будённого).
Гротескная символика и экспрессия в куплетах и в плакатах, в грозных частушках и поговорках уплотняли ненависть к врагу, закаляли волю к борьбе и веру в неотвратимый разгром захватчиков, как в стихотворении «Мы победим!» (1941. - 5 декабря):
Земля горит и призывает к мести! Народный гнев и страшен и суров. Отныне МЫ считаем делом чести - Сплошное истребление врагов!
Стихи С. Феоктистова 1941-42 года звучали как заклинания и заклятие: «Истребим врагов!», «Мститель», «Бессмертие», «Герой» и не позволяли сомневаться в победе правого дела советского народа. Когда в Берлинской типографии печатали Приглашения на Новогодний бал в Эрмитаже, и с Пулковских высот фашисты рассматривали в бинокли вожделенные цели Ленинграда, с Дальнего Востока в город доставили продукты к новогодним ёлкам детей, медикаменты и газеты с письмами, со стихами поддержки поэта - летчика Сергея Феоктистова, со словами восхищения первым ночным тараном в ленинградском небе Героя Советского Союза младшего лейтенанта Степана Здоровцева :
МЫ в бой идём за праведное дело. / МЫ будем бить фашистов до конца,
Как лётчик Здоровцев, как капитан Гастелло, / Исполним долг советского бойца! (« В атаку, воины!» 1941 - 17 августа).
«… На колени Ленинград не встанет. - Город нашим будет на века!!!» («Город Ленина».- 1941- октябрь).
Уникальные свойства газетного журналиста позволяли немедленно откликнуться на события дня, чётко и кратко передать авторскую идею. Лаконичные тексты Феоктистова в единстве с острой карикатурой полит-плаката эмоционально воздействовали на зрителя, легко запоминались и передавались «по цепи Фронта»: = Не забудь разрушенную хату! Не забудь поруганную честь!
Встань в окопе с маленькой гранатой, / Чтоб с врагом - большие счеты свесть!
Сатирическую россыпь армейского фольклора поэт искусно превращал в лозунги и солдатские поговорки - скороговорки, виртуозно возрождал и мобилизовал все газетные оперативные жанры, кроме скучного:
= Тот победы добьётся, кто по-гвардейски бьётся !
= Знаем мы фашистскую банду и её пропаганду!. = Фашистские орды ждут похоронные аккорды и т.д. (Тревога.- Плакат. - 1941).
Вчерашний лётчик - поэт учился у пограничников и фронтовиков выносливости и терпению на амурском ветру и морозах, с уважением писал о мужской дружбе и мужественной службе в снежных траншеях и ледяной крошке. Личный опыт окопной войны придавал стихам политрука убедительность и силу военного документа: Когда шинель гремит, как жестяная, / И мягкой кажется подушка ледяная, / И сладкой каша, если штык пробьёт. / И никаких простуд или гастритов. / И только старшина дымит сердито: - Придёт сегодня почта - не придёт? (1942).
В годы всеобщей подозрительности и настороженности защитники пограничного края писали в редакцию «Тревоги» о духовных контактах с поэтом в военной шинели: «С. Феоктистов сочиняет для нас новые стихи и песни и поёт вместе с нами.
С этими песнями мы вместе крепнем и мужаем - в преодолении военного хаоса, трудностей и лишений, тяжелых испытаний войны»: Знакомый мерзкий свист над головой, / И вновь приказ: - Не открывать огня! - Земля родная, ты укрой меня, / А я тебя прикрою, я с тобой… («Амурская молитва», 1942).
Баллады о героической гибели реальных воинов - дальневосточников Миши Пирогова, Петра Галайды, заряжали бойцов ДВФ ненавистью и жаждой мести («Комсомольский билет», «О мужестве», «Гвардеец», «Богатырь» и другие).
Солдатскому сердцу были понятны яркие метафоры и сочные гиперболы стихов политрука, что звали к отмщению и к подвигам. Куплеты, перепевы, частушки, как «рядовые строчечного фронта», были главным номером отдыха - передышки на передовой, солдатской самодеятельности на погранзаставах и в воинских частях, заменяли краткосрочный отпуск в долгую Отечественную войну:
= Смотрит Гитлер и не верит: / Что за морда? Что за вид? / Перед ним стоит у двери / Первой группы инвалид:
И бинты в четыре слоя / От сапог и до волос, / Будто этого «героя» / Мял и тискал паровоз. («Трижды битый генерал», 1942).
= Что-то геббельсовы речи / Потеряли лоск и шик. / Говорят, ему у Керчи / Танк наехал на язык. («Времена меняются». - 1942).
Сатирический замес гневных выступлений поэта (satura - по-гречески смесь) возвращался к защитникам рубежей в газетах, плакатах, листовках, открытках, на оберточной бумаге махорки и пакетов.
Агитационный язык политрука превращался в солдатской среде в сокрушающую силу молотобойцев, без отдыха кующих победу. Листовки политотдела ДВФ выпускались без выходных данных, но легко узнаваемые рифмы и стиль, ритмы и почерк Феоктистова магически укрепляли в войсках чувства уверенности и «локтя политрука», у когда в подразделениях новобранцев распространялись Наставления бойцу:
А полезет наглый гость, проколи штыком насквозь!
Будет знать характер наш, если в лоб прикладом дашь!!
Вновь засветит сытой рожей - из винтовки уничтожим!
Где заметишь целой ротой, прострочи из пулемёта!
Двинет Фриц походным рядом, уложи врагов снарядом!
Если станет враг наглей, тут гранаты не жалей… и т.д. («Азбука красноармейца», - 1942).
Походные куплеты и перепевы политрука на популярные довоенные мотивы помогали маршевым ротам дробить и давить строевым маршем мифы и легенды захватчиков о блицкриге:
= Смазал пятки немец - прохвост: Не всё ему святки, Пришёл и пост. («Новые припевки и пословицы фронтовиков», - 1942).
= Враги никуда не уйдут от расплаты, / Мы всё им припомним - двуногим скотам! («Мы - русские люди»,- 1942).
= И виснут у Гитлера уши, / Почуял тирольский подлец, / Что русская пушка «Катюша» / Добьёт и его наконец. («Катюша»,- 1942).
Подвигу богатырей с Амура, решающей силе разгрома немцев под Москвой, посвящена легендарная песня С. Феоктистова «Амур - батюшка» (муз. В. Румянцева, 1942). Амурский гимн быстро стал народной песней, помогал бойцам ДВФ на фронтах и на границе, в боях и на марше, в войсках ПВО и раненым в госпиталях… Песня звучала на концертах в Фонд Победы и в Фонд Всеобуча, в Фонд восстановления городов и сёл, в Фонд комсомольских новостроек, в редкие минуты отдыха и семейных торжеств:
Коль в дальних краях земляка повстречаешь, Ты, словно пароль, эту песнь предъявляешь: «Шуми, Амур, шуми, наш батюшка…»
Литераторы Хабаровска выезжали к защитникам дальневосточных границ «по графику», а спецкор С. Феоктистов жил и работал «на линии огня», разделял с красноармейцами все тяготы окопного противостояния, терял в перестрелках боевых товарищей, только что подготовленных «полевых корреспондентов»: «Политработа - трудная работа: без выходных и до седьмого пота… Чтоб ритмами помочь пехоте, / Стреляю с танка и в строю: На рубеже - как на работе, а на работе - как в бою…» (1942).
Окопные байки и стихи, полные отвращения и ненависти к врагам, военкор С. Феоктистов включил в сценарий памятной сатирической кинопьесы «О том, как стальная дивизия стала сосновой», что стала «гвоздём в сосновый гроб оккупантов Сталинграда» в хронике Дальневосточной киностудии (1942, №4). - «Глагол поднимал в атаку миллионы штыков, приобретал мощь артиллерийского залпа», - обобщил сатирический опыт военных корреспондентов А.Н. Толстой (1942).
Комсомольский заводила и армейский запевала С. Феоктистов в военные годы был редактором и ведущим субботних передач - концертов Хабаровского краевого радио для воинов и командиров Дальневосточного фронта.
Конферанс и сатирические выступления политрука служили обличению фашизма, единению армии и тыла, подъёму патриотических акций в трудовых коллективах прифронтовых городов и сёл Приамурья. Героинями его саркастических памфлетов были и женщины - партизанки оккупированных районов: «Наши женщины - казачки не дают врагу потачки», «Как фашистского мерзавца проучили ленинградцы», «Приказано… смеяться», «Несколько слов про арийских женихов», «Весенний Фриц» и другие.
Сатирические стихи поэта-воина, высмеивающие агрессоров, впервые звучали в концертах Хабаровского краевого радио, а затем тиражировались советскими и армейскими газетами, дублировались отдельными листовками (на закрутки):
« И такие у чертей / Лютые глазищи, / И на каждом Фрице вшей, - Ну, не меньше тыщи… И уж больно велики, Не совру на слове,
Жирные, как пауки, / От поганой крови. / Немцы чешутся, а мне / Веселее стало: - Жрите, милые, сильней, / Жрите их, шакалов…».
(«Рассказ Ниловны». - 1941).
В язвительных куплетах и эпиграммах оттачивалось сатирическое мастерство поэта «от сохи» С. Феоктистова. Непогода и бездорожье поездок в пограничные районы, сердечность боевых встреч, выступления под обстрелами на позициях, боль за потери вчерашних товарищей закаляли душу, обогащали, насыщали поэтический язык фронтового корреспондента.
Сатирические карикатуры фашистов распечатывали краевая газета «Тихоокеанская звезда» и дальневосточные сборники стихов «За родину!» (1941), «Гнев» (1942), «Убей его!» (1943), «Красноармейская эстрада» (М., 1944, Вып. ¾), «Здравствуй, граница» (М., 1945), местные репертуарные листовки. Разоблачающие и бичующие куплеты и стихи фронтовой «Тревоги» повторялись многократно в концертах фронтовых бригад филармонии, на смотрах красноармейской самодеятельности, в десятках плакатов КрайТАСС, призывающие к возмездию:
= Будь сильным и стойким в упорном бою! Умело дерись за Отчизну свою!
= Для шкуры немецкой - запомни, боец! / И пуля - не дура! И штык - молодец! ( Плакат - «Тревога». - 1943).
Вести с фронтов, письма с погранзастав и укрепрайонов «мобилизовали таланты и активность газетчиков, поэтов и художников» в жестокие времена трагических отступлений и потерь, бело-чёрных испытаний и лишений, в обстановке подозрительности и доносов.
«Грохот снарядов на полигонах тылового города звучал для фронтовиков как окопная музыка». «Фронтовик Иван Петров», («Сахалинский зверолов»), дальневосточный побратим Василия Тёркина, в целой серии стихотворений С. Феоктистова не скупился на тёплые байки - шутки , песни и прибаутки, что согревали и вдохновляли бойцов и в окопных перестрелках и на отдыхе:
…Он нигде не пропадёт, / Он по-прежнему поёт: - «У меня любая рана / Раньше свадьбы заживёт…» (1942).
На исторический Приказ Главкома №272 - от 27 июля 1942 года «Ни шагу назад!» журналист не пугал штрафными ротами или заградительными отрядами. Поэт напомнил о надеждах и ожиданиях порабощенных детей на оккупированных землях, о женщинах - героинях далёкого трудового тыла; он представил потрясающей силы строки о презрении советских людей к отступникам:
Да отрекутся матери и жены От тех, кто в страхе зарывал глаза, / Кто опозорил русские знамёна, Кто перед танком пятился назад.
Кто растерял святые чувства мести, / Забыл и дочь, и сына - малыша, / Кому дороже Родины и чести / Своя гнилая рабская душа…
Трус не найдёт ни отдыха, ни места / У тёплого солдатского костра. / Его прогонит гордая невеста / И назовёт предателем сестра.
Они закроют от позора уши, Чтоб не слыхать иудиных речей. / Своей рукой расправься с малодушным, Своим свинцом отступника - убей!!! («Не отдадим России никому». - 1942).
Долг и честь, верность военной присяге, мужество на фронте и в тылу - оставались главнейшими темами воина - поэта в самые трудные дни Отечественной войны и до штурма Берлина:
Он пробрался в отчий дом стёжками, задами, / С перепуганным лицом, с мутными глазами.
Мать взглянула на него и сказала строго: - Уходи, Иуда, вон, Не погань порога!
Батя вырос у дверей: - Кайся, отщепенец! Позови, жена, людей: В нашей хате - немец! («Россия фронтовая: Отступник». - 1942).
В регулярных корреспонденциях политрук С. Феоктистов славил единство Армии и народа, крепнущее в прифронтовых районах, как непременное условие будущих побед и восстановления мирной жизни, воспевал великую душу советского солдата:
Под гневным напором Советских частей / Фашисты в безумстве зверином / Оставили в доме Голодных детей, / А стены облили бензином. // Мордатый фельдфебель - отпетый палач- / Спокойно поджёг эту хату. / И вот необычный надрывистый плач / В бою услыхали ребята… // А вечером двух белокурых мальцов / Кормили и грели солдаты… / Рискуя собою, боец Воронцов / Их вынес из рухнувшей хаты… («Детский плач». - 1942).
Самыми уязвимыми на войне были дети и старики. Поэма «Письмо» (1942) начиналась посланием многодетной матери сыну - пограничнику, который накануне погиб в перестрелке. По общему решению, однополчане пишут матери ответ:
«Дорогая Аксинья Андреевна!» Стоп! Стоп! Стоп! Так звали мать военкора С. Феоктистова, мою бабушку Аксинью Андреевну… С щемящим сердцем читаю ответ красноармейцев о геройской гибели сына в тяжёлом бою, об обязательной встрече после победы, о готовности каждого бойца стать для матери сыном - помощником: крышу починить, колодец выкопать или пруд для уток почистить… Стоп-стоп- стоп!! Письмом бойцов поэт просил у своей матери прощение, если останется навсегда в Амурской земле. Поэма пользовалась огромным успехом и в печати, и по радио, и на солдатских концертах: каждый воин Дальневосточного фронта готов был подписаться под письмом к матери… Жаль до слёз, что рождённая перед войной внучка Светлана смогла прочитать поэму только в ХХI веке, когда собирала литературный архив отца-военкора.
Летописец окопного Фронта С. Феоктистов ответственно и вдохновенно работал над каждым куплетом и каждой строкой, учитывал национальную ротацию дальневосточных частей, текучесть читателей - новобранцев из южных республик и северных областей Союза (49).
Малые сатирические формы требовали большой и напряженной душевной и лингвистической работы, уважения к национальной культуре впервые призванных бойцов - иноверцев, плохо говорящих на русском языке, к тиражам армейских газет, которые перепечатывали материалы «Тревоги» на русском и частично - на татарском или казахском, киргизском или якутском языках Союза - для мобилизованных нацменов:
Помни: к родным, дорогим плетням / Нет обходных дорог. / Через немецкий заслон огня / К дому твой путь пролёг.
Злостью своей, остриём штыка Правую месть твори!!! Переступи - через труп врага - В светлый разлив зари!
(«Переступи через труп врага». - 1943).
Поэтику «всепогодного командировочного политрука» отличали военная скупость художественных средств, яркая динамичность, обличительный и наступательный стиль сатирических строк:
= Под Ельцом у Матернера / Сразу лопнула карьера: / Били в шею, били в нос, / Еле голову унёс…
= Клейст бежал из-под Ростова / В сапогах скрипучих, новых. / Прибегает в Таганрог: / Ни мундира, ни сапог…
= Геббельс в гневе шлёт угрозы / На российские морозы: / Трудно стало врать плуту - / Мёрзнут «утки» на лету.
(«Как удирают фашисты»: Новые частушки», 1943).
Композиционная строгость, точность эпитетов, яркость метафор и новизна сравнений устанавливали прямую связь «от сердца к сердцу», превращали ПОЭТА - Агитатора - Горлана в народный рупор, а стихи - в строевой марш, в бессмертную, хрестоматийную литературу Восточной войны: …Здесь город мой, Хабаровск мой, давно ведёт с врагами бой: / МЫ бой ведём трудом своим, / Трудом своим громим здесь немцев, / И с гордой радостью глядим / На чёткий строй красноармейцев… («Слава солдату», 1943).
С почитанием и гордостью поэт писал об неизмеримых трудовых вахтах женщин, что приняли на свои хрупкие плечи тяжелые мужские профессии: железнодорожников и лесорубов, пожарных и рыбаков, зенитчиков и бойцов противохимической обороны, шахтёров и сталеваров… Они неделями не покидали цехов, в 12 - 16 часовые смены без выходных и отпусков ковали оружие для мобилизованных мужчин: «Всё для фронта, всё для Победы!».
…Теперь увесистых снарядов Растёт высокая гора. / Они нужны под Ленинградом, У Таганрога и Днепра.
Там пули рвут морозный воздух, Там не смолкает гул и свист, / Там позабыл про сон и отдых / Её лихой артиллерист…
За окнами - пурга и стужа, А на лице у Насти -пот. Ей кажется, что рядом с мужем Она под пулями идёт. («Жена солдата».- 1943).
О Геркулесовых подвигах дальневосточных мадонн Сергей Феоктистов оставил яркие поэтические свидетельства. Современники узнавали стихи военкора по высоким порывам, душевной признательности и уважению командиров женских бригад:
Сюда, как бывало, мужья и отцы, Спешат предрассветной порою. Солдатские жёны, подростки - юнцы, Спешат, как на линию боя.
Бригадным, упорным и дружным трудом / Воюют здесь русские люди. И каждый из них за проворным станком / Стоит, как пушкарь
у орудий. Здесь гневная сталь из плавильных печей / Потоком стремительным льётся . / И слышно, как дружной пальбой батарей / Она за Днепром отдаётся… (« Стихи о Комсомольске: Линия боя», 1944).
Как ловко ты в поле старалась, Как гордо растила детей, Чтоб легче ему воевалось, Чтоб шёл он на запад быстрей. («Солдат», 1944).
«Одной тебе - воле-неволей, - А надо повсюду поспеть: Одна ты и дома и в поле, Одной тебе плакать и петь», - написал М. Исаковский ярче и образней, но… после победной войны («Русской женщине», 1945).
Стихи «дальневосточного певца - искусника несравненных образов героинь тыла» формировали защитные помыслы и будили светлые надежды у читателей - красноармейцев, множили энергию мужества, звали к возмездию хранителей дальневосточного края.
Фронтовые выступления поэта под грохот обстрелов, в ненастья и морозы, его политинформации под гармонь на привале защитники восточных рубежей называли «нашей поэтической душой и песней. Он поёт от имени бойцов дальневосточного фронта - МЫ»:
… За кровь детей, за каждый крик и стон, / За все утраты, горести и беды
МЫ будем мстить, нести врагу урон / До торжества, до радости победы! ( Плакат - «Тревога». - 1944).
Личные впечатления от увиденного и пережитого капитан Сергей Феоктистов переплавлял с общенародными чувствами и чаяниями земляков в общий глас, в общую клятву, в общую песню:
МЫ всё за эти годы испытали. МЫ, стиснув зубы, всё перенесли: И вой сирен, и лязг немецкой стали, и стон родной истерзанной земли. МЫ и до смерти позабыть не в силах / Распятых жен, обугленных детей, Майданека бездонные могилы И печи, пожиравшие людей… («Русскому солдату», 1945).
Пять лет Дальневосточный Фронт сдерживал и парализовал миллионную Квантунскую армию фанатичных самураев.
Яростное противостояние разрушительным ураганом шумело над дальневосточным краем, ежедневно пожирало жертвы и средства, ежечасно поглощало физические и моральные силы упорных « защитников порога Отечества, могилы под красной фанерной звездой нам снились все долгие годы». Только за 1943 год историки зафиксировали 414 нарушений советско-японской границы, в том числе с артиллерийским обстрелом; 119 «залётов» японских самолётов и 79 атак японских кораблей на театре Тихого океана получили достойный отпор советских войск.
Здесь в тактических учениях и боевых столкновениях с противником обучались и «клонировались» дивизии второй и третьей очереди, формировались маршевые роты для Западных фронтов и армий. Вновь прибывшие солдаты совершенствовали военное мастерство, в суровых боевых условиях крепла их уверенность в победе:
= МЫ ненависть нашу, сухую, как порох, В сердцах, закаленных страданьем, храним.
Врага настигаем в окопах и норах, Вершим правосудье народа над ним! (Тревога. 1944. - 31 мая).
Репортажи о «Разведках боем», столкновениях на полевых учениях, окопная каша и «боевые 100г за помин души погибших» роднили бойцов Фронта и корреспондента, организаторский талант и личное мужество военкора служили боевым примером новичкам передней линии Фронта: «В те неистовые ночи изнурительных тревог / Я в краю Дальневосточном Нашу родину берег. Я в тяжелые минуты не спускал с прицела глаз: Я следил, чтоб ворог лютый / Не ударил в спину нас». («Слово дальневосточника», 1944).
Разработанные В. В. Маяковским принципы народной пропаганды «заряжали» политработников, журналистов и художников, на создание сатирических агит- плакатов для армии и населения. С первых дней войны творческая бригада художников и поэтов Хабаровска создавала художественные плакаты вручную и вывешивала их в витрине Центрального книжного магазина на улице Карла Маркса с призывом «Учись военному делу!»:
= Снайпер в грозном поединке Видит всё со всех сторон. Для врага он - невидимка, Но что ни выстрел - враг сражён! (Плакат. - 1941).
По мере совершенствования умений и навыков плакаты КрайТАСС множили фотопечатью и трафаретом - для агитпунктов, заводов, вокзалов, военкоматов, для общественных организаций и мест культурного отдыха трудящихся: кинотеатров, парков, красных уголков. С 1942 года плакаты размножали типографским способом - для воинских частей и погранзастав. Год спустя агитационные плакаты «Удар по врагу» выходили уже 4 раза в месяц - по подписке тиражом 3 - 3,2 тыс. экземпляров (Д. Нагишкин, 1943).
За три года войны художники Хабаровска в содружестве с поэтами подготовили 400 оригинальных плакатов, 46 из которых были выпущены Дальгизом большим форматом и общим тиражом почти 140 тыс. экземпляров.
Самые активные участники антигитлеровской агитации были премированы крайисполкомом за сотрудничество с областными и городскими газетами, за участие в патриотической пропаганде. «Амурская правда», «Биробиджанская звезда», «Камчатская правда», «Советская Колыма», »Советский Сахалин», «Тихоокеанская звезда», «Амурский речник: газета Краснознамённой Амурской флотилии» хранят в своих архивах антифашистские плакаты и стихи дальневосточных поэтов о Великой Восточной войне. Историки и краеведы изучают подшивки военных газет, особенно преддверье больших годовщин Великой Победы, находят много знакомых и родных фамилий...
В изменчивом и быстротекущем искусстве плаката ярко развивались жанровые разновидности сатиры. Главные условия успеха: оперативность информации, искусство красочного и сочного раскрытия темы - требовали машинной быстроты и точной работы художников и высокого мастерства поэтов - при одновременном упрощении лексики и отказе от изысканных приёмов поэзии (52).
В.В. Маяковский называл плакаты работой «большого словесного значения и напряжения, очищающей язык агитации от поэтической шелухи на темах, не допускающих многословия» (т.12, с. 208).
На плакатах фольклорные маски оккупантов звонко и сочно соседствовали с композиционными и графическими рисунками. Сатира и комизм уродливых образов фашистов, ядовитые стихотворные издёвки с точными типовыми деталями утверждали обречённость врагов:
… Засунет Гитлер палец в рот / И вот, для собственной утехи / Он, словно сивый мерин, врёт / Про «грандиозные успехи».
- «Успехи - там, успехи - тут…», / Но, интересно, отчего же / Дрожит берлинский псих и плут, / И синяки на подлой роже?
Прохвосты оттого и врут, / Что их, прохвостов, крепко бьют! (Полит - плакат, 1943. Рис. И. Елкина).
В каламбурных оборотах Сергея Феоктистова чётко соблюдался принцип смысловых ассоциаций: «Как свинья разъелся Фриц» (1941), «С детской соскою в кармане» (1942), «Мёрзнут «утки» на лету» (1943) - военные памфлеты сатирика были популярны в народных и радио-концертах. Заточенность строк, много- значимые слова и составные рифмы роднили стихи военкора с эпиграммами и пословицами, которые крылатыми словами и афоризмами «улетали» в народ.
От первого сигнала «Тревоги» и до Победного салюта в Москве Хабаровские плакаты КрайТАСС «Удар по врагу!» прославляли боевые подвиги дальневосточников на всех фронтах, как и трудовые вклады и рекорды тыловых коллективов (3, 17, 37, 49, 55, 85): Разящий шквал советского металла везде кровавых варваров найдёт, Испепелит взбесившихся шакалов и подлый прах по ветру разнесёт!
(«За Родину!»: Плакат. - 1941. - 5 июля).
Когда из Москвы поступил фотоплакат « Дважды Герой Советского Союза подполковник Супрун Степан Павлович» (М.-Л.: Искусство, 1941), политрук С. Феоктистов дописал к портрету стихотворение о мастерстве и мужестве советского сокола с разящей метафорой:
= И горе наглой саранче, И не уйти от смерти гадам, Когда летит на них Супрун / Всеразрушающим снарядом …
Плакатно - агитационную активность военкора С. Феоктистова ценили читатели и коллеги по перу, историки и искусствоведы (76, 81, 85): - «За гуманизм военной поэзии и связь с фольклором, публицистичность и злободневность сатирических плакатов, за художественный вкус и чувство юмора в дни войны спецкора фронтовой газеты Сергея Феоктистова читатели назвали Самым популярным поэтом Дальневосточного фронта» (Пётр Комаров,1943).
Сам же журналист называл сатирические плакаты КрайТАСС «Мои трудные и горькие дети войны». Хабаровские плакаты «Удар по врагу», в том числе со стихами С. Феоктистова, вошли во Всесоюзную Летопись изобразительно - литературных произведений ВОВ (М.: «Книга», 1944-45гг).
Блестящими аккордами военной сатирической симфонии Сергея Феоктистова прозвучали его Новогодняя сказка «В новогоднюю ночь» (1944) и Семейная переписка «Синяки и шишки» (1944) - настоящие мастер - классы для корреспондентов и читателей армейских газет Дальневосточного Фронта.
Наступательные операции Красной Армии на Западных фронтах предопределяли «перезагрузку» военно-сатирической летописи политрука, снизили критический и обличающий накал, повысили эмоциональность эпического повествования о героическом освобождении народов и городов Советского Союза.
Поэтическая сатира уступила место гордости и ликованию в песнях и поэмах о боевых победах и первых военных салютах. Главными героями пропагандистских стихов С. Феоктистова 1944 -45 гг. стали Освободители родной земли, их гвардейская уверенность в близкой Победе: Пусть каждого снова и снова / К успехам в сраженьях зовёт / Заветное русское слово, / Великое слово «Вперёд!» (1945).
В годы наступательных операций на западных Фронтах были созданы большие эпические формы с переплетением горестных и радостных эпизодов войны. «Баллада о ненависти», «Закон тайги», «Стихи о солдатской дружбе» (1944) продолжили антологию Народной войны, служили источником оптимизма, знаменем побед и славы многонациональных дальневосточных дивизий в освобождении европейских народов. На Запад идёт наше храброе войско - Всё ближе к Берлину России сыны.
Во имя Победы дерутся геройски / Солдаты великой советской страны. (Тревога. - 1945. - 4 февраля).
В историю всенародного военного подвига были вписаны дальневосточные страницы, созданы поэтические портреты земляков - Героев: Баллады о Героях Советского Союза нанайских братьях - снайперах Максиме и Иннокентии Пассар, гвардейце Александре Матросове , дальневосточном пограничнике Василии Брынь - Герое форсирования Днепра: … И пусть от крови пламенеет камень, Свистит металл пронзительно и зло, / Дальневосточный коренастый парень / Уже налёг на прочное весло… / Он за двенадцать беспримерных рейсов / В невыносимом дьявольском аду / На правый берег пятьдесят гвардейцев / Провёз у жадной смерти на виду… («Подвиг солдата», 1944).
Одесса, Проскуров, Карпаты - Деревни в слезах и золе… / И вот припадают солдаты / К родной пограничной земле… Под грохот уральских орудий / Всё дальше от прутских стремнин / Идут наши грозные судьи / В проклятый, разбойный Берлин («Граница», - 1945).
Не ослабляя своей пограничной службы, своей помощи Западным фронтам, дальневосточники следили за тяжелыми боями на западных военных театрах, где фашисты отчаянно сопротивлялись, даже в агонии уничтожали свидетелей и жертвы своих преступлений:
…Всё громче за клубами дыма / Им слышен надрывистый стон / Сестёр, матерей их родимых, / Что немцы угнали в полон,
Чьи слёзы не раз оросили / Чужбины истоптанный шлях… / Весь гнев возмущенной России Гвардейцы несут на штыках («Расплата». 1945).
В августе 1945 года оружие возмездия Красной Армии было повернуто против японских милитаристов, согласно Декларации Ялтинской конференции глав антигитлеровской коалиции. Защитник порабощенных народов Азии, ярый противник и враг подготовки бактериологической войны на Дальнем Востоке капитан Сергей Феоктистова вновь заступил на оперативный пост, направил свой сатирический талант на боевые удары фронтовой «Тревоги»:
Бей японское отродье / От утра и до утра! / Завтра крепче, чем сегодня, / И грознее, чем вчера! («Тревога». - 1945. - 15 августа).
Участник Маньчжурского похода, опытный репортёр рисовал групповые портреты самураев - камикадзе, воссоздавал на контрасте легенды о героических подвигах освободителей порабощенных народов Азии. Так, в Балладе о танковым таране безымянного героя летописец- поэт без надрыва и слёз раскрыл сражение двух фронтов - двух миров, противостояние двух систем ценностей:
…Тот танк, что вёл он впереди пехоты / Через гнилые шаткие мосты / На скрытые в полуподвалах доты,
Где бились в лихорадке пулемёты, / Где смертники зарылись, как кроты … («Данко», 1945. - «Сердце танкиста», 1946).
Корреспондентская служба и литературные победы капитана Сергея Феоктистова были отмечены военными медалями «За боевые Заслуги», «За Победу над Германией», «За Победу над Японией»(1945). В длинном Приказе о награждении орденом Отечественной войны» П степени капитан Сергей Георгиевич Феоктистов , спецкор фронтовой газеты «Тревога», - единственный полевой политрук среди награжденных военнослужащих Политуправления 2-го Дальневосточного Фронта (1945 год).
К легендарным строкам Алексея Недогонова «Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд » военный журналист без ложной скромности добавлял: «Медаль за наши песни». Поэт гордился, что медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 - 1945гг», (учрежденную 9 мая 1945 года), украшала парадный китель Верховного Главнокомандующего и трижды Героев Советского Союза И. Кожедуба и А. Покрышкина, и главных исполнителей дальневосточного гимна «Шуми, Амур»: солиста Ансамбля песни и пляски имени А.В. Александрова, н.а. СССР Артура Эйзена и солиста Большого театра, н.а. СССР П. Киричек.
«Испепеляющей пепел той пятилетней войны - пепел Клааса…» ещё полвека стучал в сердце солдатского поэта Сергея Феоктистова. Поэтическая ностальгия оказалась многолетнее и многозимнее фашистских злодеяний и горя, но о послевоенной памяти военкора разговор в другой работе.
Заключение
Репортёрские и поэтические строки военкора С. Феоктистова о трагизме и героизме Отечественной войны остаются подлинными документами и литературными памятниками истории Дальневосточного Фронта, без обращения к которым невозможно духовное развитие сегодняшних призывников. С учётом реалий современной армии, ценнейшие поэтические свидетельства правды о подвигах дальневосточников в годы войны могут и должны служить активным методическим пособием наставников по темам:
- патриотическое воспитание подростков и молодёжи, укрепление гражданских и нравственных принципов призывников;
- сохранение исторической памяти о цене Победы советского народа в Великой войне;
- борьба с фальсификацией итогов Отечественной войны и Войны с Японией;
- формирование исторического достоинства и дальневосточной гордости за подвиги земляков в годы военных испытаний.
Во имя исторической справедливости подвиги дальневосточников в годы Отечественной войны оценены Россией в 2010 году: «За мужество, стойкость, массовый героизм, проявленные защитниками города в борьбе за свободу и независимость Отечества, городу Хабаровску, штабу Дальневосточного фронта и столице героического края, присвоено звание «Город воинской славы».
В этой награде есть капля крови и военкора Сергея Феоктистова, который вдохновлял и сам сражался в рядах Дальневосточного Фронта за поруганную историю и культуру города.
Нет сомнения, что сохранившиеся в пожарах, переездах, разбойных ограблениях патриотические и сатирические произведения бойца - ветерана Дальневосточного военного округа Сергея Феоктистова должны быть переизданы, и служить историческим, наглядным и методическим пособием для воспитателей молодых призывников, документом истории и литературной культуры - для дальневосточников руководящего возраста.
Творческий опыт агитационной и пропагандистской работы поэта -воина, прослужившего в Восточном военном округе 60 лет, достоин быть сохраненным и представленным Музеем истории ДВО.
Стыдно и досадно, когда выпускники средних учреждений на экзаменах отвечают, что звание «Город воинской славы» Хабаровску присвоено за Волочаевские дни. «За державу обидно», когда губернатор Хабаровского края считает, что эта награда - за «доклад по спецсвязи Главкому И. Сталину о капитуляции Японии второго сентября 1945 года» (100).
В год 70-й годовщины исторической Победы Российского Армии и народа над фашистской коалицией Германия - Япония нелишне напомнить, что если бы хабаровские военачальники не поспешили 2го сентября праздновать капитуляцию врага, американский флот не вошёл бы в Токийский залив, американцы не высадились бы на Хоккайдо и не превратили бы остров в непотопляемый авианосец, в свои базы крылатых ракет с 10минутным подлётным временем до городов Российского Дальнего Востока.
В ответ на ноту протеста МИД Японии по поводу российских военных учений на Курильских островах (14 августа 2014 года) не грех напоминать дальневосточному сообществу, кто на борту американского линкора «Миссури» 3 сентября 1945 года от имени Императора и Главного штаба Японии подписал Акт о полной и безоговорочной капитуляции страны восходящего солнца, как принимали письменную капитуляцию представители стран антигитлеровской коалиции: США, Великобритании, Канады, Франции, Австралии, СССР, Ново-Зеландии, как из-за преждевременных хабаровских салютов пробками - первыми победителями в той Декларации о капитуляции стали далёкие от театра военных действий государства.
Не все запомнили, что последний самурай сдался в плен лишь в 1974 году, а уже с 1975 года, вопреки Акту о капитуляции, императорская Япония стала возрождать свои вооруженные силы, начиная с внутренних войск, а затем с попустительства американских оккупантов стала развивать военно-промышленный комплекс для производства бронемашин, танков, самолётов и военных кораблей, в том числе и подводных, которые сегодня вновь проверяют прочность наших границ.
Не бывает бывших военных журналистов, и ветеран Великой Отечественной войны С. Феоктистов внимательно следил за милитаризацией соседних государств, охотников за чужими землями и богатствами. Именно на Дальневосточной земле родилась басня с эпилогом «Дела собачьи» (14):
А чья-то память, как трава: Истории не помнит Ина: - Кто грабил наши острова, / Гнал нефть полвека с Сахалина?
Кто нас топил меж островов, - «Кон-току- эн» забыть готов? Кто с камикадзе был знаком и сеял море решетом?
Чтоб спецотряд Х. не воскрес, костёр блошиный до небес / Забыли быстро на Уссури, как приговор свой на «Миссури»?
Улыбки Макси, маски Мини забыть готовы жертвы и позор! Торгуют ныне Мирный договор за суп собачий с маргарином:
С поклоном «Чо-ты ма-ты, кудасай!» = («Подождите минутку, пожалуйста!» - япон.),
Им острова на блюдце подавай ?! - В торгах - не дачки из фанеры! - Проливы, шельфы, нефть - без меры…
Поэт, как Пёс, к измене не готов, Речей не терпит приторно - красивых.
Он убеждён: «Нет малых островов, Пока жива Великая Россия!» («Нет малых островов!» - Сахалинское стихотворение. - 1946).
Исторически обоснованно, практически необходимо и политически перспективно переиздание Политуправлением Восточного округа военных стихов орденоносца Второй мировой войны, ветерана ДВО - подполковника запаса Сергея Феоктистова о всенародном подвиге дальневосточников в той, Восточной войне, - с дарственной напутственной надписью на заглавном листе: «Молодому защитнику Отечества, наследнику боевых традиций от ветерана Дальневосточного Фронта с пожеланиями мира».
Политрук пол - жизни мечтал, чтобы эпиграфом к сборнику патриотических и сатирических стихов ветеранов Восточной войны встали боевые строки другого фронтовика: «Я уйти не смогу ни в запас, ни в отставку, ни в тыл…» (В. Измайлов). Мог ли представить патриот Дальнего Востока, Хабаровска, Амура, что земляки не вспомнят ни одного стихотворения Фронтового Запевалы Великой Отечественной войны Сергея Феоктистова для юбилейного коллективного поэтического сборника «У вечного огня» (Хабаровск. - 2010. - 340с.) ?!
«Как помним мы, так будут помнить нас!» - боевой наказ политрука С. Феоктистова молодым журналистам и поэтам (1945).
* * *
Боевой репертуар поэта-фронтовика Сергея Феоктистова
1. ЗА РОДИНУ: Стихи дальневосточных поэтов об Отечественной войне./ Ред. Н. Еселев. - Хабаровск: ОГИЗ - ДАЛЬГИЗ. - 1941. - 48с. / С. Феоктистов. «Отрубим голову змее…» и другие стихи. - С. 30 - 43.
2. ФЕОКТИСТОВ, С. Амурская молитва («На скальном, на высоком берегу…»): Стихи // Тихоокеанская звезда». - 2005. - 4 августа. - С.3. // Суворовский натиск. - 2006. - 19 декабря. - С.8: - В ст.: « И, как всегда, шумел Амур…».
3. ФЕОКТИСТОВ, С. Боец! С оружием своим…: Плакат И. Елкина. // Тревога.- 1943. - 27 марта. - С. 1: Тема номера.
4. ФЕОКТИСТОВ, С. «Бывало, пьяный от побед…»: Сатирические стихи. Рис. И. Елкина // Тревога. - 1942. - 6 сентября. - С. 4: - [Короткой очередью»].
5. ФЕОКТИСТОВ, С. В атаку, воины! («Дни мужества и подвигов настали…»): Стихи // За Родину! Сб. стихов дальневосточных поэтов об Отечественной войне. - Хабаровск.- 1941. - С.39 - 41. // Тихоокеанская звезда. - 1941. - 17 августа. - С.3. // СТИХИ О ВОЙНЕ - Комсомольск-на- Амуре: Б-ка им. Н. Островского. - 2013. - [К 100-летнему юбилею поэта С. Феоктистова]. /kmslib.ru/stihi-o-voyne
6. ФЕОКТИСТОВ, С. В новогоднюю ночь («Они решили собраться в блиндаже…)»: Новогодняя сказка о трёх немецких военнопленных. // Тихоокеанская звезда. - 1944. - 1 января. - С.2.
7. ФЕОКТИСТОВ, С. Великая вера (« Ещё на земле Подмосковья…») : стихи. // Тревога. - 1945. - 1 мая. - С.2.
8. ФЕОКТИСТОВ, С. Весенний Фриц (« С детской соскою в кармане». Рис. И. Елкина. // Тревога. - 1942. - С.4: - [«Короткой очередью»] // С. Феоктистов. Гнев: сб. стихов. - Хабаровск. - 1942. - С.57 - 59.
9. ФЕОКТИСТОВ, С. Враки («Точно в срок, на удивленье…»); Тришкин кафтан («У берлинского, у Тришки…»; Рис. И. Елкина. // Тревога. - 1942. - 23 апреля. - С.4: - [«Короткой очередью»].
10. ФЕОКТИСТОВ, С. Времена меняются: Свежие куплеты («Шли арийцы на столицу…»); илл. // Тревога. - 1942. - 25 января. - С.4: -[«Короткой очередью»].
11. ФЕОКТИСТОВ, С. Высасывают из пальца («Засунет Гитлер палец в рот»); Плакат: Рис. И. Елкина. // Тревога. - 1943. - 25 марта. - С. 4: - [«Короткой очередью»].
12. ФЕОКТИСТОВ, С. Гнев: Сб. стихов. - Хабаровск: ОГИЗ - ДАЛЬГИЗ. - 1942. - 64с.
13. ФЕОКТИСТОВ, С. Город Ленина («Под жестокий грохот канонады..»): Стихи. // Тихоокеанская звезда. - 1941. - 10 октября. - С.3. // Словесница искусств: Хабаровск. - 2006. - №18. - С.113. // Память и долг боевого сердца: Сценарий литературного вечера памяти поэта С. Феоктистова/ Сост. С.С. Феоктистова. - Хабаровск: ДВГНБ. - 2013. - 42с. //www.calameo.com/books/0024454501d22c322d9d1 -2013.
// Стихи о войне. - Комсомольск-на- Амуре: Б-ка им. Н. Oстровского. - 2013. - июль. //www. kmslib.ru/ stihi-o-voyne: - [K 100-летнему юбилею поэта С. Феоктистова]. // Муниципальный вестник: Санкт- Петербург: МО 65. - 2014. - 23 января. - С.3: - [К 70-й годовщине полного снятия блокады города Ленинграда].
14. ФЕОКТИСТОВ, С. Дела собачьи («Болонка Джуди пожалела»): Басня с прологом // Суворов. натиск. - 2005. - 23 февраля. - №22. - С.8.
15. ФЕОКТИСТОВ, С. Жена солдата (« С утра двухлетнего сынишку…») : Стихи. // Тихоокеанская звезда. - 1943. - 7 марта. - С.2.
16. ФЕОКТИСТОВ, С. За Родину! («На поле боя провожая сына…»): Плакат И. Елкина. // Тревога. - 1941. - 5 июля. - С. 3.
17. ФЕОКТИСТОВ, С. «Как амурский паренёк десять фрицев приволок»: (Фронтовая быль): Плакат «Удар по врагу» №95. Союза писателей и Союза художников Хабаровского края. Худ. И. Елкин.- Хабаровск: Дальгиз. - 1943. - февраль. - Хромолитография 86 х 57 см. 3000 экз. 2р.
18. ФЕОКТИСТОВ, С. Как фашистского мерзавца проучили ленинградцы // С. Феоктистов. Гнев. - Сб. стихов.- Хабаровск. - 1942. - С.47- 49.
19. ФЕОКТИСТОВ, С. Как фашисты удирают: Новые частушки. (« Удивило страшно всех…»). // Тревога. - 1943. - 1 января. - С. 3: - [«Короткой очередью»].
20. ФЕОКТИСТОВ, С. «Катюша»: Новая песенка («Краснеют у Гитлера уши…»). // Тревога. - 1942. - 15 февраля. - С. 3: - [«Короткой очередью»].
21. ФЕОКТИСТОВ, С. Клятва амурцев (« Мы тебя отстоим, дорогая Москва…») // Стихи о войне. - Комсомольск-на- Амуре: Б-ка им. Н. Островского . -2013. - июль. //www. kmslib.ru /stihi-o-voyne: - [К 100-летнему юбилею поэта].
22. ФЕОКТИСТОВ, С. Красноармейская - Дальневосточная («Мы грозную клятву и волю народа…»): Песня: Муз. Г. Буденного. // Тревога. - 1941. - 26 июля. - С. 3: ноты
23. ФЕОКТИСТОВ, С. Краткая биография обер - ефрейтора Шмутке («Родившись в семье проститутки и вора…»). // Тревога. - 1941. - 21 декабря. - С. 4: - [«Короткой очередью»].
24. ФЕОКТИСТОВ, С. Мы победим! («Мы сердцем и душою отыскали…»): Плакат // Тревога. - 1941. - 5 декабря. - С.2.
25. ФЕОКТИСТОВ, С. Мы - русские люди (« До самых небес поднимая знамёна…»): Стихи. // Гнев: Сб. стихов. - Хабаровск. - 1942. - С.3-4.
26. ФЕОКТИСТОВ, С. Наши женщины - казачки не дают врагу потачки («Как свинья разъелся Фриц…»). // Тревога. - 1941. - 7 декабря. - С.4: ил. - [«Короткой очередью»] // С. Феоктистов. Гнев: сб. стихов. - Хабаровск: - 1942. - С.49 - 51.
27. ФЕОКТИСТОВ, С. Несколько слов про арийских женихов («Немка Хильда загрустила»). // Тревога. - 1941. - 28 декабря. - С. 4: - [«Короткой очередью»]. // С. Феоктистов. Гнев: Сб. стихов. - Хабаровск. - 1942. - С.59-61.
28. ФЕОКТИСТОВ, С. Новые пословицы фронтовиков // Тревога. - 1942. - 13 декабря. - С. 4: - [«Короткой очередью»].
29. ФЕОКТИСТОВ, С. О том, как стальная дивизия стала сосновой («Железом крестов и оружием бряцая…»): Сатир. кинопьеса в 4 частях и 5 вагонах; Рис. И. Елкина. // Тревога. - 1942. - 11 января. - С. 4: - [«Короткой очередью»].
30. ФЕОКТИСТОВ, С. Об Иване - партизане и немецком фон Болване («Били в грудь себя фашисты»); Рис. И. Елкина. // Тревога. -1942. - 1 марта. - С. 4: - [«Короткой очередью»].
31. ФЕОКТИСТОВ, С. Орлицу - мать не выдадут орлята («На поле брани провожая сына…»): Стихи. // Тревога. - 1941. - 5 июля. - С.2: Назв.: «За Родину!» // ЗА РОДИНУ! Сб. стихов дальневосточных поэтов об Отечественной войне. - Хабаровск. - 1942. - С.37 - 39.
32. ФЕОКТИСТОВ, С. Отрубим голову змее («В родные светлые края…»); Стихи. //Тревога. - 1941. - 23 августа. - с.4. // Красноармеец. - 1941. - №21. - С.8. // За родину: Сб. стихов - Хабаровск. - 1941. - с.30-32. // Стихи о войне. - Комсомольск-на- Амуре: Б-ка им. Н. Островского. - 2013. - июль // kmslib.ru/ stihi-o-voyne . - [К юбилею поэта]. // Память и долг боевого сердца: Сценарий литературного вечера / Сост. С.С. Феоктистова. - Хабаровск: ДВГНБ. -2013. - 42с. - [К 100-летнему юбилею поэта Сергея Феоктистова].
33. ФЕОКТИСТОВ, С. Переступи через труп врага («Немец! И голосом наших жен…»): Стихи //Тревога.- 1943. - 24 июля. - С.4
34. ФЕОКТИСТОВ, С. Письмо (« Глаза закрывает нахлынувший сон…»): Поэма. // Тревога. -1942. - 15 мая. - С.4. // На рубеже: Литер.-худ. альманах. - Хабаровск: ОГИЗ. - 1942. - С.51-53. // С. Феоктистов. Гнев: Сб. стихов. - Хабаровск. - 1942. - С. 41-44. // УБЕЙ ЕГО! Эстрадный сб. - Хабаровск/ - 1943. - С.15-18.
35. ФЕОКТИСТОВ, С. ПОЛИТПЛАКАТ («Засунет Гитлер палец в рот…»): Рис. И. Елкина. // Тревога. - 1942. - 23 марта. - С.3.
36. ФЕОКТИСТОВ, С. Приказано…смеяться («В понедельник фрау Шлипке…»); Рис. И. Елкина. // Тревога. - 1942. - 22 марта. - С. 4: - [«Короткой очередью»]. // С. Феоктистов. Гнев: Сб. стихов. - Хабаровск. - 1942. - С.54- 55.
37. ФЕОКТИСТОВ, С. Про кузнеца Калину (« У колхозника Калины…»): Плакат «Удар по врагу» №100; Худ. Дм. Нагишкин. - Хабаровск: ДАЛЬГИЗ. - 1943. - февраль. - Хромолитография 86 х 57 см. - 3000 экз. - 2р
38. ФЕОКТИСТОВ, С. Про пиры, святки и немецкие пятки («Немцы подняли галдёж…); Рис. И. Елкина // Тревога. - 1942. - 11 января. - С.4: - [«Короткой очередью»].
39. ФЕОКТИСТОВ, С. Прославь оружие своё! (« Пожар войны идёт по нашим сёлам»): Плакат И. Елкина // Тревога. - 1941. - 7 сентября. - С. 3.
40. ФЕОКТИСТОВ, С. Пуля снайпера - гвардейца под землёй достанет немца («Утром три немецких Фрица…»): Сатир. плакат; Рис. И. Елкина. // Тревога. - 1942. - 14 июня. - С. 4: - [«Короткой очередью»].
41. ФЕОКТИСТОВ, С. Рассказ Ниловны («Как вошли они в мой дом…»); Рис. И.Елкина // Тревога. - 1942. - 18 января. - С.3: - [«Короткой очередью»] // С. Феоктистов. Гнев: сб. стихов. - Хабаровск. - 1942.- С. 55- 57.
42. ФЕОКТИСТОВ, С. Родина зовёт («Голодный ворон каркает над нами…»): Стихи. // Тревога. - 1942. - 31 июля. - С.2; - То же. - // Песни Сталинградской битвы. - Волгоград: Нижне -Волжское изд-во, 1985. - С. 35-36.
43. ФЕОКТИСТОВ. С. Россия фронтовая: 2.Отступник («Он пробрался в отчий дом…») // С. Феоктистов. Гнев: Сб. стихов. - Хабаровск.- 1942. - С.20-21. // ВСЁ ЛУЧШЕЕ - ДЕТЯМ: Конспект лекции по литературному краеведению / Сост. С. Феоктистова. - СПб. - 2013. - 25с. - [К 100летию поэта - фронтовика Сергея Феоктистова]. // www. add.coolreferat.com/docs/index-2654 .
44. ФЕОКТИСТОВ, С. Русскому солдату (« Мы всё за эти годы испытали…»): Стихи. // Тихоокеанская звезда. - 1945. - 21 апреля. - С.2.
45. ФЕОКТИСТОВ, С. Синяки и шишки: Из семейной переписки: 1.(«Пишу, мой фатер, из Херсона…»); 2. («Новогодний мой привет…»). // Тихоокеанская звезда. - 1944. - 1 января. - С.2: Сатира.
46. ФЕОКТИСТОВ, С. Сердце танкиста («Всё кажется, живёт он и поныне…»): Стихи. // Тихоокеанская звезда. - 1946. - 6 августа. - С. 3. //
Тревога. - 1946. - 18 июня. - С.2. // Сов. Сахалин. -1948. - 28 марта. - С.3: Назв.: «Данко». // Память и долг боевого сердца: Сценарий литературного вечера. / Сост. С.С. Феоктистова. -Хабаровск: ДВГНБ. - 2013. - 42с. //
47. ФЕОКТИСТОВ, С. Слава солдату (« У светлых зданий на виду…»): Стихи // Тихоокеанская звезда. - 1943. - 21 ноября. - С.2.
48. ФЕОКТИСТОВ, С. Слово дальневосточника («Смолкнут гулкие раскаты…»): Стихи. // Пограничник. - 1944. - №22. - С. 36.
49. ФЕОКТИСТОВ, С. Смерть бандитам! («Всё на пути своём сметая…»): Полит. плакат И. Елкина. // Тревога. - 1942. - 6 сентября. - С.3: - [«Короткой очередью»].
50. ФЕОКТИСТОВ, С. Стихи о Комсомольске: Линия боя (« Здесь только недавно убрали леса…») : Стихи. // На рубеже: Литер.- худ. альманах. - Хабаровск: ОГИЗ. - 1944. - С.16.
51. ФЕОКТИСТОВ, С. Товарищ воин! («Кровавый изверг под Москвой: Суров и грозен час…») // Тревога. - 1941. - 10 ноября. - С.4. // СТИХИ о войне / Б-ка им. Н. Островского: Комсомольск-на-Амуре. - 2013. -июль. - [К 100летнему юбилею поэта - фронтовика].
52. ФЕОКТИСТОВ, С. Трижды битый генерал («Смотрит Гитлер и не верит...); Рис. И. Елкина // Тревога. - 1942. - 4 января. - С. 3: - [«Короткой очередью»]. // С. Феоктистов. Гнев: Сб. стихов. - Хабаровск. - 1942. - С. 51 - 53.
53. ФЕОКТИСТОВ, С. Условный батальон («Инспектор пехоты и доктор Манрес…»): Стихи; Рис. И. Елкина. // Тревога.- 1942. - 8 февраля. - С. 4: - [«Короткой очередью»].
54. ФЕОКТИСТОВ, С. Ферапонту Головатову («Гудит, иноземца карая…»): Стихи, плакат. // Тревога. - 1943. - 31 января. - С.4.
55. ФЕОКТИСТОВ, С. «Фронтовик Иван Петров…»: Стихи. // Тревога. - 1942. - 18 октября. - С. 3: Плакат И. Елкина: « Сахалинский зверолов».
56. ФЕОКТИСТОВ, С. Цветочки и ягодки («Всемирный трепач и слюнявый урод…»). // Тревога. - 1941. - 21 декабря. - С. 4: Рис. И. Елкина. - [«Короткой очередью»].
57. ФЕОКТИСТОВ, С., Иванова Ю., Колобов В. «Экономь во всем - помогай фронту!»: Плакат «Удар по врагу!» №100; Худ. Дм. Нагишкин. - Хабаровск: ДАЛЬГИЗ. - 1943. - янв. Хромолитография: Формат 58 х 85 см.- Тираж 3000 экз.- 2р.
58. ФЕОКТИСТОВ, С. Маньчжурская тетрадь (« Ну, вот, и 9 мая отпраздновал русский народ …»): Поэма -реквием. // Суворовский натиск. - 1983. - 14 июля. - С.4: Предисловие ред. - [К 70летию поэта- воина Сергея Феоктистова].
Литература о военно-сатирической поэзии:
59. ВСТРЕЧА С ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫМИ ПИСАТЕЛЯМИ // Тревога. - 1943. - 13 августа. - С.4.
60. ГАЛЯВИН, А.С. Юмор и сатира в советской поэзии: Сб. литер. - критических статей. - Ульяновск: кн. изд-во. - 1960. - 94с.
61. ДОБРОВОЛЬСКАЯ, И.В. Когда говорят музы, пушки молчат: Искусство на Дальнем Востоке в годы Великой Отечественной войны. // Словесница искусств. - 2006. -№18. - С. 110-112.
62. КЛЕБАНСКАЯ, А. На Дальнем Востоке. //Литература и искусство. - М. - 1942. - №4. - 3 октября. - С. 4: - [О сб. стихов «Гнев»].
63. КОМАРОВ, П. Боевая традиция. // Тихоокеанская звезда. - 1943. - 18 июля. - С.3: - [Политические плакаты КрайТАСС «Удар по врагу»].
64. КОМАРОВ, П. За создание большой дальневосточной литературы. // Тихоокеан. звезда. - 1945. - 8 июля. - С.3: - [Доклад на собрании краевого литературного актива].
65. КОМАРОВ, П. Наш край в поэзии и музыке. // Литер. газета. - 1945. -10 мая. - С.1.
66. КОЧЕШКОВ, Н. Оружием сатиры // Дальний Восток. - 1975. - №5. - С.113 - 115.
67. КРАСНОАРМЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ РАДИОГАЗЕТА // Красная звезда. - 1940. - 23 октября. - С.2.
68. КРАСНОШТАНОВ, С.И. О святости добрых начал: К 90летию со дня рождения С.Г. Феоктистова. // Дальний Восток. - 2003. - №3. - С. 179 - 183.
69. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПУТЕВОДИТЕЛЬ: Хабаровские писатели: Судьбы и творчество / Ред. - сост. М. Асламов, Н.А. Костюк, А.К. Полищук.
- Хабаровск. - 2004. - С.12, 291-292: -[ Стихи военных лет]; - С.321: биогр., справка, библиогр., портрет поэта; фото: С.134,180,291. //
70. МАСЛОВА, А.Н. «С лейкой и блокнотом…» // Дальний Восток. - 1978. - №5. - С. 136 - 138.
71. МАШУКОВ, И. Стихи дальневосточных поэтов // Дальний Восток. - 1947. - №1. - С.129 - 134: - [Поэзия военных лет].
72. МАЦИЕВСКАЯ, Н. Старое, но грозное оружие // Слово, которое вело в бой: Сб. статей. - Киев: Изд-во КГУ, 1971. - С. 171 - 185: - [О военных перепевах популярных довоенных песен].
73. МАЯКОВСКИЙ, В. В. Во весь голос: Вступление. - М.: ГИХЛ. 1930.
74. МЕДВЕДЕВ, Рой. Иосиф Сталин и Иосиф Апанасенко: Дальневосточный фронт в Великой Отечественной войне / Росс. газета. - 2014. - №9.
75. МОНАКОВА, И. Советская литература в годы Великой Отечественной войны: Лекция. - Свердловск: Гос. пед. ин-т.- 1957.- С.49, 56, 88.
76. МОРОЗОВ, П. Окна военно-политического плаката «Удар по врагу» // П. Морозов. Хабаровск: История. Современность. Перспективы. - Хабаровск: кн. изд-во. - 1968. - С.51-55.
77. НАГРАЖДЕНИЕ ГРАМОТАМИ ПИСАТЕЛЕЙ. // Литер. газета. - 1945. - 10 февраля. - С.1: - [K 400-му выпуску плаката «Удар по врагу»].
78. ПАВЛОВСКИЙ, А.И. Героическая песнь Победы // Победа и мир: Сб. науч. тр. - Л.: Ин-т русской лит-ры (Пушкинский дом), 1987. - С. 37- 63.
79. ПАВЛОВСКИЙ, А.И. Русская советская поэзия в годы Великой Отечественной войны: Закономерности и своеобразие художественного развития // Автореф. дисс… докт. филолог. наук - Л.: 1972. - 42с.
80. ПЕРЕПЁЛКИНА, А.Н. Печать как средство воспитания политической и трудовой активности трудящихся Дальнего Востока в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). // Автореф. дисс… канд. истор. наук. - М. - 1981. - 26 с.
81. ПОЛНИКОВА, И. Хабаровские плакаты сатиры «Удар по врагу» // ВОЙНА. ПОБЕДА. ПАМЯТЬ: Народный проект… / Сост. И. Полникова. - Хабаровск: ООО «Ред. газ. «Мол. дальневосточник». - 2011. - С. 66 -67: - [фото плакатов].
82. ПРОНЯКИН, К. Забытые награды // Моё побережье: пос. Ванино. - 2013. - 16 октября. - С. 6: Портрет поэта Сергея Феоктистова. //МК в Хабаровске: 2013.10. 15. // hab.mk.ru/article/2013/10/15/930797-zabyityie -nagradyi.html // debri - dv.com/ article/7913
83. ТАТУЙКО, А. Муза в солдатской шинели: Литературное движение в войсках Дальневосточного фронта в годы ВОВ. // Дальний Восток. - 1982. - №4. - С. 151 - 154.
84. ТОЛСТОЙ, А.Н. Родина // Правда. - 1942. - 7 ноября. - С.2.
85. ТРУДНЫЙ ПУТЬ К ПОБЕДЕ: Сб. документов Гос. архива Хабаровского края о ВОВ и войне СССР с Японией; Предисловие Н. Дубининой. - Хабаровск: Частная коллекция. - 2005. - 544с., ил.; Им. указ.: С.499; - [Плакаты «Удар по врагу» : С.8; С.293, 300, 302].
86. У ВОИНОВ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФРОНТА: Боевые песни. // Тихоокеанская звезда. -1944. - 23 февраля. - С.3. - [Песни на военные стихи С. Феоктистова].
87. ФЕОКТИСТОВА, С.С. Граница, граница, ты в сердце моём! // Дальневост. пограничник. - 2008. - 15 мая. - -С.8: портрет поэта Сергея Феоктистова. - [ К 90летию пограничных войск].
88. ФЕОКТИСТОВА, С.С. Дальневосточный поэт - фронтовик Феоктистов Сергей Георгиевич (1913 -1999): Памятка для читателей: Библиограф. пособие. / Сост. С.С. Феоктистова; Ред. Н.П. Ольшевская. - СПб - Хабаровск. - 2010. - 28с., ил.
89. ФЕОКТИСТОВА, С.С. Егорьевский ученик «Агитатора, Горлана, Главаря» // «Егорьевское утро». - 2008. - 17 июля. - С.13. : Предисловие ред.; Портрет поэта С.Г. Феоктистова. - [К 115-летию со дня рождения В.В. Маяковского].
90. ФЕОКТИСТОВА, С.С. И как всегда шумел Амур… // Тихоокеанская звезда. - 2005. - 4 августа.- С. 3. - [Слово об отце - ветеране].
91. ФЕОКТИСТОВА, С.С. Народная песня отца: К 10й годовщине смерти поэта С. Феоктистова (1913 - 1999). / С.С. Феоктистова // История и культура Приамурья. - 2009.- №1. - С.154-157. - Библиогр.: с.156-157 (55 назв.).
92. ФЕОКТИСТОВА, С.С. Память и долг поэта - фронтовика Сергея Феоктистова (1913 - 1999): Сценарий литературного вечера памяти дальневосточного поэта. / Библ.: 100 назв. литер. сб. для выставки и конкурса чтецов.- СПБ. - 2013. - 29с. //
93. ФЕОКТИСТОВА, С.С. Поэт Дальневосточного фронта: Взгляд сквозь годы // Дальневост. пограничник. - 2010. - 1 июля. - №25. - С.11: Портрет С.Г. Феоктистова.
94. ФЕОКТИСТОВА, С.С. Спецкор газеты Дальневосточного Фронта. // Суворовский натиск. - 2005. - 23 февраля. - №22. - С.8: - [Заметки об отце].
95. ФЕОКТИСТОВА, С.С. Стих продолжает жить: Памяти поэта Сергея Феоктистова. // Дальневост. пограничник. - 2009. - 27 мая. - С.3: Портрет поэта. - [K 10 годовщине смерти поэта].
96. ФЕОКТИСТОВА, С.С. Разговор с отцом («Ты жил, как сжатая пружина…»): Стихи // Всё лучшее - детям: Методическое пособие для работы с подростками. - СПб. - 2013. - 42с.: - [К 100летнему юбилею со дня рождения дальневосточного поэта - фронтовика Сергея Феоктистова (1913 - 1999)]. // www. add.coolreferat.com/docs/index-2653.html?page=3
97. ЧЕРНЫШОВА, В.И. Город в суровые годы Отечественной войны // В.И. Чернышова. Хабаровск: К 100летию города. - Хабаровск: кн. изд-во. - 1958. - С.67 - 76.
98. ЭТОТ ДЕНЬ МЫ ПРИБЛИЖАЛИ, КАК МОГЛИ : Электронный учебник по литературе Дальнего Востока. - 2010: портрет поэта. //www.ldvprojekt.narod.ru/hage4.html
99. ПРИКАЗ ВОЙСКАМ 2го Дальневосточного фронта от 6 сентября 1945г о награждении Орденом Отечественной войны П степени : - 41. Капитана Феоктистова Сергея Георгиевича - спец. корреспондента газеты «Тревога» //
100. ЗВАНИЯ КАК МУСОР… - http: // spp-43.livejournal.com/200714.html
Феоктистова Светлана Сергеевна, дочь политрука,
биограф и пропагандист наследия отца - поэта,
канд. мед. наук.
P.S.:
«De mortuis aut bene aut nichil», - говорили древние греки. Я выбрала «очень хорошо», поскольку об отце сегодня знаю больше всех других живущих, заслуженно воздаю поэту за литературное наследие и не творю из него идола.
Низкий дочерний поклон и сердечная благодарность землякам - дальневосточникам, безвозмездная помощь которых позволила ad maximum восстановить и систематизировать литературное наследие дальневосточного поэта - патриота:
Букрееву Александру Ивановичу, профессору, экс- директору ДВГНБ, РНБ и Президентской Библиотеки имени Б.Н. Ельцина;
Масловой Александре Николаевне - экс- директору ДВГНБ, покойному ст. сотруднику отдела краеведения РНБ;
Сапожникову Александру Ивановичу - заведующему отделом газет РНБ;
Перовой Галине Мефодьевне - заведующей журнальным отделом ДВГНБ и РНБ;
Леонтьевой Маргарите Вячеславовне - ст. сотруднику журнального отдела РНБ;
Нестеровой Елене Александровне - заведующей Центральной справочной библиотеки РНБ;
Федяевой Любови Филипповне - заведующей МБА ДВГНБ;
Балашовой Марине Леонидовне - заведующей отделом краеведения ДВГНБ;
Бутриной Галине Александровне -ст. сотруднику отдела краеведения ДВГНБ;
Гребенюковой Н.П. - ст. науч. сотруднику Хабаровского краеведческого музея им. Н.И. Гродекова;
Красноштанову Сергею Иннокентьевичу - профессору кафедры литературы Хабаровского института искусств и культуры;
Сёминой Н.В. - ст. библиографу Хабаровского института искусства и культуры;
Пронякину Константину Анатольевичу - издателю и журналисту, г. Хабаровск.
С пожеланием долгих творческих лет,
семейного благополучия и счастья
С.С. Феоктистова