Не утихает череда скандалов, связанных с вопросами авторских прав. То ли вопрос этот слишком тонкий и деликатный, посему вызывает много споров, то ли наследники и авторы стали юридически подкованными, однако свершившийся факт — количество дел о защите авторских прав в судах с каждым годом все увеличивается. Причем масштаб тяжб неуклонно возрастает. От частных столкновений переходим к почти международным скандалам!  

 

Под занавес Игр «Дети Азии»: якутский продюсер и композитор Лариса Донская обвиняет организаторов в плагиате. По ее утверждению, на открытии Игр звучала мелодия, которая там звучать никак не должна была. Даже премьера произведения, музыка к которому была ею написана, еще не состоялась.

 

Организаторы утверждают обратное: премьера была! И вообще: композитор должна быть довольна уже тем, что ее имя будет стоять в титрах рядом с именами известных во всем мире коллег, а написанная музыка услышана миллионами российских и зарубежных телезрителей, смотревших прямую трансляцию Игр по телеканалу «Спорт».  

 

Оно, конечно, звучит хорошо… но как-то нелогично.

 

У человека без спросу взяли некое имущество, а когда он начинает возмущаться этим фактом, ему говорят: ты чо?! мы же всем говорим, что это твое…

Что же не поделили творческие люди?  

 

ЛАРИСА ДОНСКАЯ: «ДАЖЕ РАЗРЕШЕНИЯ НЕ СПРОСИЛИ»

 

Спорный музыкальный фрагмент — отрывок из рок-оперы «Quo vadis», написанной по мотивам романа Г. Сенкевича. В нем описываются мучения первых христиан в эпоху правления Римом императора Нерона — все это происходит на фоне истории любви римского легионера и молодой христианки. Подробно о несостоявшейся премьере и самой опере мы писали несколько номеров назад в «Афише».  

 

Напомним: премьера должна была проходить в католической церкви Святой Троицы, но увидеть ее широкая публика не смогла благодаря еще одному международному скандалу. Стараниями якутских властей (правда, на неофициальном уровне) было сделано все, чтобы сорвать визит посла Ватикана (апостольского нунция) Антонио Меннини. В результате местным католикам настоятельно рекомендовали не открывать церковь в связи с тем, что «не подписан акт приемки здания».

 

Примечание:

То, что не был подписан (и не будет подписан до октября) акт приемки здания Бизнес-центра, принадлежащего ОАО «Нижнее-Ленское», не помешало властям Якутии открыть его и даже организовать там что-то вроде штаб-квартиры организаторов Игр. О том, что случилось в итоге, мы писали в прошлом номере — пятилетний ребенок свалился в дыру на эстакаде и получил серьезные травмы.

 

В результате церковь не открыли, нунций не приехал, а премьера оперы не состоялась. Зато был генеральный прогон, на котором присутствовали наш журналист и ряд представителей якутской богемы. Именно там музыка звучала для публики в первый раз.

 

Лариса Донская, продюсер, автор:

— За два дня до открытия Игр мне позвонила мой режиссер Лена Корнилова и спросила: «А почему на открытии звучит отрывок из твоей оперы? Ты в курсе»?

 

Я очень удивилась. Это общепринятое правило: до премьеры музыку, фрагменты текста, декорации не могут где-либо использовать. Так принято во всем мире. Поэтому я пошла на репетицию, убедилась в этом сама: да, там звучит моя музыка. Сразу же возник вопрос, как она могла попасть к организаторам? Только через аранжировщика Михаила Перетертова. Когда я позвонила ему, тот не счел нужным даже принести мне свои извинения, просто как факт сообщил, что переделал ее для церемонии открытия. Но в основе-то мелодия моя! Потом мы разговаривали еще раз, он сообщил, что я буду указана в титрах как автор. То же самое подтвердил Карл Сергучев, помощник Андрея Борисова. Однако меня это не устраивает, я вложила в постановку много собственных сил и средств, взяла большой кредит.  

 

Сразу после открытия Ларисой Донской были написаны два письма — одно в Министерство культуры, второе — в оргкомитет Игр «Дети Азии». Ответов она не получила. Конечно, возможно, в запарке Игр чиновникам было не до отписок, но позвонить-то можно? Мирно решить дело (автор готова не доводить дело до суда, хотя адвокат заверяет ее, что дело заведомо выигрышное).  

 

ОРГАНИЗАТОРЫ ИГР: «НЕТ ПОВОДА ДЛЯ ССОРЫ»  

 

Удалось связаться и поговорить со второй заинтересованной стороной, заместителем художественного руководителя церемонии открытия и закрытия Игр «Дети Азии», известным в республике режиссером Карлом СЕРГУЧЕВЫМ.  

 

— Музыку Ларисы Донской мы действительно использовали, но с небольшими изменениями. Почему? Да потому что я знал, что премьера оперы уже была. Даже ваша газета об этом писала. Если надо, я подшивки могут поднять!

 

От редакции:

Поднимать нашу подшивку нет смысла. Мы и сами помним, о чем писали. О генеральной репетиции, последнем прогоне рок-оперы. Но никак не о премьере, которая была сорвана чиновниками мэрии — по своей инициативе, или по приказу из ДП №1 запретившим открывать католический костел накануне визита нунция.

 

— Да, ошибка была в том, что ее не спросили, но мы ведь готовы признать свою вину. А в разговоре, который состоялся у нас позже, я заявил, что ее имя будет указано во всех материалах, выпускаемых дисках. Она вроде бы со мной согласилась, а теперь я узнаю, что это не так. Чем плохо, что твою музыку услышали миллионы людей по всему миру? Я думаю, что нам нужно разъяснить эту ситуацию и не доводить ее до конфликта. В принципе, в Якутии не так уж много композиторов, способных писать музыку с хорошим современным звучанием, Лариса — одна из них. Я думал, что с этим человеком можно работать, но если она настроена довести конфликт до суда, то на этом наше дальнейшее сотрудничество просто закончится и все…  

 

НА ГОТОВЕНЬКОЕ

Больше всего автора музыки раздора обижает тот факт, что в свое время Министерство культуры не поддержало ее при постановке рок-оперы. Пришлось залезать в долги.

А как потребовалось — пришли, так сказать, на готовенькое.

— Когда я просила на «Quo vadis» поддержки у Министерства культуры, мне в ней было отказано, — вспоминает Лариса Донская. — Конечно, лестно, что моя музыка звучала на церемонии открытия, значит не такая уж она плохая. Но чисто по-человечески обидно, могли бы и спросить. Я до сих пор готова решить дело миром, если мне принесут извинения и выплатят определенную сумму компенсации. Но теперь все переговоры — только через адвоката.  

 

НАРУШЕНИЕ АВТОРСКИХ ПРАВ В ЯКУТИИ

Громкое дело, связанное с нарушением авторских прав, связано с творческим наследием классика якутской литературы Платона Ойунского. Одна из якут-ских писательниц Елена Слепцова переложила в прозу его самую известную поэму — «Нюргун Боотур Стремительный». При жизни дочери классика она спросила у нее разрешения, но никак не подтвердила этот факт документально. Это и стало роковой ошибкой поэтессы — после смерти Сарданы Ойунской наследники, которых покоробило столь вольное обращение с авторским текстом, подали в суд на нарушение авторских прав. Дело до сих пор не разрешено.  

 

--------------

Второй громкий процесс касался имени известного в Якутии и за ее пределами художника Тимофея Степанова, иллюстрации которого часто используются при оформлении книг и брошюр. Народному художнику принадлежит серия монументальных картин на тему якутского эпоса олонхо, значение которых при жизни художника оценено не было. Сейчас, когда ЮНЕСКО признали олонхо нематериальным шедевром человечества, произведения мастера оценили по достоинству. Вдова и дочь мастера несколько раз судились с Национальным художественным музеем, НИПК «Сахаполиграфиздат» и Министерством предпринимательства, изготовлявшими незаконные копии картин мастера.  

В последних двух исках им было отказано.  

 

----------

Пару лет назад свои авторские права пытался отсудить у компании «Сахаинтернет» (организатора конкурса красоты «Мисс виртуальная Якутия») известный в городе фотограф Валерий Баев. В вину организаторам он ставил тот факт, что под фотографиями девушек, которые те постоянно используют в своих баннерах и рекламных акциях, не стоит его имя. Также его имя и телефон отсутствует в официальном списке фотографов конкурса.  

Оргкомитет принял соломоново решение — временно снять с участия девушек, фотографировавшихся у Валерия Баева, пока они не переснимутся у других, более лояльных фотографов. Валерий Баев трижды подавал судебные иски и все три раза проигрывал.

 

Татьяна Бриз,

«Якутск Вечерний», № 28.