Обновленный пилотный выпуск «МД»
Обновленный пилотный выпуск «МД»
День российской печати 13 января в Хабаровске был отмечен, как мне кажется, знаковым и в некотором смысле парадоксальным отраслевым событием. После почти двухмесячного перерыва вышла в свет старейшая в крае газета - «Молодой дальневосточник», правда, с небольшим дополнением в названии - 21-й век.
 
Это издание было перерегистрировано, обновлено немного в дизайне и в концепции, однако все творческие традиции газета постаралась сохранить. Учредителями издания стали хабаровские журналисты Максим Молотов, Денис Пензин [бывший следователь, адвокат] и бывший председатель краевого комитета по печати Владимир Чернышов.
 
Об этом человеке я попробую чуть позже более подробно рассказать в отдельном материале, ибо «Дебри-ДВ» неоднократно публиковали о нем критические материалы, когда он находился у руля отраслевого крайкома. И если позволит редакция «Дебрей» и согласится сам экс-председатель комитета, может, сделать с Владимиром Чернышовым большое и откровенное интервью. Вопросов к нему, поверьте, немало. Пока же речь не о нем...
 
Последний выпуск с обидой
 
Мы помним, что летом прошлого 2015 года руководство «Молодого дальневосточника» объявило о том, что газета может прекратить свое существование из-за долгов и иных финансовых трудностей. Правда, в тот момент редакции удалось заработать определенную сумму денег и продержаться до середины ноября 2015-го.
 
Последний номер «МД» вышел 18 числа. Те, кто его читал, наверное, мало что поняли. Выпуск был наполнен цифрами о краевых субсидиях местным СМИ, а главное, - обидой за то, что газете не удалось в прошлом году получить по конкурсу средства из краевой казны. И казалось многим, что газета больше не оживет, тем более, в кризисное время.
 
Кстати, 10 января «Молодому дальневосточнику» исполнилось 95 лет. В 1921 году в Чите стала выходить газета с весьма претенциозным названием - «Юная рать». Это был печатный рупор Дальбюро ЦК РКСМ. С переносом столицы Дальневосточного края из Читы в Хабаровск в наш город перебралась и редакция газеты.
 
Второе рождение
 
Между прочим, в прошлом году, аккурат когда вышел последний «непонятный» выпуск «МД», издание отмечало еще один свой, промежуточный, юбилей - 90-летие. С 15 ноября 1925 года эта комсомольская газета была переименована в «Набат молодежи». С 15 июня 1932-го по август 1941-го издание выходило под названием «Тихоокеанский комсомолец». При этой редакции было создано первое литературное объединение. Уточню, что это издательское имя не исчезло, и потом поменяло место прописки с Хабаровска на Владивосток.
 
В конце августа первого года Великой Отечественной молодежная газета перестала существовать как отдельная печатная единица, но редакция при этом сохранилась, став отделом комсомольской жизни в другом старейшем издании края - «Тихоокеанской звезде», которое старше «молодежки» всего лишь на год.
 
Но почти сразу после победы над фашистами и японцами, 25 ноября 1945-го, газета возродилась вновь под своим нынешним названием - «Молодой дальневосточник».
 
Здесь в разные времена работали многие из тех, кого потом назовут золотым творческим фондом Дальнего Востока: поэты Петр Комаров и Римма Казакова, писатели Дмитрий Нагишкин и Николай Наволочкин, журналисты Владимир Сунгоркин, Игорь Коц и Александр Куприянов, ставшие впоследствии руководителями крупнейших российских изданий.
 
Изысканная творческая аура
 
В газете даже в самые застойные советские годы всегда царила атмосфера свободомыслия и даже некоторой бесшабашности. Тут публиковали свои первые почти запретные тогда литературные фантастические опусы Георгий Пермяков и Сергей Лукьяненко. Здесь начинали работать десятки будущих хабаровских и дальневосточных акул пера. Случались даже и семейные журналистские династии…
 
Именно в этом издании была создана первая на Дальнем Востоке школа молодого журналиста - ШМЖ. Она дала путевку в профессию многим нашим талантливым коллегам. Одни, к сожалению, уже ушли из жизни, некоторые навсегда покинули Россию и Хабаровск. Но газета все годы существования сохраняла свою демократичную и в некотором смысле изысканную творческую ауру.
 
Тут всегда находилось место и серьезным репортерским расследованиям, и многосерийным историческим открытиям, и разухабистой публицистике, и главное, газетчики вели активную общественную деятельность, что в наше время для хабаровских редакций большая редкость.
 
Не могу не вспомнить, что именно благодаря в том числе и «Молодому дальневосточнику» более четверти века назад в Хабаровске была поставлена первая в России часовня в память о жертвах политических репрессий. Общественники сформировали поисковую бригаду, куда вошли председатель хабаровского «Мемориала» Валентин Куликов, полковник КГБ запаса Анатолий Лавренцов, замредактора газеты «Молодой дальневосточник» Ирина Полникова и историк Андрей Хмара. Эти люди провели огромную работу по поиску массовых мест захоронений десятков тысяч расстрелянных наших земляков. И нашли, а потом добились увековечивания невинных жертв сталинского террора.
 
Дух хронического безденежья
 
А еще в этой газете обитали в годы перестройки и первые неформалы-анархисты, и представители так называемого самиздата. Даже наши знаменитые поэты-хулиганы Байрам и Вольдемар, можно сказать, родом из «Молодого дальневосточника».
 
Но честно скажу, мне лично никогда не хотелось работать в «МД», поскольку на протяжении многих лет газета, при всей своей видимой независимости, поддерживала тогдашнего губернатора края Виктора Ишаева. К тому же, там, на полувтором этаже Гоголя, 21, похоже, витал дух хронического безденежья.
 
Не знаю, с чем это было связано. Полагаю наивно, что, прежде всего, с неумением или нежеланием тогдашнего руководства газеты коммерциализировать свой продукт, делая рентабельным печатное слово, в том числе и в финансовом смысле.
 
Могу и ошибаться, но лишь изредка, в период каких-нибудь серьезных выборов, к примеру, в лихие 90-е власть и придворный бизнес подбрасывали изданию дополнительную энную сумму денег на борьбу с немногочисленными оппонентами Ишаева. И тогда газетчики «МД» могли хоть на время подзабыть о больших дырах в своих кошельках.
 
Они умели многое, были талантливыми журналистами и просто высокоразвитыми людьми, но не могли за два десятка лет новейшей истории организовать в редакции серьезной коммерческой инфраструктуры для создания финансовой подушки безопасности.
 
Именно это потом больно, практически смертельно ударило по редакции, когда газетный рынок резко осунулся, когда появились многотысячные долги, когда подорожала бумага и типографские услуги, когда единственным средством к существованию оставались пресловутые казенные субсидии, и когда в один прекрасный день этих чиновных подачек получить не удалось.
 
Но сегодня не хочется говорить о негативе, который был, есть и, естественно, будет в жизни любого СМИ.
 
Очень рад за коллег-газетчиков, что они сумели возродить свое издание, причем, именно в профессиональный праздник, да еще в такое время.
 
С юбилеем тебя, «МД», с новым рождением, с новой, если угодно, уже четвертой жизнью, которая наверняка будет трудной, но, надеюсь, долгой и такой же насыщенной, каковой была все 95 лет.
 
Андрей Мирмович