Северо-Курильск. На дальнем плане - дизельная электростанция. |
|
На Парамушире функционирует местная, изолированная от Сахалина, система электроснабжения. За счет областного бюджета объекты энергетики были в свое время реконструированы. Ставилась цель снизить потери, увеличить выработку электроэнергии, снизить поставки топлива в район за счет использования более эффективных дизельных агрегатов фирмы Катерпиллар.
До реконструкции местная дизельная электростанция (ДЭС) вырабатывала более 14 млн. кВт-часов в год при удельном расходе топлива около 240 - 250 г/кВт-час. После реконструкции за семь лет достигнут уровень общей выработки 16 млн. кВт-часов при удельном расходе топлива 221 г/кВт-час. Полезный отпуск в 2015 году достиг 11,3 млн. кВт-часов. Потери не снизились, достигая 20 проц.
Чтобы оправдать эффективность расходов на реконструкцию, местная администрация, не стесняясь, приписывала по 3 - 4 млн. кВт-часов за счет работы агрегатов рыбоперерабатывающих предприятий. Фирмы вынужденно вырабатывали электроэнергию на своих агрегатах, на своем дизельном топливе.
Мэрия относила выработку электроэнергии для собственных нужд рыбников к разделу доклада главы района «Коммунальное хозяйство». Получается, как будто рыбники продавали энергию населению для коммунальных целей.
Даже в 2015 году, когда всем рыбоперерабатывающим предприятиям была предоставлена льгота по тарифу, согласно которой стоимость одного киловатт-часа электроэнергии для них была снижена с 13 до 2,5 рубля, оказалось, что эти предприятия выработали собственной электроэнергии более 2 млн. киловатт-часов.
Ради справедливости необходимо отметить, что прибавлять в общий котел выработку электроэнергии судовыми электроустановками (3 - 4 млн. кВт-часов в год) мэр городского округа не стал. Иначе общая городская выработка электроэнергии выросла бы еще больше, показав феноменально низкий (вместо 221 - 165 г/кВт-час) удельный расход топлива на выработку одного кВт-часа электроэнергии, поскольку рыбники работают на собственном топливе, а в удельном расходе учитывается исключительно закупленное за счет бюджета топливо для муниципальных нужд.
Население города потребляет в год около 4 млн. кВт-часов электроэнергии.
Тариф для населения в 2015 году и пока действующий в 2016-м - 3,8 рубля/кВт-час. Стоимость дизтоплива в тариф для населения не включена. Для «прочих» действует тариф 13,58 рубля/кВт-час. В тариф для «прочих» стоимость дизтоплива включена. Предприятие, исходя из доходов от стоимости топливной составляющей тарифа, обязано закупать дизтопливо для «прочих».
В общую схему электроснабжения города включены две мини-Гэс мощностью 1660 кВт, работающие при наличии достаточного напора воды. Ими в разные годы вырабатывалось от 700 до 2000 кВт-часов. Все дизельные агрегаты и мини-Гэс закреплены за муниципальным предприятием «Тепло-электро-системы Северо-Курильского городского округа» (МП «ТЭС»). Вода для турбин мини-Гэс достается бесплатно. На нее даже не оформлено разрешение на водопользование, не оплачивается налог.
А на завоз в город до 2,5 тыс. тонн дизтоплива в год для муниципальных нужд выделяются субсидии из областного бюджета - около 150 млн. рублей. На эти средства МП «ТЭС» закупает качественное дизельное топливо марки ДТ-Л-0,2-62. За счет доходов от тарифа для «прочих» предприятие закупает топливо дополнительно для «прочих». В 2015 году за счет «ТЭС» было закуплено 199 тонн топлива.
Только вместо дизельного топлива по 54 000 рублей за тонну закуплено топливо судовое маловязкое (ТСМ) по 35500 рублей за тонну. Получив доход от топливной составляющей тарифа для «прочих» по дизтопливу, а закупив ТСМ, МП «ТЭС» сэкономило 3,68 млн рублей. При этом полученное топливо ТСМ, в котором содержание вредной серы почти в 8 раз превышает содержание в дизтопливе, было смешано с дизельным в одной и той же емкости в порту. Автоматика дизелей не различает топливо «по вкусу».
Но избыток серы скажется на уменьшении межремонтных сроков топливной аппаратуры. Вот только ремонтировать агрегаты будут за дополнительные бюджетные средства, которые щедро выделяет министр ЖКХ Г. Митрик. А экономию можно пустить на премии тем, «кто в доле», или на закупку нового «уазика» для выездов на природу по грибы, ягоды и т. п.
Третий год по материалам КУСП (книга учета сооб-щений о преступлениях)
№ 303 от 1 августа 2013 года безуспешно проводится проверка специалистами отдела МВД по Северо-Курильскому городскому округу фактов закупок ТСМ вместо дизельного топлива для дизелей МП «ТЭС».
В одном из постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела приведены заявления директора МП «ТЭС», представителей ООО «Сахалин-Машинери» о том, что двигатели системы Катерпиллар вполне могут работать на топливе ТСМ без какого-либо ущерба для них.
Если это действительно так, то почему для муниципальных нужд закупается дорогое дизельное топливо, а для прочих - значительно более дешевое ТСМ, причем для работы тех же самых двигателей фирмы Катерпиллар. От избытка денег? Пока что полиция и прокуратура себя этим вопросом не озадачивают.
Экономию можно получать еще несколькими путями. Ввиду того, что в городе не было органа контроля, МП «ТЭС» длительное время контролировало себя само. Закрытости информации способствовал и мэр, который ранее был директором этого предприятия. Были случаи, когда подлежащие открытию сведения о работе «ТЭС» приходилось получать после обращения в прокуратуру. Такая скрытность дает повод и основания полагать, что с законностью в освоении бюджетных средств на предприятии имеются проблемы.
Например, закрытость информации об объеме выработки электроэнергии мини-Гэс позволяет выработанные «водой» киловатт-часы приписывать «дизтопливу» и получать нелегальную экономию топлива. Каждые 100 000 кВт-часов электроэнергии, переведенные с воды на дизтопливо, дают экономию 22 тонн дизтоплива - это около 1,2 млн. рублей.
На предприятии явно завышен удельный расход топлива на выработку одного кВт-часа энергии. В паспортных данных дизелей фирмы Катерпиллар расчетный удельный расход топлива ДТ-Л-0,2-62 при работе на 75 проц. нагрузки составляет 218 г/кВт-час. При измерениях фактического расхода в подобном режиме работы специальной комиссией при вводе в эксплуатацию этих дизелей было получено значение порядка 190 г/кВт-час. Предприятие списывает дизтопливо, исходя из норматива 221 г/кВт-час. Поэтому, с учетом отходов при сепарировании топлива, экономия топлива должна была проявиться, но, насколько мне известно, таких актов на предприятии нет.
А уж если экономия появилась, то каждый уважающий себя предприниматель ставит это в заслугу себе. И использует или для развития производства, или для себя любимого. Но в нашем случае предприятие является муниципальным, и возникающую экономию топлива можно использовать только на благо предприятия, а не для обогащения отдельных личностей. Полученную экономию топлива можно нелегально превратить в деньги, потому что топливо в кармане не вынесешь. Имеются несколько схем для монетизации сэкономленного топлива.
«Экономию» можно продавать самому себе через третьих лиц, можно просто продавать третьим лицам. Нельзя исключать, что на местной АЗС продается топливо с дизельной электростанции. Тем более что заправка дизтопливом шхуны в портковше была зафиксирована официально.
Есть установленный факт, когда 19 октября 2015 года Камчатским отделом ДВУ Госморнадзора в отношении МП «ТЭС» было возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.1.2 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности без лицензии) за перевалку дизельного топлива с грузового автомобиля КрАЗ на морское судно «Марин Стар». Ради справедливости нужно сказать, что в этом случае предприятию удалось уйти от ответственности, объяснив заправку судна с бензовоза якобы водой, а не дизтопливом.
Конечно, от некоторых обвинений можно грамотно «отмазаться», но это лишь подтверждает необходимость повышенного контроля за деятельностью муниципального предприятия, через которое проходят значительные для города денежные потоки. Стоимость сэкономленного топлива за год может доходить до десятков миллионов рублей. Поэтому нужно как можно быстрее исключить основания для возникновения коррупции. А это можно сделать тихо и даже без прокуроров с полицией.
Нужно ужесточить контроль за расходом дизтоплива на МП «ТЭС», за выработкой электроэнергии, нужно в очередной раз независимой комиссии провести контрольный замер удельного расхода дизтоплива, а также обеспечить открытость и конкурентность процедур закупок топлива. Ведь все закупки топлива для МП «ТЭС» проходят через единственного и «любимого» поставщика.
В аукционной документации, к примеру, по закупке ТСМ от 25 сентября 2015 года просматривается случай завоза топлива из Владивостока, а затем это топливо оформлено как завезенное из Петропавловска-Камчатского, с ТЭЦ-2. Такое можно проделать только с любимым поставщиком, слившись с ним, как говорят в подобных случаях, «в экономическом экстазе».
Ради любимого поставщика цену ТСМ, которое на рейде Северо-Курильска рыбаки покупают по 32 - 34 тыс. рублей за тонну, можно повысить до 38,5 тыс. рублей, добавив 3 тыс. рублей за тонну за перевозку его из Петропавловска-Камчатского. Был даже случай, когда в роли заказчика дорогостоящего оборудования за 21 млн рублей для МП «ТЭС» выступило МКУ «САТО и Б», не имеющее никакого отношения к МП «ТЭС». Если провести аналогию, то и городская библиотека вправе заказывать томограф для ЦРБ.
Если ничего не делать в ближайшее время, то могут возникнуть неприятности как для руководства МП «ТЭС», так и для их кураторов из местной администрации. И хорошо, если ниточки не потянутся в министерство ЖКХ.
Прошлым летом в городе по инициативе депутатов областной думы была проведена проверка контрольно-счетной палаты. Результаты проверки изложены на 50 страницах отчета, размещенного на сайте КСП.
Несмотря на множество выявленных нарушений, все должностные лица на местах, проведения прокурорских проверок незаметно. Такое впечатление, что идет накопление критической массы нарушений, при достижении которой она все-таки рванет.
А. Чернега,
депутат собрания Северо-Курильского городского округа.
«Советский Сахалин», 24.03.16